УРОКИ БИЗНЕСА

  8 МИН

Дата обновления: 19 июля 2024

Как оформить ценники

Erid: 2RanyoEs7wE

Принимая решение о покупке, потребители смотрят на цену. О ней должны сообщить правильно оформленные ценники. Что они должны содержать, как правильно оформить товарный ценник и о чём нельзя забыть ― рассказываем в статье.

Что такое ценник

Ценник — это публичная оферта. Он содержит информацию о товаре и его стоимости. Ценник рассказывает покупателю об условиях приобретения товара, и информация на нём должна быть актуальной и достоверной, не вводить в заблуждение. В противном случае покупатель может требовать продать его по цене, указанной на ценнике.

Рядом с каждой позицией должен находиться ценник: сверху, снизу, сбоку или приклеенный на сам товаре. Важно, чтобы было понятно, к какому товару относится указанная цена.

Ценник может быть бумажным ― напечатанным или рукописным, грифельной доской, электронным табло. Комбинировать типы ценников нельзя: в одном магазине они все должны выглядеть одинаково.

Бумажные ценники могут быть:

  • обычными,
  • ламинированными,
  • самоклеящимися.

Размер бумажных ценников может отличаться в зависимости от товара. Например, для продовольственной продукции чаще всего используют размер 72х42 мм, а для бытовой техники или мебели подойдут и листы формата А4.

Крупные ценники в магазине детских товаров

Требования к оформлению ценников

К оформлению ценников есть общие и дополнительные требования, касающиеся отдельных категорий товаров. Всё это прописано в Постановлении Правительства от 31.12.2020 № 2463.

Какая информация должна быть на ценнике:

  • наименование товара,
  • цена за единицу товара или за единицу измерения (вес, длина и пр.),
  • сорт или вид товара (если есть) ― мука высшего сорта, столик туалетный с зеркалом.

Пример правильного оформления ценника: на нём есть цена, название товара, вес. Дополнительно указана дата фасовки, производитель и штрихкод, по которому товар пробьют на кассе

Если это весовой расфасованный товар, на ценнике должна быть такая информация:

  • название товара;
  • цена за единицу измерения;
  • итоговая цена расфасованного товара;
  • дата упаковки и срок годности.

Пример ценника фасованного товара

Дата печати ценника, подпись и печать ответственного лица не обязательны, но их можно указывать.

Общие требования к оформлению ценников на товар

Один ценник для каждого товара. Для каждого товара должен быть отдельный ценник, даже если цена группы ассортимента одинаковая. Например, если вы продаёте одинаковые керамические кружки одного размера, но разных цветов, для каждого цвета нужен свой ценник.

Исключение: для группы товаров, попадающих под акцию или распродажу, допускается использовать общий ценник с указанием единой цены за единицу товара. Такие товары должны быть размещены в виде групповой выкладки: например в корзине, тележке, на отдельной полке.

В случае разносной торговли ― например, вы продаёте что-то в поезде, ― вместо ценников нужно составить прейскурант с ценами и наименованиями товаров. Тот, кто составлял прейскурант, должен поставить под ним подпись.

Единообразие. Дизайн можно выбрать самостоятельно, но у всех ценников в магазине должны быть одинаковыми шрифт и его размер, цвет, а также способ написания ― напечатанный и рукописный.

Исключение: акционные товары, которые можно оформлять другим цветом. Однако в одном магазине запрещено использовать больше двух цветов ценников.

Чаще всего акционные товары оформляют желтыми ценниками.

Информация о кредите. Если вы продаёте товары в кредит, укажите полную стоимость кредита. Пропишите на ценнике условия рассрочки, если предлагаете такую форму оплаты.

Две цены. Допустимо указывать на ценнике стоимость до и после скидки, но действующую цену нужно выделить крупнее. Если информация на ценнике будет вводить потребителя в заблуждение, продавца могут привлечь к административной ответственности.

Если у акции специальные условия, от которых зависит цена, важно, чтобы их мог выполнить каждый покупатель. Например, для получения скидки нужно приобрести на кассе дисконтную карту ― это допустимое условие. Если же нужна определённая сумма баллов, это уже акция не для всех — такие ценники ставить нельзя.

