КЛИЕНТЫ И ПРИБЫЛЬ
8 МИН
Как законно собирать информацию о клиентах
Если на вашем сайте ведутся продажи, есть форма обратной связи, регистрации пользователей или подписки на почтовую рассылку, вы — оператор персональных данных. Пора знакомиться с Роскомнадзором.
Если коротко, персональные данные — это любая информация, относящаяся к человеку прямо или косвенно, например номер телефона или цвет глаз.
Некоторые данные, например географическое положение, сами по себе неинформативны, но их тоже относят к персональным данным — зачастую они обрабатываются вкупе с другими сведениями.
В законе есть требования к защите персональных данных. Как их соблюдать:
Зарегистрируйтесь в реестре операторов персональных данных Роскомнадзора. Для этого подайте электронное или бумажное уведомление, образец которого описан в п. 3 ст. 22 152-ФЗ.
Когда это делать не нужно:
Разместите в открытом доступе политику конфиденциальности. Она должна описывать и содержать:
Адаптируйте под себя рекомендации по составлению политики, опубликованные на сайте Роскомнадзора.
Если используете cookies, сделайте на сайте дисклеймер с соответствующим предупреждением.
Cookies — небольшие фрагменты данных на компьютере пользователя, с помощью которых можно идентифицировать человека, вернувшегося на сайт, отслеживать его предпочтения, настраивать рекламу персонально для каждого посетителя или, например, показывать просмотренные ранее товары.
Подготовьте должностные инструкции для сотрудников, которые будут взаимодействовать с персональными данными, и назначьте ответственного за их сбор и обработку. Научите коллектив работать в программах и объясните, что никто не имеет права распространять и использовать эту информацию в личных целях.
Продумайте, как будете запрашивать письменное согласие клиентов на обработку, хранение и распространение персональных данных с указанием того, что именно вы будете с ними делать. Удобный онлайн-формат — галочка, не позволяющая клиенту, например, завершить покупку или оформление подписки без принятия политики конфиденциальности.
Будьте готовы сообщить по запросу клиента, какую информацию о нём вы используете и для чего.
Хранить данные не рекомендуется дольше, чем:
Например, если вы получили email человека, чтобы прислать ему уведомление о статусе заказа, сразу после доставки желательно уничтожить информацию. Если планируете сохранить данные, пропишите в согласии на обработку, что вы будете присылать клиенту рекламные письма после того, как он получит заказ.
Легче всего эффективно использовать, актуализировать и передавать новым сотрудникам удобную и защищённую клиентскую базу. Запись в блокноте или список в Word не подойдёт: количество данных растёт соразмерно количеству клиентов, и если информацию о 1000 покупателей ещё можно проанализировать вручную, то о 10 тысячах — уже проблематично. К тому же такой формат небезопасен — сведения легко потерять или украсть.
Представляем два других способа.
Sheets — это таблицы. Хранение информации в таком виде — простой и популярный способ ведения базы, удобный для небольшого бизнеса.
Customer Relationship Management, или сервисы управления взаимоотношениями с клиентами, — самый современный способ хранения клиентской базы.
CRM-система автоматизирует коммуникацию с клиентом. У таких программ удобный интерфейс: менеджер по продажам видит карточку каждого покупателя с данными о предпочтениях и опыте общения с компанией.
Такая программа выполняет рутинную работу: формирует документы по шаблону, отправляет СМС клиентам, приводит отчёты по всем показателям, рассчитывает стоимость услуг для клиентов, анализирует эффективность менеджеров, создаёт инфографику, отслеживает важные даты — напоминает продлить договор, выставить счёт на оплату и так далее.
Чтобы законно собирать сведения о клиентах, зарегистрируйтесь в реестре операторов персональных данных.
Сообщайте пользователям, что обрабатываете информацию, и расскажите, зачем это нужно. Помогут дисклеймеры, галочки и другие подобные инструменты.
Не спрашивайте лишнего и прописывайте в согласии на обработку все цели использования. Например, опустите вопрос о месте работы или семейном положении человека, если не знаете, понадобятся ли эти данные.
Нарушения, допущенные в отношении одного человека, влекут за собой штрафы в размере до 75 тысяч рублей.