УРОКИ БИЗНЕСА

12 МИН

Дата обновления: 3 мая 2024

Тёмная кухня или дрон-курьер? Как сделать сервис доставки лучше

2020 год дал мощный стимул для развития сервисов доставки. Мы изучили успешный опыт лидеров рынка и новичков, которые сделали упор на скорость, удобство и экологичность. Чек-лист из 5 вопросов поможет понять, как усовершенствовать услугу доставки.

Как сделать доставку удобнее?

Изучите потребности клиентов и подумайте, как персонифицировать сервис


Тесное знакомство с пользователями даёт возможность кастомизировать услугу — адаптировать её под запросы узкой аудитории или конкретного человека.

Например, сервис одноимённого ресторанного холдинга Ginza Доставка на этапе оформления заказа предлагает выбрать прожарку мяса, степень проварки пасты и остроты блюда. Также пользователь в личном кабинете может указать нежелательные ингредиенты, и приложение пометит характерным эмодзи блюда, которые их содержат.

Снимок экрана в приложении Ginza Доставка

Служба срочной курьерской доставки по Москве и области Take’N'Go вдвое увеличила обороты в разгар коронавирусного кризиса. Платформа работает по принципу маркетплейса: После тестирования и собеседования курьеры получают доступ к сайту, на котором клиенты размещают заказы на доставку.

Весной 2020-го бизнес экстренно осваивал дистанционный формат работы — доставлять нужно было больше и дальше. Take’N'Go ввела услугу «курьер на весь день»: один человек выполнял несколько заказов одной компании, самостоятельно прокладывая маршрут. Резко вырос спрос на автодоставку — и Take’N'Go наняла автонянь сервиса Kidsway. В докарантинные времена они развозили детей по школам и кружкам. Оставшись без работы, многие с радостью переквалифицировались в курьеров.

Ещё в 2017 году Amazon запустил сервис Amazon Key, который позволяет доставлять товары на дом даже в отсутствие хозяев. Система состоит из электронного замка, веб-камеры и мобильного приложения Amazon. Курьер подходит к двери и сканирует штрих-код товара. Если данные сходятся — ждут именно тот товар именно по этому адресу — система открывает замок. В этот же момент пользователь получает на смартфон уведомление о визите и видеозапись с действиями курьера.

А в 2018 году Amazon предложил доставку товаров в багажники автомобилей без водителей. В России похожую услугу — самовывоз на машине — предложил гипермаркет «Глобус».

Можно ли доставлять быстрее?

Необязательно увеличивать скорость, попробуйте сократить расстояние — например, превратив магазины в пункты выдачи


Сделав ставку на оперативность, рестораны открыли только для доставки тёмные кухни (dark kitchen), а розничные сети — тёмные магазины (dark store). И те, и другие работают как пункты сборки онлайн-заказов, которые покупатели забирают в пунктах выдачи или получают с курьером на дом.

Так выглядит dark kitchen «Кухни на районе». Источник фото: vc.ru

Рестораны с обычной доставкой вынуждены расставлять приоритеты и выбирать очередность выполнения заказов: от гостей в зале или клиентов, ожидающих доставку. Dark kitchens ориентированы только на доставку, поэтому подобных проблем не возникает.

Если для традиционных кафе важны высокая проходимость и транспортная доступность, то для dark kitchen — плотность заказов. Чем ближе они к клиентам, тем быстрее последние получат заказ. Тёмные кухни открывают точки так, чтобы готовить и доставлять блюда за 15–30 минут в зоне покрытия.

Ещё один козырь — отсутствие издержек на зал и маркетинг.


Помимо таких сервисов как «Кухня на районе», «Dostаевский» и Яндекс.Еда на «тёмной стороне» оказались ресторатор Аркадий Новиков и блогер Илья Варламов. Первый запустил сразу шесть сервисов: суши, десерты, здоровое питание, а также русскую, азиатскую и итальянскую кухни. А второй — четыре: «Варламов.Есть», Curry on! , «Ведомости.Ланч» и «Меню 420» (проекты закрылись в 2022 году).


Dark stores — не просто склад для онлайн-торговли. Тёмные магазины ближе сегменту FMCG (англ. Fast Moving Consumer Goods) — товарам первой необходимости, для которых принципиально важны скорость и условия хранения товара. Такие торговые точки находятся близко к жилым и общественным зонам, а выглядят как супермаркеты без вывесок, рекламы и касс.

Первопроходцами «жанра» считаются британские сети Tesco и Ocado. В России формат опробовали «Гиперглобус», «Перекрёсток», «ВкусВилл», «Леруа Мерлен». Самый крупный dark store для онлайн-супермаркета «Перекрёсток» вмещает 35 тысяч видов продукции из расчёта на 5 тысяч заказов в день. Здесь работают 300 человек и 40 автомобилей, а все действия сотрудников отслеживают по видеокамерам.

Ещё одна возможность выиграть в маркетинговой гонке — подключить беспилотники. В 2016 Amazon запустил быструю доставку при помощи дронов: товар весом до 1,5 килограммов находил адресата за 15–30 минут. В России идею тестируют Почта России. Осенью 2021 года «Почта» совместно с компанией «Аэромакс» провела успешный запуск беспилотника с массогабаритным макетом груза. Общая протяжённость пути составила 53 километра. К 2025 году компания рассчитывает вывести дроны на безубыточность. Объём рынка услуг для логистических дронов в России может превысить один миллиард долларов, по прогнозам специалистов.

