НАЧАЛО БИЗНЕСА

7 МИН

Дата обновления: 3 апреля 2024

Как запустить бизнес в киберспорте

Рынок киберспорта в России ежегодно растёт на 20 %. По оценкам экспертов, в 2023 году его оборот достиг 100 миллионов долларов, а аудитория составляет более 20 миллионов человек. Мы разобрались, как создать свою киберспортивную команду и сколько это стоит.

Изучите рынок и выберите дисциплину

Киберспорт — это соревнования по видеоиграм между одиночными игроками или командами. Спортсмены участвуют в турнирах по FIFA, PUBG, Counter-Strike, Dota 2 и другим киберспортивным дисциплинам. Молодые компании начинают с команды по одной видеоигре, чтобы сэкономить на содержании штата. А когда доходы растут, создают команды по другим дисциплинам.

Так делали известные во всём мире организации. Например, немецкая компания SK Gaming начинала с Quake в 1997 году, а теперь развивает команды в семи игровых дисциплинах. Похожий путь прошёл украинский клуб Na’Vi. Сначала команда играла только в Counter-Strike 1.6, а сейчас участвует в турнирах по шести видеоиграм.

Чтобы выбрать дисциплину, посмотрите расписание соревнований. Оно есть на сайте ESL Play — крупнейшего организатора киберспортивных турниров в мире, который проводит локальные, региональные и международные соревнования.

Российский клуб Virtus.pro начал в 2003 году с турниров по Counter-Strike 1.6 и за 17 лет создал команды по тринадцати видеоиграм. От части дисциплин клуб отказался, потому что турниров и зрителей стало меньше. Теперь Virtus.pro участвует в соревнованиях по 5 видеоиграм.

Рассчитайте бюджет для старта

Основа киберспорта — мощные компьютеры и оборудование. Высокопроизводительный ПК в среднем стоит 150—200 тысяч рублей, игровые столы и кресла — 50 тысяч. Например, если решите создать киберспортивную команду по Counter-Strike из 5 человек, закладывайте минимум миллион на старт.

Добавьте к техническим расходам и другие траты:

  • зарплаты спортсменов, тренеров, менеджеров;
  • взносы за участие в соревнованиях;
  • лицензионные платежи за игры и программы;
  • проведение тренировок.

Самая большая статья расходов — зарплаты игроков, которые достигают 50 % расходов бизнеса. На старте спортсмены зарабатывают порядка 50—80 тысяч рублей. Если команда начнёт выигрывать локальные турниры, участвовать во всероссийских и международных соревнованиях, платить придётся больше — порядка 200—400 тысяч рублей.

Расходы большие, поэтому спортивные команды, организаторы и комментаторы ищут спонсоров. Они помогают брендам продвигать друг друга. Например, команда рекламирует производителя ПК на соревнованиях, которые смотрят болельщики — целевая аудитория бренда. В обмен игроки получают последние модели компьютеров, а команда — спонсорские выплаты.

По данным Nielsen, почти 24 % зрителей лояльны именно к тем брендам, которые команды рекламируют в киберспорте.


Продумайте план развития

1

Отталкивайтесь от расписания соревнований

Турниры проводятся несколько раз в год и будут приносить основной доход наряду со спонсорами. Например, на всероссийских турнирах по Warface разыгрывают 2,5 миллиона рублей, по League of Legends — 2 миллиона рублей. Если команда вырастет до международного уровня, цифры будут совсем другими: призовой фонд турнира The International по Dota 2 составляет 34 миллиона долларов.

2

Выстройте процесс подготовки

Запланируйте тренировки, чтобы команда подходила к соревнованиям в лучшей форме.

3

Ищите спонсоров

В зависимости от статуса турнира вам будут предлагать разные суммы и условия сотрудничества. Исследование аналитиков Nielsen показывает, что за последние 5 лет количество спонсорских сделок выросло в 60 раз.

4

Спланируйте маркетинговые мероприятия

Трансляции соревнований, конкурсы и акции для зрителей, любительские турниры. Чтобы аудитория ассоциировала себя с вашим брендом, продавайте футболки, кепки и кружки с логотипом команды. Закупите одноцветные товары и напечатайте на них эмблему — это стоит в среднем 100—200 рублей за один товар. Например, купили футболки по 200 рублей за штуку и напечатали логотипы за 100 рублей — продали за 500 рублей.

Станьте участником киберспортивного комьюнити

В индустрии есть свой канал продвижения — сообщество геймеров и болельщиков. Аудитория следит за успехами команд, отдельных игроков и хочет быть ближе к кумирам. Чтобы чаще общаться с болельщиками, отвечайте на их вопросы в соцсетях, разрешите писать в личные сообщения групп во «Вконтакте», создайте форму для обратной связи. Когда команда расширится и станет успешнее, наймите специалиста по SMM или PR.

По данным Nielsen, более 54 % геймеров играют с обычными пользователями и рассказывают новости своих любимых команд, других игроков, компаний. При этом 93 % аудитории играет в те же игры, за которыми следит, — поклонники киберспорта максимально вовлечены в деятельность команд.

Ещё один способ общаться с аудиторией — проводить прямые трансляции тренировок и соревнований. В мире киберспорта их называют стримами (от англ. stream — «поток»). Самые популярные платформы — Twitch, Trovo Live и др. Они позволяют зрителям задать вопрос или прокомментировать игру, а спортсменам — ответить в прямом эфире. Такая обратная связь повышает лояльность болельщиков.

Стриминг — это не только канал привлечения аудитории, но и способ заработка. Зрители могут отправлять игрокам деньги прямо во время трансляций. Чтобы поощрять и привлекать новых болельщиков, предлагайте щедрым пользователям ранние доступы к закрытым тренировкам или чату с командой.

Главное

Изучите рынок киберспорта и выберите дисциплину для первой команды. Постепенно вы сможете создать команды для нескольких видеоигр.

Спланируйте бюджет исходя из стоимости компьютеров, расходов на персонал, количества турниров.

Продумайте стратегию развития. Составьте календарь турниров, запланируйте тренировки и следите за трендами киберспортивного рынка.

Развивайте комьюнити вокруг бренда — ваша аудитория участвует в продвижении продукта и может помогать финансово.