УРОКИ БИЗНЕСА

6 МИН

Как выстроить закупочную логистику

Разбираемся, кто отвечает за снабжение предприятия, почему не надо запасаться на все случаи жизни и что поможет найти поставщиков с выгодными условиями

Закупочная логистика — это снабжение предприятия материалами, товарами и сырьём, которые используются для производства или торговли. Обычно за процесс отвечает отдельный сотрудник: специалист по закупкам или снабженец. Он выбирает поставщиков, договаривается об условиях сотрудничества, делает заказы, синхронизирует закупки с планами компании.

Цель закупочной логистики — создать такую систему поставок, которая обеспечит предприятие всем необходимым в максимально короткие сроки с минимальными затратами.

Какие задачи решает закупочная логистика

  • Создание запасов, которые не перегружают склад, но и не приводят к дефициту.
  • Поиск надёжных поставщиков.
  • Соблюдение принципа «цена-качество».

Этапы закупочной логистики

1

Определение потребностей

Поручите отделу снабжения совместно с другими подразделениями выяснить, что и в каком количестве нужно компании.

2

Исследование рынка

Проведите глубокий анализ рынка интересующих вас ресурсов и потенциальных поставщиков, их доступность и производственные возможности. Не забудьте о внешних факторах: задержках на границах, перебоях в работе предприятий.

3

Выбор поставщиков

Для этого можно использовать разные методы. Например, метод рейтинговых оценок: определите основные критерии выбора (цена, срок поставки, условия платежа и пр.), установите значимость каждого из них и оцените потенциальных контрагентов по этим критериям, а потом сравните.

4

Закупка

Согласуйте условия (цену, сроки, способы доставки, оплаты и т. д.) с поставщиками и заключите договор. После отгрузки примите товары и сразу выборочно проверьте качество. Доставку может осуществить как поставщик, так и вы своими силами, но чаще процесс организуют сторонние компании, перевозчики и экспедиторы.

5

Учёт претензий и брака

Проверьте, не были ли нарушены сроки поставки, зафиксируйте случаи опоздания или опережения сроков, вычислите процент бракованной продукции. Это поможет наладить процесс или принять решение о смене поставщика.

6

Распределение ресурсов

Отгрузите материалы на производство, а запасы на склады. Контролируйте количество.

Управление закупочной логистикой

Есть два способа координировать весь процесс закупок и работу участников цепочки.

При децентрализации отделы самостоятельно закупают то, что нужно. Чем хорош такой способ:

  • внутри отдела хорошо знают его потребности;
  • закупка происходит быстрее, без дополнительных согласований.

Централизованный подход используют в большинстве крупных компаний: назначается ответственный сотрудник или создаётся специальный отдел.

Преимущества способа:

  • ресурсы и готовую продукцию легче стандартизировать;
  • ниже риск дублирования заказов;
  • выше шансы получить скидку у поставщика из-за крупных партий;
  • закупками занимаются специально обученные люди.

Основные методы закупок

Закупка конкретных товаров одной партией

Плюс метода в том, что можно получить скидки, минус — нужно много места для хранения.

Регулярные закупки мелкими партиями

При такой системе склады большой площади не нужны. Если товары оплачиваются по мере поступления, это ускоряет оборачиваемость капитала.

Закупки по мере необходимости

У покупателя нет жёстких обязательств по объёму закупки в отличие от регулярных закупок. Товар чаще всего оплачивается по факту доставки, что также ускоряет оборачиваемость капитала.

Способы организации закупок

Традиционный способ

При таком подходе предприятие всегда создаёт запасы необходимых материалов. Главный недостаток — увеличение затрат на складские помещения и персонал.

Логистические системы

Их суть в создании минимальных складских запасов и оперативной связи между поставщиком и заказчиком. Вот наиболее известные концепции.

JIT (англ. just in time — точно в срок) — закупка организована так, что все товары и комплектующие будут поступать в необходимом количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку для производства, сборки или реализации готовой продукции, а количество запасов сводится к минимуму или даже нулю.

MRP (англ. material requirement planning — планирование потребности в материалах) — система, которая зависит от спроса потребителей на готовый товар. Когда он растёт, объём закупки увеличивается, и наоборот.

LP (англ. lean production — бережливое производство) — предприятие стремится сократить потери на всех этапах: не производить лишнего, не тормозить процессы, не заполнять склад запасами и т. д. Это повышает гибкость производственного процесса и помогает быстрее реагировать на изменение рыночного спроса.

Способы транспортировки

1

Унимодальная перевозка — доставка от двери до двери одним видом транспорта без промежуточных этапов (например, распределительного центра).

2

Смешанная перевозка — доставка двумя видами транспорта без длительного хранения на перевалочном пункте.

3

Комбинированная перевозка — доставка более чем двумя видами транспорта.

4

Мультимодальная перевозка — доставка несколькими видами транспорта, но, в отличие от комбинированной и смешанной транспортировки, за процесс отвечает один оператор.

При выборе поставщика продумайте и способ организации закупок, и способ транспортировки. Расходы на логистику могут перекрыть выгоду от покупки более дешёвого товара.

Короче

-

Поручите закупки конкретному сотруднику (снабженцу) или специализированному отделу.

-

Оптимизируйте траты на транспортировку и хранение, пересматривайте эти расходы постоянно.

-

Регулярно ищите новых поставщиков. Это поможет не только найти более выгодные предложения, но и подстраховаться.