УРОКИ БИЗНЕСА
7 МИН
Перезапуск бренда. Как провести ребрендинг
Эффективный способ сохранить и улучшить положение бизнеса на рынке — грамотный ребрендинг. Рассказываем, что это такое и как понять, нужна ли компании смена имиджа.

Ребрендинг (англ. rebranding) — это стратегия системных изменений в идеологии бренда и его восприятия. Она может коснуться как компании в целом, так и отдельного продукта. Смена названия, айдентики — корпоративного стиля, легенды и философии бренда, характера коммуникации компании — всё это аспекты целого комплекса мероприятий.
Иногда ребрендинг компании сам по себе способен значительно повлиять на прибыль.
Поводы провести ребрендинг:
- Изначально неверное позиционирование бренда.
- Бренд потерял актуальность.
- В сегменте усилилась конкуренция.
- Интерес потребителей упал, хотя качество товаров и услуг не изменилось.
- Изменились ключевые характеристики продукта.
- Сменилось руководство и логика бизнес-процессов.
Важно понять, есть ли веские основания для ребрендинга. Проблемы бизнеса могут крыться в качестве товаров и услуг — в этом случае сменой позиционирования не обойтись. А иногда, наоборот, достаточно частных мер, например актуализировать логотип.
Этапы и цели ребрендинга
Целью ребрендинга может стать:
- возврат интереса аудитории;
- переход в другой сегмент рынка;
- расширение целевой аудитории;
- повышение класса и, соответственно, стоимости продукта;
- отражение ключевых изменений в работе компании.
Как только определились с целью, действуйте по плану.
1
Анализ
Начните с глубокой аналитики самого бренда, его конкурентов и аудитории. Берите в расчёт разные критерии: узнаваемость, лояльность аудитории и её восприятие, специфические характеристики товаров и услуг, айдентику.
2
Стратегия
Исходя из результатов анализа, выберите элементы, которые нужно изменить, и установите сроки. Стратегия должна отвечать на конкретные вопросы: что, когда и почему поменяется, как бренд будет выглядеть в итоге и каким образом о переменах узнает аудитория.
3
Внедрение изменений
Чаще всего изменения определяют словами «репозиционирование» и «рестайлинг».
Репозиционирование описывает внутреннюю атрибутику, «философию» бренда и его восприятие потребителем. Это, например, легенда и коммуникативная стратегия бренда, его отношение к социальным проблемам, лица и рекламная кампания. В совокупности репозиционирование формирует отношение потребителя и его идентификацию с брендом.
Рестайлинг — это смена айдентики компании и дизайна продукции, исключительно визуальные изменения.
4
Сообщение аудитории
Обо всех изменениях нужно рассказать аудитории и рынку. Для этого можно провести рекламную кампанию, опубликовать маркетинговый контент в СМИ и социальных сетях. Сообщение должно соответствовать стилю и сути изменений и транслировать мотивацию компании.
Примеры успешного ребрендинга
Ростелеком
Компания существует с 1993 года. За 16 лет работы изменились ключевые услуги: оператор телефонной связи стал IT-компанией и ушёл в цифровые технологии. Ребрендинг должен был отразить эти перемены в позиционировании, логотипе, фирменном стиле и дизайне офисов.
В 2018 году вместо сине-оранжевого «уха» на новом логотипе изобразили сложенную двухцветную ленту. Её дизайн адаптивен, а цвета меняются в зависимости от услуги. «Ростелеком» также запустил новую линейку мультимедийных продуктов.

«Источник: ОАО «Ростелеком»
Old Spice
Компания появилась в 1937 году и приобрела славу бренда, который выпускает дезодоранты для старшего поколения. В 2006 году бренд подписал контракт с новым рекламным агентством и провёл частичный ребрендинг, не меняя сам продукт и логотип.
Основой рекламной кампании стали юмористические ролики со знаменитостями Терри Крюсом и Айзаей Мустафой. Эпатажные и смешные видео преподнесли продукт по-новому, изменили отношение потребителя и резко повысили узнаваемость бренда. Теперь Old Spice пользуется популярностью у молодой аудитории и воспринимается как товар «для настоящих мужчин».
Типичные ошибки
- Непрофессиональный анализ бренда и выводы, не подкреплённые данными, перед началом ребрендинга. Лучше обратиться за помощью к профессионалам — вложения окупятся.
- Слишком большие расходы. Убедитесь заранее, что ресурсов для ребрендинга достаточно.
- Неудачный момент или временные рамки кампании. Стремительные изменения в позиционировании аудитория может встретить негативно.
- Коммуникативный провал. Ребрендинг проходит «в тишине». Потребитель и участники рынка должны узнать о переменах.
Подытожим
1
Перед началом ребрендинга убедитесь, что для него достаточно объективных оснований и ресурсов. Помните, что проблему качества продукции смена имиджа компании не решит.
2
Определите цель и стратегию ребрендинга. Выберите для перемен наиболее удачный момент.
3
Продумайте, в чём будет выражаться репозиционирование — смена философии и легенды бренда, как выглядеть рестайлинг — смена визуального стиля. Возможно, стоит реализовать что-то одно.
4
Будьте в курсе трендов и готовьтесь учитывать их. Не допускайте ребрендинга «в тишине», используйте актуальные инструменты и каналы.
5
Помните, что любая трансформация бренда направлена на конечного потребителя и его восприятие марки. Эмоции покупателя после ребрендинга важны не меньше, чем его первое впечатление.