УРОКИ БИЗНЕСА
9 МИН
Дата обновления: 22 августа 2024
Финансовая подушка безопасности для бизнеса
Многие знают, что необходимо иметь личную финансовую подушку безопасности на случай непредвиденных ситуаций. Однако она нужна не только физическим лицам, но и бизнесу, у которого тоже могут возникнуть неожиданные трудности. Разбираемся, что такое подушка безопасности и как её создать.
Это сумма в размере основных расходов компании на несколько месяцев вперёд, которую нужно отложить и не тратить до появления острой необходимости. Если таковая возникнет ― именно «подушка» даст бизнесу шанс выстоять и не закрыться. Отсутствие финансового резерва ― одна из типичных ошибок компаний, о которых жалеют предприниматели при наступлении форс-мажоров.
Ситуации, в которых «подушка» окажется полезной:
Во время пандемии, например, 79% российских предпринимателей жаловались на падение спроса и продаж, и 62% не имели на тот момент финансового резерва. В результате многие закрылись.
Разделите расходы на постоянные и переменные. Последние зависят от объёма производства и продаж. К ним относятся, например, затраты на расходники, проценты по эквайрингу, оплата транспортных услуг и т. д.
Для расчёта финансовой подушки безопасности берите за основу постоянные расходы: они останутся прежними даже в случае снижения объёмов производства и продаж.
Постоянные расходы ― это:
Салон арендует небольшое помещение для работы нескольких мастеров и администратора. Даже если клиентов не будет, нужно платить аренду. В штате ― два администратора и три мастера, у администраторов фиксированный оклад, у мастеров ― фиксированная часть плюс процент от оказанных услуг. Кроме того, на салоне кредит, так как руководство решило обновить мебель и оборудование. В итоге каждый месяц насчитывается минимум 250 000 рублей постоянных расходов: 70 000 (аренда) + 30 000 х 2 (зарплата администраторов) + 15 000 х 3 (фиксированная часть оплаты мастеров) + 75 000 (кредит).
Сложно предсказать такие глобальные риски, как стихийные бедствия или изменение геополитической обстановки, но можно подумать, что вы будете делать в случае невыполнения плана продаж или сокращения объёмов производства.
Подумайте, какой риск может остановить работу вашего бизнеса и какая сумма способна это предотвратить, превышает ли она основные ежемесячные расходы.
В среднем размера финансовой подушки безопасности должно хватить на 3–4 месяца, максимум ― на полгода-год. Вряд ли компания будет простаивать дольше, а свободные деньги лучше потратить на развитие и масштабирование.
Допустим, руководитель салона планирует открыть вторую точку, на это нужно 600 тысяч рублей. Если предприниматель сформирует подушку безопасности на полгода, выйдет 250 000 х 6 = 1,5 млн рублей. А если создаст финансовый резерв на 3 месяца (250 000 х 3 = 750 000 рублей), то оставшиеся деньги сможет вложить в открытие новой точки, которая будет приносить доход.
Для предпринимателя и владельца микробизнеса особенно важно иметь финансовую подушку безопасности, потому что чаще всего у него доход нестабильный, а расходы для жизни и бизнеса уже имеют какой-то постоянный уровень. Нужно понимать, сколько бизнес расходует, и держать эту сумму в запасе. Иметь подушку больше, чем на 12 месяцев, финансово неразумно. Так как в этом случае вы не получаете доход, который могли бы иметь, если бы вложили деньги в более доходные финансовые инструменты. Подушка в размере расходов на 6 месяцев будет оптимальной.
Сергей Макаров, член совета Национальной ассоциации специалистов финансового планирования
Финансовую подушку безопасности для бизнеса формируйте за счёт регулярных отчислений от прибыли. Есть два варианта: отчислять фиксированный процент, например, 5 или 10% ежемесячно, либо откладывать больше, сколько позволяет ситуация. Предположим, перед новым годом салон красоты заработал экстраприбыль ― её можно направить целиком на формирование резерва.
Проведите анализ своих доходов и расходов:
Высвободившиеся деньги направьте на формирование финансового резерва.
Если у вас пока нет финансовой подушки, а деньги всё же понадобились, оформите кредитную СберБизнес Карту Сбера. Стандартный льготный период действует 120 дней, при покупках у партнёров банка ― дольше.
Инструмент, который вы используете для хранения финансовой подушки, должен быть ликвидным, то есть обладать свойством быть быстро проданным по цене, близкой к рыночной.
Для хранения финансовой подушки подходят только высоколиквидные активы ― деньги на вкладах, счетах и в сейфах. Так они всегда будут вам доступны. На продажу других активов ― например, акций и облигаций ― понадобится время.
К тому же, когда деньги потребуются, стоимость ценных бумаг может упасть, и придётся продавать их по невыгодной цене.
Вложения в предметы искусства тоже не подойдут: их сложно продать быстро, а в кризис может просто не оказаться покупателей, готовых перекупить редкие картины или статуэтки.
В сейфе деньги обесцениваются, но какую-то часть сбережений всё же можно хранить в наличном виде ― на случай блокировки счетов. Не рекомендуется формировать подушку безопасности только из валюты, но она может составлять часть резерва.
Оптимальный вариант ― банковский депозит: на ваши сбережения будут начисляться проценты, а система страхования вкладов сбережёт деньги в случае лишения банка лицензии (до 1,4 млн рублей, для предприятий из реестра МСП).
В СберБизнесе можно открыть депозит в рублях на срок от 7 дней.
Не спешите тратить накопленное при первых трудностях. Вполне возможно, вы справитесь и без этого. Попробуйте:
Если же вы исчерпали финансовый резерв, его нужно пополнить, чтобы новые трудности не оказались неразрешимой проблемой для бизнеса.
Автор: Валерия