УРОКИ БИЗНЕСА

2 МИН

Дата обновления: 4 декабря 2024

Чек-лист проверки контрагента

«Лучший способ узнать, можно ли доверять человеку, — это довериться ему», — говорил Эрнест Хемингуэй. Сразу ясно, он не был бизнесменом. В бизнесе такой подход скорее принесёт убытки и проблемы с налоговой.

Как проверить контрагента

Прежде чем заключать сделку с новым контрагентом, ответьте на несколько вопросов:

1

Не проходит ли ваш будущий партнёр ответчиком по судебным искам?

Проверьте по названию компании или ИНН на сайте Картотеки арбитражных дел. Если ваш контрагент регулярно не отдаёт долги или не выполняет обязательства по договору — это звоночек.

2

Вовремя ли он платит налоги?

Это легко «пробить» по базе на сайте ФНС «Прозрачный бизнес». Если у контрагента большая задолженность, налоговая может признать расходы на покупку товара или услуги у него «необоснованными» — и увеличить вам налог на прибыль.

3

Занимается ли предпринимательством постоянно или от случая к случаю?

Если компания продаёт товары или услуги редко и только аффилированным лицам, налоговая может усомниться, что сделка с ней — настоящая. Вам придётся это доказывать.

4

Может ли подтвердить, что у него достаточно помещений, техники и людей, чтобы выполнить работу?

Попросите документы, чтобы в случае чего предъявить их налоговой. Если отказывают — возможно, вместо парка грузовых автомобилей вас ждёт один ржавый трактор, а вместо пула программистов — подрабатывающий ночами студент.

5

Входит ли в реестр недобросовестных поставщиков ФАС?

Проверьте на портале госзакупок. В реестр включают тех, кто проштрафился на контрактах.

Проконсультироваться по вопросам соблюдения 115-ФЗ поможет «Комплаенс-помощник».

Рано в стоп-лист

Не спешите отказываться от сделки, если:

  • У компании «массовый» юридический адрес. Возможно, это офисный центр — они иногда попадают в базу таких адресов на сайте nalog.gov.ru. Для проверки найдите панораму здания на онлайн-картах.
  • На сайте компании нет примеров работ и отзывов. Возможно, контрагент не умеет делать хорошие сайты. Узнайте имена других клиентов в личном разговоре с партнёром и свяжитесь с ними, чтобы собрать отзывы.
  • В интернете есть единичные негативные отзывы. Никто не идеален.