НАЧАЛО БИЗНЕСА
16 МИН
Дата обновления: 3 апреля 2025
Как открыть пункт выдачи OZON
По данным OZON, более 53 миллионов человек покупают товары на маркетплейсе. Площадка поддерживает новых партнёров — предлагает дополнительную помощь и упрощённую схему открытия пунктов выдачи в посёлках и деревнях. В статье разберём, как открыть ПВЗ OZON, какой вид пункта выдачи выбрать и как зарабатывать с помощью маркетплейса.
Пункты выдачи OZON бывают двух типов — городские и сельские (деревенские). Заработок ПВЗ не зависит от его вида: и в городе, и в селе в 2024 году вы сможете получать 5% за каждый товар в заказе, но не более 250 рублей. То есть если стоимость товара до 5000 рублей, то вы получите 5%, а если больше, то 250 рублей. Поэтому выгоднее открывать точку в проходимом месте, чтобы к вам поступало как можно больше заказов.
Для некоторых локаций с 1 января 2025 года введён повышенный процент выплат:
Зоны с повышенным процентом отмечены на карте оранжевым и светло-зелёным цветами.
Помимо процента с выдачи ПВЗ зарабатывают на возвратах и хранении посылок. За каждый товар, который вернул клиент, пункт получает 15 рублей, а если разрешите продавцам привозить посылки не на склад OZON, а в ваш пункт (даже если потом они отправятся на склад), то за каждую посылку вам тоже заплатят 15 рублей.
Владельцам ПВЗ в некоторых локациях маркетплейс выплачивает гарантированный доход до 6 месяцев после открытия. Сумму дохода можно посмотреть заранее на специальной карте. Например, в 2024 году в Москве можно получать от маркетплейса до 430 000 рублей ежемесячно, в Санкт-Петербурге — до 310 000 рублей, а в других крупных городах — 190 000 рублей. Точную сумму поддержки можно узнать на карте.
Карта с сайта OZON
Хотя сумма гарантированного дохода зафиксирована, это не значит, что маркетплейс выплатит вам её полностью. Разберём на примере:
Вы открыли ПВЗ в одном из районов Москвы, в котором предусмотрен гарантированный доход. Вы можете рассчитывать, что в первый и второй месяцы ваш доход составит по 430 000 рублей: часть этой суммы вы заработаете сами, а остальную вам доплатит OZON. С 3-го по 6-й месяц условия меняются: вы можете рассчитывать на доплату от маркетплейса, только если оборот заказов на ваш пункт достигнет минимальных установленных значений в месяц (их тоже можно узнать на карте).
Если закроете ПВЗ, не проработав 12 месяцев, деньги нужно будет вернуть.
Можно не только выдавать товары с маркетплейса, но начать работу с другими продуктами OZON:
А если решите заняться доставкой посылок клиентам на дом, то можно получать до 450 рублей за товар.
Выдача посылок других логистических служб
В 2023 году OZON, Яндекс Маркет и Wildberries подписали стандарты по работе с владельцами пунктов выдачи. Теперь можно выдавать заказы других логистических служб, например, вы можете начать сотрудничать с Почтой России, Boxberry и т. д. Главное правило — нельзя использовать брендированные материалы партнёров и рекламировать сторонний сервис у себя в пункте выдачи.
У OZON есть список логистических служб, заказы которых можно выдавать в ПВЗ. Если вы хотите начать работать с другой службой, это нужно согласовать отдельно. Изучите требования сторонней компании, даже если она есть в списке: условия логистической службы и ваши возможности (локация, метраж пункта, часы работы и т. д.) должны совпасть.
Дополнительный бизнес
Если у вас есть свободное место — можно запустить сторонний бизнес прямо в ПВЗ. Например, поставить вендинговый автомат со снеками или кофе, разместить стеллажи с сувенирами или канцелярией, продавать SIM-карты, ремонтировать технику, обувь, делать фото на документы.
