НАЛОГИ

  7 МИН
Дата обновления: 19 июня 2024

Как оспорить решение налоговой

Бизнесмен тоже способен ответить ФНС проверками и требованиями, если его права нарушают. Налоги начислены неправильно или инспектор необоснованно выставил штрафы? Повод писать жалобу.

На что можно жаловаться 

Любой человек имеет право оспаривать действия налоговой, если считает их неправомерными, обратившись в вышестоящий налоговый орган — региональное управление Федеральной налоговой службы (УФНС).

Причин для жалоб предпринимателей на работу ФНС много. Например, бизнесмен не согласен:

  • с начисленным налогом;
  • с выводами комиссии после камеральной проверки в налоговой или выездной проверки в офисе компании;
  • с применением штрафов и пени к предприятию.

Если налоговая служба, по мнению бизнесмена, бездействовала и тем самым нарушила его права, он также имеет право обжаловать решение налоговой. Например, если ФНС нарушила срок возврата излишков после уплаты налога.

Когда жаловаться 

У предпринимателя есть один год для подачи жалобы, начиная со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Если бизнесмен опоздал с подачей жалобы по уважительной причине, например по состоянию здоровья, он вправе подать заявление в налоговую, а УФНС может продлить срок.

Предприниматель имеет право передумать оспаривать решение и отозвать жалобу, но подать её повторно по тем же основаниям уже будет нельзя.

Как писать жалобу 

В бумажном виде жалобу можно принести в ФНС или отправить почтой, а в электронном — через ЭДО (оператора электронного документооборота) или личный кабинет налогоплательщика на сайте nalog.ru.

В жалобе на налоговую инспекцию нужно указать следующее:

  • наименование и адрес организации, подающей жалобу;
  • наименование ИФНС, которая нарушила права предпринимателя;
  • сведения о том, что именно хочет обжаловать налогоплательщик, например неправомерно выписанный штраф или составленный акт;
  • основания, по которым предприниматель считает, что его права нарушили (со ссылками на законодательство);
  • требования — то, чего хочет добиться налогоплательщик, к примеру отмены штрафа и возмещения морального вреда;
  • желаемый способ получить решение УФНС: в бумажном виде, в электронном или в личном кабинете на nalog.gov.ru.

Укажите также свой номер телефона и адрес электронной почты, чтобы сотрудники ФНС могли с вами связаться.

И приложите к жалобе документы, которые, по вашему мнению, подтверждают обоснованность заявления.

Куда жаловаться 

Жалобу в налоговую будет рассматривать управление ФНС региона, к которому относится налоговая инспекция, нарушившая права бизнесмена. Например, если ваша инспекция находится в Адмиралтейском районе Петербурга, заявление попадёт в УФНС по Санкт-Петербургу — указывайте в качестве адресата именно его.

Жалобу нужно отдать в «свою» налоговую, а оттуда в течение 3 рабочих дней её передадут в управление.

У инспекции есть также 3 рабочих дня, чтобы устранить указанные в жалобе нарушения и отчитаться о них перед управлением. В этом случае жалобу предпринимателя не передадут в вышестоящую инстанцию.

Сколько ждать решения 

Налоговая обязана рассмотреть жалобу в течение месяца после её получения. По итогам рассмотрения предприниматель получит уведомление либо о принятом решении, либо о том, что рассмотрение продлили. В ряде случаев налоговая инспекция обязана рассмотреть жалобу в течение 15 дней со дня её получения, но может продлить этот срок не более чем на 15 дней.

УФНС может признать нарушения со стороны инспекции, а может оставить жалобу без удовлетворения. Предприниматель имеет право обжаловать любое решение налоговой, подав апелляционную жалобу

Почему могут отказать в рассмотрении жалобы 

УФНС может оставить жалобу без рассмотрения в следующих случаях:

  • предприниматель не указал, как именно нарушены его права, или не подписал заявление;
  • допустимый срок подачи жалобы истёк или она уже подавалась ранее на тех же основаниях;
  • налоговая инспекция устранила нарушения, указанные в заявлении, до того как УФНС приняло решение.

Как обжаловать решение УФНС 

Если предприниматель не согласен с решением УФНС, выход — апелляционная жалоба в налоговую. Требования к ней такие же, как и к первому заявлению.

Подавать апелляцию в УФНС нужно тоже через «свою» налоговую. За месяц в управлении примут решение, и налогоплательщик узнает о нём (или о продлении рассмотрения) в течение 3 дней.

Если предприниматель не согласен с новым решением УФНС, он может в течение 3 месяцев обратиться в арбитражный суд в том же населённом пункте, где находится налоговый орган. При наличии уважительной причины суд продлит срок подачи.

В исковом заявлении нужно указать наименование организации, предмет обжалования (акт налоговой инспекции), ссылки на законодательную базу, основания, по которым нарушены права, и требования.

К иску нужно приложить документы, указанные в статье 126 АПК РФ, статье 126 КАС РФ.