НАЛОГИ
7 МИНДата обновления: 20 февраля 2025
Как оспорить решение налоговой
Бизнесмен тоже способен ответить ФНС проверками и требованиями, если его права нарушают. Налоги начислены неправильно или инспектор необоснованно выставил штрафы? Повод писать жалобу.
Любой человек имеет право оспаривать действия налоговой, если считает их неправомерными, обратившись в вышестоящий налоговый орган — региональное управление Федеральной налоговой службы (УФНС).
Причин для жалоб предпринимателей на работу ФНС много. Например, бизнесмен не согласен:
Если налоговая служба, по мнению бизнесмена, бездействовала и тем самым нарушила его права, он также имеет право обжаловать решение налоговой. Например, если ФНС нарушила срок возврата излишков после уплаты налога.
У предпринимателя есть один год для подачи жалобы, начиная со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Если бизнесмен опоздал с подачей жалобы по уважительной причине, например по состоянию здоровья, он вправе подать заявление в налоговую, а УФНС может продлить срок.
Предприниматель имеет право передумать оспаривать решение и отозвать жалобу, но подать её повторно по тем же основаниям уже будет нельзя.
В бумажном виде жалобу можно принести в ФНС или отправить почтой, а в электронном — через ЭДО (оператора электронного документооборота) или личный кабинет налогоплательщика на сайте nalog.ru.
В жалобе на налоговую инспекцию нужно указать следующее:
Укажите также свой номер телефона и адрес электронной почты, чтобы сотрудники ФНС могли с вами связаться.
И приложите к жалобе документы, которые, по вашему мнению, подтверждают обоснованность заявления.
Жалобу в налоговую будет рассматривать управление ФНС региона, к которому относится налоговая инспекция, нарушившая права бизнесмена. Например, если ваша инспекция находится в Адмиралтейском районе Петербурга, заявление попадёт в УФНС по Санкт-Петербургу — указывайте в качестве адресата именно его.
Жалобу нужно отдать в «свою» налоговую, а оттуда в течение 3 рабочих дней её передадут в управление.
У инспекции есть также 3 рабочих дня, чтобы устранить указанные в жалобе нарушения и отчитаться о них перед управлением. В этом случае жалобу предпринимателя не передадут в вышестоящую инстанцию.
Налоговая обязана рассмотреть жалобу в течение месяца после её получения. По итогам рассмотрения предприниматель получит уведомление либо о принятом решении, либо о том, что рассмотрение продлили. В ряде случаев налоговая инспекция обязана рассмотреть жалобу в течение 15 дней со дня её получения, но может продлить этот срок не более чем на 15 дней.
УФНС может признать нарушения со стороны инспекции, а может оставить жалобу без удовлетворения. Предприниматель имеет право обжаловать любое решение налоговой, подав апелляционную жалобу
УФНС может оставить жалобу без рассмотрения в следующих случаях:
Если предприниматель не согласен с решением УФНС, выход — апелляционная жалоба в налоговую. Требования к ней такие же, как и к первому заявлению.
Подавать апелляцию в УФНС нужно тоже через «свою» налоговую. За месяц в управлении примут решение, и налогоплательщик узнает о нём (или о продлении рассмотрения) в течение 3 дней.
Если предприниматель не согласен с новым решением УФНС, он может в течение 3 месяцев обратиться в арбитражный суд в том же населённом пункте, где находится налоговый орган. При наличии уважительной причины суд продлит срок подачи.
В исковом заявлении нужно указать наименование организации, предмет обжалования (акт налоговой инспекции), ссылки на законодательную базу, основания, по которым нарушены права, и требования.