ПО ЗАКОНУ

  10 МИН

Дата обновления: 27 февраля 2025

Что такое оферта

Когда клиентов много, подписывать договор с каждым — сложная задача. Сэкономить время и упростить оплату для покупателя поможет оферта. В статье рассказываем, что это такое, как её составить и использовать.

Что такое оферта

Что такое акцепт

Почему оферта нужна бизнесу

Когда оферта не сможет заменить договор

Что включить в оферту

Как изменить или отменить оферту

Главное

Что такое оферта

Оферта — это предложение заключить договор на заранее определённых условиях. Условия конкретно прописаны в самой оферте — их можно принять или не принять, но изменить нельзя.

Оферта может быть публичной и непубличной.

Публичная оферта не имеет конкретного адресата. Это предложение действительно для всех, кто его увидит. Например, меню ресторана — это публичная оферта.

Непубличная оферта направлена на конкретного адресата — человека или компанию. Такую оферту ещё называют простой.

Например, швея Инна отправляет в хореографическую студию «Колосок» предложение изготовить костюмы для выступлений. В письме Инна указывает стоимость, сроки работы и количество костюмов, которые она сошьёт. Это непубличная оферта — условия действуют только для «Колоска».

Инна может разослать разные предложения в разные студии: для одних она будет готова сшить 20 изделий за 60 000 рублей, для других — 10 за 50 000. Это тоже будет непубличной офертой, особенной для каждой студии.


Ещё есть счёт-оферта, её используют в сделках на небольшие суммы. К тексту непубличной оферты добавляется счёт на оплату и получается счёт-оферта. В нём описывают товар, работу или услугу, их количество или объём, стоимость, реквизиты сторон и другие существенные условия. Например, для договора поставки это сроки передачи товара.

Договором счёт-оферта становится, когда его подписывают и оплачивают.

Пример счёта-оферты, источник: сайта магазина Lutner

Что такое акцепт

Акцепт — это согласие с условиями оферты.

Принять условия = акцептовать оферту

Оферта превращается в договор после получения акцепта — без него оферта остаётся просто предложением.

Договор = оферта + акцепт

Универсальной формы акцепта не бывает — она может выглядеть по-разному, в зависимости от обстоятельств.

Покупатель онлайн оплатил заказ на маркетплейсе = заключён договор купли-продажи.

Пользователь начал загрузку программы = заключён лицензионный договор.

Человек записался на приём к психологу = заключён договор оказания услуг.


Форму акцепта определяет продавец — описать условия нужно понятно и подробно в самой оферте или в отдельном разделе на сайте, например в условиях покупки.

В качестве акцепта выбирайте такое действие, совершение которого будет просто доказать. Например, оплату заказа легко подтвердить с помощью выписки банка по счёту.

Пример оферты, источник: сайт магазина «Читай-город»

После акцепта условия оферты менять нельзя, и каждая сторона должна выполнить обязательства. Если возникнут разногласия, спор будет решаться по тем правилам, которые применяются к заключённому договору: купли-продажи, оказания услуг и т. д.

Почему оферта нужна бизнесу

Интернет-магазинам оферта необходима — это требование закона. Остальные продавцы могут сами решать, подходит ли оферта для их бизнеса.

Оферта помогает бизнесу:

  • соблюдать закон. Бизнес должен подписывать договор с клиентом — без договора можно получить штраф за нарушение прав потребителей;
  • тратить меньше времени на оформление договоров;
  • расположить к себе покупателя: уровень лояльности к вам повысится, если клиент сможет ознакомиться с продуктом подробнее, узнать о противопоказаниях, свойствах, гарантийном обслуживании и т. д.;
  • избежать потребительского терроризма — корыстного поведения покупателей, злоупотребляющих своими правами. Подробное описание продукта, сроков, условий оплаты, доставки и т. п. защитит продавца от манипуляций покупателя.

Когда оферта не сможет заменить договор

Без договора не обойтись, если:

  1. Вы сотрудничаете с клиентами, которые учитывают расходы при уплате налогов. Для отчётности им нужны подписанные договор и акт выполненных работ, принятия оферты будет недостаточно.
  2. Клиента не устраивают положения оферты, а сотрудничество с ним для вас важно. В таком случае можно провести переговоры, согласовать новые условия и подписать договор с ним индивидуально.
  3. Размер сделки существенен для сторон. У разных компаний свой порог доверия: если цена контракта для контрагента значительна, а риски велики, скорее всего, понадобится подписанный договор.

Что включить в оферту

У каждого бизнеса есть свои нюансы, которые могут быть важны клиенту. Какие моменты нужно обозначить в оферте:

Существенные условия сделки

В зависимости от типа договора такие условия различаются. Например, для договора подряда — это конкретные виды работ, их содержание и объём, а для договора купли-продажи — описание товара, его комплектность, количество, соответствие стандартам и сроки передачи покупателю.

Информацию о продавце

Укажите организационно-правовую форму компании — ИП или ООО, ИНН и ОГРН или ОГРНИП. Без них оферта не будет иметь силы.