Кто готов вам помочь?

Разрабатывайте стратегию win-win — «победа без проигравших»: ищите партнёров в других индустриях, с которыми возможно взаимовыгодно сотрудничать


Сервис доставки «Самокат» объединился с каршеринговыми сервисами YouDrive и «Делимобиль», что позволило расширить зону покрытия ещё на 28 районов Москвы и Подмосковья. Доставляют заказы курьеры с водительскими правами и медкнижками, подключённые к внутренней системе заказов «Самоката». Доставка на автомобилях каршеринга по-прежнему быстрая — 15-30 минут — и бесплатная для клиентов.

Продукты из «Азбуки вкуса» можно заказать через девять сервисов-партнёров, а также приложение сети супермаркетов и консьерж-сервис, когда по указаниям покупателя заказ собирает продавец магазина.

«Авито» подключил к доставке курьеров Dostavista и Яндекс.Такси. Товар из другого города можно заказать в пункт выдачи Boxberry, а уже из него вызвать на дом курьера. При этом покупатель не рискует деньгами: при оформлении заказа на «Авито» нужная сумма резервируется на карте. Продавец получит оплату, когда товар будет доставят и примут без претензий.

«М.Видео» и «Эльдорадо» запустили быструю доставку с помощью «Яндекс.Такси». Сотрудник ближайшего розничного магазина связывается с покупателем, уточняет адрес, собирает и упаковывает заказ. Затем курьер или водитель такси-сервиса забирает товар в магазине и доставляет его до двери. Стоимость услуги зависит от региона и начинается от 99 рублей.


Отправить посылки и документы по России клиентам и партнёрам по бизнесу поможет СберЛогистика. Сервис доступен в 26 000 населённых пунктах. Стоимость доставки — от 252 рублей до пункта выдачи и от 618 рублей — лично в руки.


Сервис доставки здорового питания Александры Новиковой How to Eat и немецкий бренд кухонной техники Miele организовывали акцию. Три недели подписчики How to Eat получали в подарок к ежедневному меню рецепты от команды Miele, а также могли выиграть приглашение на кулинарный мастер-класс.

А в Пекине служба доставки еды Meituan объединилась с книжными магазинами — теперь с ужином можно заказать книги.

Можно ли сделать сервис экологичнее?

Следите за экоповесткой: подумайте, как сократить отходы, и используйте перерабатываемые материалы


Начать можно с малого, например, не включать одноразовые приборы в доставку по умолчанию — так еще в 2019 году поступил Delivery Club, а позже и другие службы доставки: Яндекс.Еда, Broniboy и Dostaevsky.

Delivery Club не включает по умолчанию пластиковые приборы в заказы.
Источник фото: the-village.ru

«Самокат» производит экологичные товары для дома, а «ВкусВилл» тестирует доставку на автомобиле, работающем на водородном топливе. К слову, это первый в России автомобиль подобного рода, но за рубежом они уже давно на службе у крупных игроков рынка. В Великобритании фургоны на водороде используют сервис доставки Green Courier и ретейлер Ocado, а в Китае — компания JD.

Яндекс тоже не боится менять свои сервисы. В 2019 году Яндекс.Еда предложила ресторанам-партнёрам перейти на экологичную упаковку для своих блюд — из биоразлагаемого полиакрида и картона. Позже Яндекс.Лавка заявила, что переходит с бумажных пакетов на пластиковые. Сервис сравнил жизненный цикл материалов — от производства до утилизации — и выяснил, что бумажная упаковка наносит не меньший урон планете, чем пластиковая. При этом бумажные пакеты редко используют повторно, так как они пачкаются и рвутся.

Что ещё можно придумать?

Автоматизируйте бизнес-процессы, маневрируйте между скидками и бонусами, поинтересуйтесь у клиентов, чего им не хватает


Конкурентным преимуществом любого сервиса доставки станет инклюзивность — доступность технологии для людей с особыми потребностями.

Незрячие тестировщики «Особого взгляда» и Everland выясняли, могут ли люди с ограничением по зрению воспользоваться доставкой и продуктов и лекарств. Максимальные оценки получила сеть гипермаркетов O`KEY Group S.A., а также Apteka.ru и Piluli.ru.

В марте 2020 года в России разрешили продажу безрецептурных лекарств через интернет. Доставлять их могут обычные курьерские службы без дополнительных лицензий. А значит, открылись дополнительные возможности для развития бизнеса, чем уже воспользовался, например, Delivery Club.

Главное

-

Внедрите бесконтактное обслуживание: даже после пандемии оно осталось востребованным.

-

Если заказов много и они регулярные, создайте собственную службу. Если такой необходимости нет или вы хотите охватить больше клиентов, обратитесь к агрегаторам и партнёрам.

-

Учитывайте бюджет компании: например, инвестиции в беспилотники окупаются только спустя годы. Расходы на них могут превысить потенциальную выгоду.

-

Следите за повесткой: делайте сервис экологичнее и внедряйте инклюзивные механики, если стремитесь быть социально ответственным бизнесом.