УРОКИ БИЗНЕСА
5 МИН
Выше обстоятельств: чему российский бизнес научился во время карантина
Компании оказались заложниками пандемии и ограничительных мер. Но предприниматели не опустили руки и показали, что во время кризиса появляются новые возможности. Рассказываем, что теперь умеет бизнес и как это поможет ему развиваться.
Самоизоляция перекрыла для большинства предпринимателей основные каналы продаж: непродовольственные магазины, салоны, торговые центры оказались закрытыми. Чтобы развиваться, бизнесмены научились работать в онлайн-формате: открыли интернет-магазины, запустили доставку и освоили таргетированную (то есть нацеленную на конкретных пользователей) рекламу.
Отказываться от онлайн-продаж после карантина предприниматели не намерены: аудитория интернет-магазинов за время пандемии выросла на 15—17 миллионов человек и через 1—2 года будет приносить бизнесу до 200 миллионов рублей в год.
Производитель натуральных сладостей и товаров для дома «Малый Турыш» не продавал свои товары в интернете до карантина. «Мы никогда не тестировали в обычных условиях работу с маркетплейсами. Решили попробовать зайти одновременно на три платформы, в том числе и на AliExpress. AliExpress позволяет расширить рынок сбыта и понять, может ли бренд конкурировать с другими производителями в том же сегменте. Мы уже получаем продажи оттуда», — рассказала Forbes основательница компании Гузель Санжапова.
Пандемия показала, что преодолеть кризис с узкой специализацией сложно: когда спрос на товар падает, компания теряет всю выручку. Чтобы быть готовыми к любым изменениям рынка, предприниматели стали диверсифицировать бизнес: запускать новые линейки продукции, услуги и работать в разных каналах продаж.
Команда интернет-магазина одежды 12Storeez нашла в кризисе новые возможности для роста. «Планы по глобальному развитию — приоритет: со снижением курса рубля мы стали ещё интереснее для иностранных покупателей, поэтому в ближайшее время приложим максимум усилий к развитию глобальных продаж», — рассказал генеральный директор компании Иван Хохлов в своих соцсетях. Бренд начал работать в Англии, а ещё его основатели планируют выйти в США и Германию.
Холдинг Black Star справился с кризисом благодаря производству нового контента и онлайн-концертам. «Нашей основной задачей стал выпуск в апреле рекордного количества контента, который помог с мая по июль увеличить доход», — рассказал Forbes генеральный директор компании Павел Пашу Курьянов. Из-за карантина приходилось всё делать в домашних условиях, но бизнесмен нашёл способ преодолеть сложности. «Например, для записи песен некоторым артистам нашего лейбла мы купили различные музыкальные установки и загрузили программы, чтобы они могли работать сидя дома», — поделился Пашу.
Российские бизнесмены научились взаимовыручке не сразу. Например, одним из самых дискуссионных вопросов стала аренда. По данным НАФИ, 85 % арендаторов пытались добиться пересмотра условий. Это удалось только в 13 % случаев, у 60 % арендаторов уже появились просрочки по платежам.
Постепенно ситуация выровнялась: одни компании стали временно предоставлять персонал другим, консультировать по развитию бизнеса, пересматривать условия по контрактам.
Ресторанные сети «Теремок» и «Буше» договорились о временном трудоустройстве сотрудников в службу доставки iGooods. «Сохранение команды «Теремка» — это ключевая ценность компании. Мы прилагаем максимум усилий, чтобы поддержать наших сотрудников в непростое время, поэтому мы ищем дополнительные возможности, чтобы сохранить их уровень дохода», — рассказала журналу E-pepper директор HR-департамента «Теремка» Ольга Герасименко. Выиграли все стороны: маркетплейс перекрыл нехватку курьеров, рестораны снизили издержки на зарплаты, а сотрудники не остались без работы и денег.
Калининградские компании сегмента HoReCa объединились, чтобы не потерять клиентов и поддержать спрос. Директор Ассоциации рестораторов и отельеров Зеленограда Сергей Куренков рассказал журналу РБК, что предприниматели решили создать пакетные предложения. «Сейчас можно забронировать отель, дополнительно включив разные «плюшки», которые в другое время были бы платными, а сейчас они будут бесплатными либо со скидками: флаеры, сертификаты на посещения чего-либо».
Бизнес быстро перестроился на дистанционную работу. Сотрудники многих компаний показали высокую продуктивность на удалёнке. Поэтому после карантина порядка 70 % компаний оставит часть сотрудников дома. Эффективность бизнеса сохранится, а расходов на офис станет меньше. Например, можно переехать в более скромное помещение и сэкономить на аренде и обслуживании.
Разработчик софта для электронной торговли Cognitive Technologies перевёл 82 % штата на удалёнку. Глава компании Ольга Ускова рассчитывает, что даже после карантина в офис выйдет только часть сотрудников — остальные продолжат работать дистанционно из дома.
Удалёнка понравилась даже крупным компаниям. «Мегафон» перевёл на дом 15 тысяч сотрудников — почти 40 % персонала, и часть из них продолжит работать в таком режиме.