Цену

Если у компании много продуктов, расценки, тарифы и прочие условия оплаты можно прописать в отдельном разделе на сайте — а в оферте сделать на него ссылку. Если же продуктов немного, всю информацию о стоимости лучше указать в оферте.

В разделе о ценах учитывайте также скидки, стоимость доставки, НДС, льготы для отдельных категорий клиентов, комиссию при оплате, если она есть, и т. п.

Способы оплаты

Пропишите все доступные варианты оплаты: на сайте, по QR-коду, карте, наличными, наложенным платежом или в руки курьеру.

Срок оферты

Укажите, в течение какого времени оферта действительна и клиент может её акцептовать. Пропишите случаи, когда можно отозвать оферту раньше указанного срока — иначе отменить её действие не получится.

Порядок акцепта

Пропишите понятно и однозначно, какое действие клиента будет считаться согласием с офертой. Подойдут, например, оплата на сайте или заказ товара.

Способ доставки

Подробно укажите, как покупатель получит заказ — на почте, в пункте самовывоза, курьерской службой, и на каких условиях. Если товар привозит не ваша компания, а служба доставки, пропишите это в оферте. Тогда за возможные ошибки отвечать будет служба, а не вы.

Срок возврата товара

Укажите возможный для возврата срок. Если не уведомить покупателя о том, что срок возврата товара, приобретённого онлайн, равняется 7 дням, то срок увеличится до 3 месяцев.

Порядок расторжения договора

Общие условия расторжения договора есть в ГК РФ, для каждого вида договора есть свои правила расторжения.

В оферте можно указать условия, при которых вы или покупатель сможете отказаться от сделки после того, как клиент дал акцепт. Или прописать, что расторжение договора происходит по правилам ГК РФ.

Например: «Покупатель может расторгнуть договор в любой момент. Предоплата возвращается в полном объёме при уведомлении продавца о расторжении договора не позднее, чем за 10 рабочих дней. При уведомлении продавца о расторжении в более поздние сроки, продавец возвращает покупателю сумму в размере 50% от предоплаты».


Ограничения

Оферту можно адресовать только определённой категории клиентов: например, юридическим лицам и ИП.

Отделяйте дискриминацию от необходимых ограничений. Проверить себя можно по простой схеме.

Не дискриминация: косметология оказывает услуги перманентного татуажа без согласия законных представителей только достигшим 15 лет, потому что по закону нанесение татуировки — медицинская услуга.

Дискриминация: косметология оказывает услуги перманентного татуажа без согласия законных представителей только девушкам, достигшим 15 лет. Салон дискриминирует клиентов по половому признаку.

Условия оферты не должны противоречить закону. Всё, что ущемляет права клиента, не будет иметь силу.

Например, если в оферте вы укажете, что в случае обнаружения недостатков возврат товара не производится, такое условие будет недействительным. А если покупатель из-за такого пункта оферты понесёт убытки, вам придётся их возместить.

Ирина купила смартфон, и на второй день использования в телефоне взорвался аккумулятор, из-за чего Ирина получила сильные ожоги. Причинённый ущерб и траты на лечение продавцу придётся возместить — что бы ни было написано в оферте.


Как изменить или отменить оферту

Менять условия оферты можно, но об изменениях нужно предупреждать заранее. Отменить оферту или изменить её условия можно только до акцепта покупателя.

Если вы не успели внести изменения в оферту до акцепта, клиент может требовать предложенное.

Как можно изменить оферту:

  • Повысить цены на маникюр, пока к мастерам нет записи.
  • Удалить раздел с ремнями в интернет-магазине до того, как кто-то из клиентов оформит заказ.
  • Убрать меловой штендер с акцией, после того как все в очереди сделают заказ.

Если же клиент принял условия оферты, отозвать её или изменить условия вы не можете — придётся расторгать договор.

Главное

  • Оферта — это предложение заключить договор на заданных условиях. Их можно принять или не принять, но изменить нельзя.
  • Оферта может быть публичной и непубличной. Ещё можно заключить счёт-оферту — это документ, объединяющий счёт на оплату и оферту.
  • Чтобы предложение продавца стало договором, нужен акцепт покупателя. Акцепт — это согласие со всеми условиями оферты.
  • Покупатель должен дать акцепт в очевидной форме — например, оплатив заказ или начав загрузку приложения.
  • Оферта необходима для интернет-магазинов — это требование закона. Для остальных компаний оферта помогает сэкономить время на подписание договоров и расположить к себе клиентов.
  • Иногда одной офертой не обойтись. Придётся подписывать договор, если важный для вас клиент не согласен с офертой, или если цена сделки слишком высока, или если для покупателя важна бумажная отчётность.
  • В оферте обязательно укажите существенные условия, цену, срок действия договора и оферты, порядок акцепта, правила оплаты и расторжения договора.
  • Изменить или отменить оферту можно только до момента, когда её принял покупатель.

Автор: Полина