НАЧАЛО БИЗНЕСА
4 МИН
Франшизы вокруг нас. Что это такое
Наверняка вы не раз слышали слово «франшиза». А приезжая в другой город, видели там кофейню, вывеска которой очень знакома, — такая же возле вашего дома! Рассказываем, что из себя представляет франшиза и как отличить хорошую от плохой.
В чём суть франшизы
Франшиза — это право вести деятельность под именем чужого бренда и использовать его технологии, которое можно купить. На практике это означает, что уже существующая компания «берёт под крыло» предпринимателя и разрешает ему вести бизнес от лица торговой марки. Продавца франшизы называют «франчайзер», покупателя – «франчайзи», а такую модель бизнеса в целом — «франчайзингом».
Франшиз гораздо больше, чем кажется. Они есть в самых разных сферах бизнеса: от салонов красоты до металлопереработки. Кафе-мороженое «Баскин Роббинс», лаборатория «Гемотест», ювелирный магазин «Адамас», магазин «220 вольт» — всё это тоже франшизы, не говоря о более очевидных примерах вроде «Макдональдс». В основе каждой лежит бренд, закрепившийся на рынке.
«Доля короля»
Как правило, чем сильнее бренд и отлаженнее технологии, тем дороже стоит франшиза. Ведь вместе с узнаваемой торговой маркой франчайзи получает доступ к секретам производства и любовь клиентов авансом. А взамен платит паушальный взнос при покупке франшизы и регулярно отдаёт бренду «долю короля» — роялти.
Но это не единственное условие. Вместе с договором коммерческой концессии (в российских законах нет понятия «франшиза») правообладатель представляет свой брендбук. В нём прописаны концепция франшизы, целевая аудитория, стиль оформления помещения и т.д. Это полноценная инструкция для предпринимателей, открывающих бизнес под именем бренда, и все требования из брендбука нужно соблюдать.
«А король-то голый!»
Но не всегда известность франшизы — показатель того, что она успешна. Даже если бренд на слуху, компания может быть убыточной, а качество её товаров и услуг — неудовлетворительным.
При этом ошибка одного недобросовестного франчайзи может дорого стоить репутации всей сети. Именно поэтому владельцы хороших франшиз контролируют качество сервиса, обучают персонал и менеджеров каждой точки. А владельцы плохих — просто открывают новые, существуя за счёт взносов и роялти франчайзи.
Понимать, чем отличаются первые от вторых, полезно не только тем, кто планирует покупку франшизы, но и обычным клиентам франчайзингового бизнеса. У хорошей франшизы:
1
Есть чёткие стандарты качества. Это значит, что в любой точке вас одинаково хорошо обслужат, а товар не разочарует.
2
Открываются собственные точки. Вы не заметите разницы между своей точкой компании и открытой по франшизе: первая задаёт уровень.
3
«Стаж» от двух лет. Чтобы выстроить процессы, за счёт которых бизнес может успешно развиваться по франчайзинговой модели, нужно время.
Так что если кофейня у дома процветает последние лет 5, с большой вероятностью и в другом городе кофе в ней такой же вкусный — смело пробуйте :)