УРОКИ БИЗНЕСА
11 МИН
Дата обновления: 3 апреля 2025
Что такое CRM-система и как её внедрить
Собирать и систематизировать информацию о клиентах, автоматизировать процессы, контролировать сотрудников и увеличивать продажи поможет CRM-система. Что это такое и как с ней работать ― разбираемся в статье.
CRM расшифровывается как customer relationship management, то есть «управление взаимоотношениями с клиентами». CRM-система для бизнеса ― это программное обеспечение, которое помогает работать с клиентской базой, собирать лиды, отслеживать действия клиентов и сотрудников и автоматизировать рутинные операции.
Набор функций зависит от конкретной системы. Выбирайте то, что больше подходит вашему бизнесу, опираясь на возможности и стоимость использования.
CRM-системы делятся на облачные и локальные.
Ещё CRM можно разделить на универсальные и отраслевые.
CRM поможет систематизировать и упорядочить данные о клиентах и собрать информацию по каждому из них: Ф. И. О., дату рождения, контактные данные, его последние визиты на сайт, историю покупок, сумму среднего чека и индивидуальные предпочтения. Также система регистрирует лиды ― потенциальных клиентов, которые оставляют свои контактные данные ― чтобы сотрудники в дальнейшем могли с ними работать.
CRM регистрируют входящий трафик ― звонки, письма, заявки ― и формируют карточку для каждого клиента.
Вот как это работает, например, для интернет-магазина:
CRM автоматизирует расчёты и сохраняет все данные.
Вы будете видеть:
Вы можете настроить CRM-систему так, чтобы объединить в ней данные из систем аналитики, с сайта, из платёжных и рекламных систем, сервисов коллтрекинга и программ складского учёта. Это позволит видеть полную картину ваших бизнес-процессов и вовремя реагировать на изменения.
Например, решение для управления продажами от СберБизнеса позволяет следить за процессами не только своего бизнеса, но и отрасли в целом.
CRM-система сама формирует отчёты: какая конверсия, какой цикл сделки, сколько денег сгенерировал отдел продаж и каждый продавец. Ваша задача ― грамотно использовать отчёт, сегментировать клиентскую базу и выстроить воронку продаж для каждого сегмента. Можно настроить систему так, чтобы видеть, откуда приходят клиенты и фиксировать это, отказываясь от неэффективных рекламных каналов.
На основе данных системы вы сможете составлять для клиентов индивидуальные предложения и давать скидки на интересующие их категории. Например, сеть магазинов «Улыбка радуги» предлагает своим клиентам персонализированные скидки и бонусные баллы за подписку на рассылку. Можно анализировать историю покупок клиента в CRM-системе и на её основе генерировать предложения.
CRM-системы позволяют ставить сотрудникам задачи — вручную или автоматически — и следить за их статусом. Например, в решении для управления продажами алгоритмы ставят задачи автоматически и контролируют показатели, которые влияют на эффективность продаж.
Руководитель может отслеживать, кто из сотрудников работает более эффективно, по количеству закрытых сделок. Все действия сотрудников ― закреплённые за ними контакты, записи разговоров, пометки, поставленные задачи ― сохраняются. Благодаря этому можно выяснить, на каком моменте в общении с клиентом что-то пошло не так.
CRM-системы будут автоматически подтягивать данные клиентов, что ускорит работу ― не придётся каждый раз вводить вручную реквизиты. Также ваши сотрудники смогут обмениваться информацией и документами между отделами через систему.
В CRM-систему можно интегрировать программу бухгалтерского учёта, например 1С: бухгалтерия, и тогда CRM будет автоматически формировать отчёты и автоматически подставлять данные.
Внедрение CRM-системы должно быть целесообразным: какие задачи стоят перед вашим бизнесом и какого результата хотите достичь?
Например:
Ставьте реальные задачи и не возлагайте на CRM-систему слишком большие надежды. Она поможет многое упростить, но только при условии регулярной работы и правильной настройке.
Аудит нужен, чтобы получить всю необходимую информацию о продажах компании. В дальнейшем это позволит точнее настроить CRM-систему под себя. Нередко провести аудит помогают сами компании ― владельцы CRM.
Примеры вопросов для аудита:
Ответы на эти вопросы дадут понять интегратору (тому, кто будет внедрять), как перенести, настроить и автоматизировать взаимоотношения внутри отдела продаж и с клиентами. Это сделает работу с CRM эффективнее.
Так вы поймете, какие CRM-системы лучше всего подойдут.
Работа CRM-системы строится вокруг клиента и его данных, поэтому вам в любом случае придётся ознакомиться с ФЗ «О персональных данных» и узнать, как собирать информацию законно.
К персональным данным относятся:
Чтобы собирать информацию законно, вам понадобится:
Подробнее об этом читайте в статье.
Выбрать CRM-систему ― это только полдела, дальше её нужно внедрить и настроить так, чтобы всё работало.
Внедрение CRM-системы состоит из трёх этапов.
Как и любое программное обеспечение, CRM нужно настроить под себя. С этим может помочь компания, у которой вы покупаете систему, или приглашённый специалист. CRM настроят под ваши запросы.
Как это примерно выглядит:
Далее нужно настроить нужные вам интеграции в CRM-системе. Обычно это интеграция с сайтом, системой 1С, телефонией и почтой, соцсетями, службами доставки и др.
После того, как всё технически будет готово, нужно обучить ваших сотрудников работать с программой, заносить в неё нужные данные, менять статусы и пр. Некоторые компании помогают с этим: дают скрипты, проводят обучения, предоставляют доступ к библиотеке курсов по работе с системой.
Замерьте ключевые показатели бизнеса до внедрения CRM-системы и через какое-то время после ― например 2-3 месяца. Результат может быть небыстрым, но даже небольшая положительная динамика скажет о том, что вы, скорее всего, всё делаете правильно.
🖥️ CRM ― это система управления важными показателями бизнеса. Она помогает работать с клиентской базой, собирать лиды, отслеживать действия клиентов и сотрудников и автоматизировать документооборот.
🤔 Выбор CRM-системы зависит от того, какие процессы происходят в продажах и сколько сотрудников над ними работает.
💡 Внедрение CRM-систем состоит из 3 этапов: технической настройки, обучения сотрудников и оценки результатов.
Автор: Валерия