Можно открыть любой бизнес, не запрещённый законом, но только при условии, что у вас есть для него свободное место и он не будет мешать работе ПВЗ. При этом метраж, который вы можете использовать под другой бизнес, зависит от общей площади ПВЗ и может быть не более 4 м².
Разместить дополнительный бизнес можно недалеко от входа в отдельном углу. Три лишних метра на складе, центр клиентской зоны или зона примерочной не подойдут. При этом нужно соблюдать правила брендирования пункта выдачи — материалы OZON нельзя перекрывать или менять на материалы другого бренда, поэтому лучше сразу свериться с брендбуком. Также учтите, что сотрудники ПВЗ не могут совмещать работу с обслуживанием дополнительного бизнеса.
Запустить дополнительный бизнес можно в любой момент, главное согласовать открытие с OZON. Если решите закрыть дополнительный бизнес, уведомлять об этом маркетплейс не нужно.
Помещение для точки OZON должно соответствовать брендбуку маркетплейса: если открываетесь в городе, площадь должна быть от 25 м², а если в селе — можно выбрать любое помещение, в том числе выдавать посылки в своём доме. ПВЗ должен быть доступен: нельзя открываться на территории с шлагбаумом или в здании, в котором идёт ремонт. Также обратите внимание на проходимость места: есть ли рядом школы и детские сады, жилые комплексы, офисы, остановки общественного транспорта — людям будет удобно забирать посылки по пути.
Анализируйте конкурентную среду и выбирайте помещение с помощью сервиса «Геоаналитика».
Помещение обязательно нужно согласовать с OZON — это необходимо сделать после того, как вы отправите заявку на открытие ПВЗ. Если открываетесь в небольшом городе или селе, убедитесь, что рядом с вашим будущим пунктом выдачи нет табачных и алкогольных магазинов, а также бюро ритуальных услуг — такое соседство запрещено. Заключать договор аренды или покупки лучше только после того, как получите одобрение помещения от маркетплейса.
Открывать ПВЗ могут только индивидуальные предприниматели и юрлица — зарегистрируйте ИП или ООО (в статье рассказали, чем они различаются). Если вы самозанятый, то нужно будет перейти на ИП или ООО.
Вы можете зарегистрировать бизнес самостоятельно через ФНС — для этого понадобится электронная подпись. Ею нужно будет подписать заявление на регистрацию бизнеса, которое вы направите в ФНС. Если подаёте документы очно, не забудьте оплатить госпошлину (для ИП — 800 рублей, для юрлиц — 4000 рублей), выбрать систему налогообложения и коды ОКВЭД.
Зарегистрировать бизнес без госпошлины можно в Сбере — поможем выбрать коды ОКВЭД и расскажем, какая система налогообложения подойдёт.
Как только вы получите положительный ответ от налоговой, можно открывать расчётный счёт для бизнеса.
Это можно сделать в приложении или на сайте маркетплейса: нужно заполнить реквизиты ИП или ООО, личные данные, указать страну и банковские реквизиты, а также прикрепить сканы документов и подписать оферту. Из документов понадобятся: паспорт, ИНН, свидетельство ОГРНИП (для ИП) или свидетельство ОГРН, копия устава и решения о назначении гендиректора (для ООО), а также документы на право пользования помещением. Перед отправкой заявки уточняйте актуальный список необходимых документов на сайте маркетплейса — он может меняться или быть другим для иных юрлиц.
Это можно сделать на сайте или в приложении для владельцев пунктов выдачи. Заявку рассмотрят в течение нескольких дней. Если вы планируете покупать или арендовать помещение, то дождитесь положительного ответа от маркетплейса, прежде чем заключать договор с продавцом или арендодателем.
К планировке нужно подойти особенно тщательно — у маркетплейса много условий, которые нужно выполнить, например, склад обязательно должен быть отделён стеной, если площадь помещения больше 30 м². В пункте выдачи должно хватить места для склада, клиентской зоны, зоны ожидания, примерочной, стойки выдачи и места проверки товаров. Расположение зон внутри помещения влияет на уровень удовлетворённости клиентов — если очередь на выдачу будет мешать другим покупателям спокойно проверять товары, то клиенты могут не захотеть к вам возвращаться.
