КЕЙСЫ

8 МИН

Дата обновления: 12 февраля 2025

Бизнес для женщин в России: опыт основательниц Wildberries, «АндерСона» и «Вилгуда»

В России более 6,7 млн женщин зарегистрированы в качестве ИП или самозанятых. Вопреки стереотипам, женщины открывают не только маленький бизнес: их проекты вырастают, например, в крупнейший в стране маркетплейс, самую известную сеть детских кафе и другие интересные бренды.

Татьяна Бакальчук, Wildberries

«Мне до сих пор сложно называть себя предпринимателем. У меня нет математического и экономического образования, я заранее ничего не просчитывала. Просто придумала и запустила», — поделилась в интервью Forbes Татьяна Бакальчук. Журнал назвал её богатейшей женщиной страны и оценил её состояние в 7 млрд долларов, а также включил в список бизнесменов, изменивших представление о России в мире.

Бакальчук решила открыть бизнес в 2004 году, во время декретного отпуска. На тот момент 28-летняя женщина была репетитором по английскому языку, и вести занятия с маленьким ребёнком на руках было трудно. Тогда Бакальчук задумалась о своём деле и нацелилась на бизнес для женщины с минимальными вложениями. Актуальным вариантом оказался интернет-магазин. Партнёром по проекту стал муж Татьяны Владислав. На разработку сайта Wildberries они потратили 700 долларов (21 тысяча рублей по курсу на 2004 год) и ещё по две тысячи рублей еженедельно вкладывали в рекламу.

Сначала Татьяна и Владислав собирались продавать одежду зарубежных брендов, но денег на предоплату, которую требовали дистрибьюторы, у пары не было. Тогда они решили выставить на сайте вещи из каталогов немецких фирм Otto и Quelle, которые можно было купить только через торговых агентов.

На старте маленький склад устроили в квартире, а начинающий предприниматель — Татьяна не только управляла бизнесом, но и работала администратором и курьером. Через год арендовали первый офис и наняли сотрудников. В 2006 году Wildberries начал сотрудничать с европейскими производителями одежды, а в 2009-м заключил контракт с первым крупным партнёром — Adidas.

Сегодня на Wildberries представлены десятки тысяч брендов, в том числе одежды, косметики, электроники, товаров для дома, продуктов питания, в России, Казахстане, Белоруссии, Киргизии, Армении и Узбекистане. Идея — сделать примерку одежды бесплатной — стала одной из главных инноваций, которую компания привнесла на рынок. Позже такую услугу стали предлагать и другие интернет-магазины, например Lamoda.

Анастасия Татулова*, «АндерСон»

По мнению основательницы сети детских кафе «АндерСон» Анастасии Татуловой, женщины заходят в ниши, которые не интересны мужчинам. К ним относятся, например, проекты, связанные с детьми, здравоохранением и социальными проблемами.

Татулова открыла первое семейное кафе-кондитерскую в декабре 2009 года. Эта идея родилась после путешествий в Европу, где женщина обратила внимание на целый рынок маленьких булочных. К тому же в Москве не было заведений, куда можно было прийти с детьми и отдохнуть, а не следить постоянно за ребёнком, объясняла предпринимательница во время лекции в школе стартапов RuSSOL.

В собственный бизнес Татулова вложила 7 млн рублей, накопленные за время работы в рекламе и маркетинге. Сумма покрыла расходы на аренду помещения, закупку оборудования, наём сотрудников. По признанию Анастасии, она допустила все стандартные ошибки предпринимателя: неправильно заключала договоры, неверно выстраивала отношения с партнёрами и т. д. На протяжении 14 лет она вкладывала в развитие бизнеса большую часть накопленных денег.

По оценкам аналитиков, выручка «АндерСон» по итогам 2022 года составила 2,5 млрд рублей без НДС, сеть насчитывала более 40 заведений в России и СНГ. В 2023 году Анастасия Татулова продала сеть семейных кафе «АндерСон» продуктовому ретейлеру «ВкусВилл».

Барно Турсунова, «Вилгуд»

Менее типичный маленький бизнес для женщин запустила Барно Турсунова. В 2011 году вместе с мужем Шерзодом она купила убыточный автосервис около метро «Автозаводская» в Москве. Практически сразу супруги решили сделать сеть из 100 точек. В покупку работающего автосервиса с оборудованием, 25 сотрудниками, поставщиками и клиентами пара вложила 18 миллионов рублей собственных средств, которые скопила благодаря розничной и оптовой торговле отделочными материалами.

За восемь месяцев предприниматели вышли в плюс. Секретом производства компании Турсунова считает IT-систему Wilgood IS. В ней фиксируются все этапы работы с клиентами от звонка до ремонта автомобиля и расчёта. У каждой задачи есть срок выполнения и ответственный за неё.

К примеру, замена детали занимает 10 минут. Если мастер укладывается, он получает баллы, в противном случае баллы вычитаются. В конце месяца очки конвертируются в премии или штрафы.

Отсутствие планирования и системы Турсунова считает главной неудачей бывших владельцев автосервиса. «Работа строилась так. Одни сотрудники сидят на приёмке:

— Можешь принять клиента?

— Могу.

— Приходите послезавтра.

Дальше никакого планирования не было», — рассказала предпринимательница РБК. Большую часть задач сотрудники записывали на бумажках или передавали устно. Это приводило к простоям и потере клиентов.

Благодаря IT-системе предприниматели смогли развить бизнес и открыть франшизу. Сейчас в сети более 50 точек в России, Белоруссии и Казахстане, средний оборот составляет 2 млрд рублей в год.

*включена Министерством юстиции в реестр иностранных агентов на территории РФ