Важно указать цены с акционными условиями и без, чтобы не вводить покупателя в заблуждение

Условия акций по типу «2 по цене 1» также должны быть понятны, исходя из информации на ценнике.

Ценник с акцией «2 по цене 1»

Допустимо добавлять стикеры и накладки яркого цвета к товарам, на которые проводите акцию, но так, чтобы они не нарушали единообразия.

Пример накладки на ценник

Управлять продажами можно в сервисе СберБизнеса «МойСклад». Сервис работает с любыми онлайн-кассами и помогает упростить бизнес-процессы.

Дополнительные требования к отдельным категориям товаров

Для некоторых категорий товаров существуют дополнительные правила оформления ценников. Они прописаны в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463.

Одежда, обувь, бельё и ткани

Пропишите артикул, размер, состав, а для меховых изделий — дополнительно вид и цвет меха, если этого нет на ярлыке.

Мебель

Укажите наименование, а также назначение предмета мебели, из чего он сделан и за какое время его привезут клиенту, если есть услуга доставки.

Лекарства

На ценнике укажите наименование, дозировку, количество доз в упаковке, страну производителя, срок годности.

Ценник в аптеке

Бытовая техника

Пропишите в ценнике марку, модель, артикул и технические характеристики товара.

Молочная продукция

Ценники для молочных продуктов с заменителем молочного жира и без должны визуально отличаться: цветом или надписью «Продукт без заменителя молочного жира», чаще указывают просто «БЗМЖ».

Ценник для продукта без заменителя молочного жира

Стройматериалы

Если на упаковке товара не указан материал, отделка, марка и размер, напишите эту информацию на ценнике. Для комплектов укажите, какое количество товаров входит.

Ювелирные изделия

Пропишите общую цену изделия и стоимость за 1 грамм без вставок. На изделие прикрепите ярлык с пломбой с наименованием, изготовителем, видом драгоценного металла, артикулом, пробой, массой и характеристикой вставок. Если камень не является драгоценным, укажите это.

Вещи и обувь в комиссионных магазинах

На ценнике товара, который уже был в употреблении, укажите состояние (б/у) и пропишите недостатки.

Непериодические издания

Обычно цена книг пишется карандашом на форзаце или наклеивается на задней обложке. Стандартные ценники-таблички используют реже, но это разрешено.

Также допустимо наклеивать ценник с новой ценой на уже существующий

Как избежать штрафов

За нарушение требований к оформлению ценников на товар можно получить штрафы.

Если ценника нет или он неверно оформлен ― например, отсутствует значимая информация: название товара, единица его измерения или надпись, что цена в рублях, ― могут выписать предупреждение или назначить штраф:

  • от 300 до 1500 рублей для физического лица,
  • от 1000 до 3000 рублей для ИП,
  • от 10 000 до 30 000 рублей для юридических лиц.

Также возможно предупреждение.

Если на ценнике указана ложная информация ― например, цена на кассе оказывается другой, неправильно указан сорт или материал товара ― штраф:

  • от 3000 до 5000 рублей ― для физического лица;
  • от 12 000 до 20 000 рублей ― для ИП;
  • от 100 000 до 500 000 рублей ― для юридических лиц.

Кроме того, если цена на кассе окажется не той, что в ценнике, покупатель имеет право потребовать, чтобы ему продали по стоимости, указанной на ценнике.

Главное

м

Основная задача ценника ― дать покупателю информацию о стоимости товара и основных его свойствах. Ценник является публичной офертой.

м

Ценник должен содержать данные о названии, стоимости товара за единицу или единицу измерения и сорте, если тот есть.

м

Ценник должен быть возле каждого товара, информация на нём должна быть понятной, а актуальная цена, особенно во время акций, заметна и хорошо читаема.

м

К некоторым категориям товаров есть дополнительные требования.

м

За введение покупателей в заблуждение, отсутствие ценников, несоответствие цены предусмотрены штрафы.

Автор: Валерия

Реклама. Рекламодатель ООО «Логнекс» ИНН 7736570901