Если ваш ПВЗ в селе, должно быть место для приёма и выдачи посылок, а также проверки электроприборов.
После того как маркетплейс одобрит помещение, у вас есть 2 недели, чтобы сделать ремонт. Если времени не хватит, то попросите продлить срок. В селе достаточно привести помещение в порядок, чтобы клиентам было приятно в нём находиться, в городе придётся выполнить все требования к оформлению фасада, витрин, покраске стен, выбрать один из разрешённых вариантов пола и потолка, при необходимости установить пандус, положить противоскользящее покрытие и т. д. Заранее оцените масштаб работ, чтобы успеть в срок.
Можно заказать мебель на маркетплейсе или найти на сайтах по продаже б/у вещей.
Для пункта в городе вам точно понадобятся:
Также не забудьте про светильники, пуфы в зоне ожидания, контейнеры, мусорные баки — подробный список необходимого и требования к материалам и габаритам вещей есть в брендбуке.
Пункты выдачи в некоторых локациях могут работать без компьютеров и сканеров штрихкодов — всем можно управлять со смартфона. Проверьте на сайте, есть ли такая возможность в вашем населённом пункте.
Обязательный этап подготовки любого ПВЗ. Для каждого пункта выдачи у OZON есть специальный набор. Все брендированные материалы должны быть установлены и закреплены согласно правилам маркетплейса. Набор для ПВЗ в городе включает в себя вывеску, баннеры и стикеры для фасада, плакаты, тейбл-тенты, обои и другие материалы для оформления помещения.
Для ПВЗ в селе необходимы имиджевые баннеры, которые нужно разместить на фасаде. Для каждого ПВЗ макет материалов сделают отдельно.
Для сотрудников можно купить брендированную униформу.
Найдите сотрудников для своего ПВЗ с помощью сервиса от Сбера.
Как только вы закончите ремонт, нужно будет согласовать результат с маркетплейсом. Проверка займёт примерно 3 дня. Если всё хорошо, пункт выдачи добавят на карты и вы сможете начать работу.
Стоимость открытия и ежемесячного обслуживания ПВЗ зависит от его вида: пункт в городе обойдётся дороже пункта в селе. Придётся потратиться на ремонт, обустройство пункта, аренду или покупку помещения. В дальнейшем нужно будет вносить коммунальные платежи, выплачивать зарплаты сотрудникам, покупать расходники, канцелярию, поддерживать технику в рабочем состоянии.
Бюджет на открытие ПВЗ сильно зависит от региона, в котором вы открываетесь, в первую очередь из-за стоимости аренды и размеров зарплат. Прежде чем открывать ПВЗ, составьте смету: проанализируйте все требования маркетплейса, определите, какие расходы вам предстоят, изучите рынок недвижимости, карьерные сайты, ассортимент строительных и мебельных магазинов. Если собственных средств не хватает, можно воспользоваться кредитом на открытие бизнеса.
Узнайте, какую сумму вам одобрит банк, с помощью сервиса «Кредитный потенциал».
OZON следит за качеством работы пунктов выдачи, поэтому тщательно ознакомьтесь с условиями договора, правилами работы с посылками и требованиями брендбука, чтобы избежать штрафов. Площадка может оштрафовать за:
Все штрафы закреплены в условиях сотрудничества с маркетплейсом. Чтобы ничего не забыть, можно сформировать список правил работы и выписать все виды штрафных санкций. Если у вас есть сотрудники, регулярно проводите инструктажи и разбирайте ошибки, чтобы предотвратить негативные сценарии. Учтите, что площадка может изменить условия сотрудничества и ввести новые штрафы. Владельцев ПВЗ об этом уведомляют заранее.
Автор: Юлия