УРОКИ БИЗНЕСА
16 МИН
Дата обновления: 27 июня 2024
Как упаковать франшизу
Когда бизнес начинает стабильно приносить прибыль, а клиентов становится всё больше, можно задуматься о масштабировании бизнеса. Один из способов ― создать свою франшизу и развивать бизнес с помощью партнёров. Как подготовиться к запуску франшизы и упаковать приобретённые знания и опыт ― разбираемся в статье.
Для франчайзера франшиза выгодна тем, что другие люди будут вкладывать время и деньги в развитие вашего бренда. Удастся сократить количество ресурсов, которые пришлось бы потратить на открытие собственных филиалов. Франчайзи же рассчитывают с помощью франшизы перенять опыт, совершить меньше ошибок и обойтись без значительных финансовых потерь.
Что должна содержать в себе франшиза, чтобы быть привлекательной для франчайзи:
Сильный бренд ― для франчайзи это гарантия того, что клиенты точно будут и не придётся тратить слишком много на маркетинг. Также важно, чтобы у вас помимо франшизных точек были свои собственные, которые успешно работают.
Качественная поддержка. Франшизы часто покупают люди, не уверенные в том, что у них получится, поэтому важно гарантировать им поддержку и помощь в настройке всех необходимых бизнес-процессов. Для этого у вас должна быть отработанная бизнес-модель. Предоставьте франчайзи максимально полное сопровождение, чтобы снизить его страхи.
Подготовьте ответы на следующие вопросы франчайзи:
Привлекательные условия сотрудничества ― это касается в большей степени размера паушального взноса и роялти, они должны быть умеренными. В среднем роялти — 5-10%. Размер паушального взноса зависит от отрасли, объёма инвестиций и проч.
Прозрачная репутация. Главный страх франчайзи ― купить франшизу и просто потратить деньги. Предложений-пустышек на рынке достаточно. Статистика по количеству и сроку работающих франшиз, правдивые отзывы и результаты помогут вам зарекомендовать себя как честного франчайзера. Также важно, чтобы вы были готовы ответить и документально подтвердить, кто является юридическим лицом и как зарегистрирована франшиза ― в России или по международной системе.
Подходящая концепция. Хорошая концепция может адаптироваться под требования конкретного региона, потому как не всегда то, что пользуется спросом в больших городах, будет актуально в населённых пунктах поменьше. Ваша задача ― суметь предложить привлекательные условия франчайзи из разных регионов.
Определитесь, какие задачи вы хотите решить с помощью франчайзинга и насколько ваш бизнес готов к тому, чтобы его масштабировать таким образом.
В частности, смотрите на чистую прибыль. Если были или есть длительные сложности с её ростом или восстановлением после спадов, то франшиза может стать убыточным делом.
Оптимально, если вашему бизнесу уже больше трёх лет. Тогда вы сможете оценить собственные показатели в динамике со всеми перепадами и кризисными моментами.
Оцените свой бизнес по следующим параметрам:
Узнайте у своих клиентов, насколько они удовлетворены продуктом и сервисом, что им нравится в вашей компании, а чего бы хотелось добавить.
Проведите конкурентный анализ франшиз на рынке и соотнесите их предложения с вашими. Смотрите на обоснованность расходов, которые понесёт ваш франчайзи относительно предлагаемых вами преимуществ, а также адекватность и достаточность ваших расходов на поддержание и развитие партнёрской сети.
Франчайзи важно понимать, на какую прибыль и срок окупаемости можно рассчитывать.
Просчитайте и обозначьте следующие цифры:
Сделайте так, чтобы вашим франчайзи были сразу понятны ответы на вопросы о прибыльности проекта. Источник: презентация для франчайзи российской Школы программирования «Алгоритмика».
Просчитайте финмодель с учётом специфики вашей франшизы. Вот как это сделал основатель франшизы и сети бьюти-коворкингов Glow Артём Айрапетян.
При открытии бьюти-коворкинга важно оценить площадь помещения и соотнести с расходами за аренду и персонал, который будете предоставлять вы. Так, например, для помещения в 50 и 150 кв.м. затраты на администратора будут одинаковыми, а потому выгоднее выбрать второй вариант и расположить на нём больше рабочих мест. Возможно, затраты на клининг будут выше, но в итоге и доход.
Однако не всегда большая площадь лучший вариант. До определённого момента коэффициент заполняемости у помещений в 200 и 400 кв.м. одинаковый, но 200 кв. м. окупятся быстрее, а потому лучше выбрать его. Мы пришли к выводу, что 200-300 кв. м. ― тот вариант, который даёт лучшую монетизацию. Но предприниматели работают и с меньшими форматами, сужая спектр услуг.
У нас сейчас в Краснодаре запускается локальная точка в 130 кв. м. Там не будет массажного и vip-кабинета, но будут косметологические. Отличие в том, что в массажном кабинете есть душевая кабина, а в косметологическом ― нет. В Омске будет другая точка в 340 кв. м. Там уже все эти кабинеты будут.
При выборе локации мы смотрим технические характеристики помещения: что можно расположить, а что нет. Изучаем нормативы.
Артём Айрапетян, основатель сети бьюти-коворкингов Glow
Подумайте, как дать франчайзи возможность заранее понять, на какие расходы им рассчитывать. Например, добавьте на сайт онлайн-калькулятор, который — в зависимости от площади и вложений — поможет рассчитать размер необходимых инвестиций.
Ознакомительные данные для франчайзи. Источник: презентация для франчайзи сети бьюти-коворкингов Glow
Также важно определить, сколько партнёров сети может быть в одном городе, чтобы они не отбирали клиентов друг у друга.
Франчайзи должен сразу видеть для себя выгоду от сотрудничества с вами. Объём предлагаемой поддержки является одним из важнейших критериев при выборе франшизы.
Что вы можете предложить и гарантировать как франчайзер:
Мы своим франчайзи предлагаем помощь с поиском площадки, обучением преподавателей, поиском клиентов, готовую линейку курсов. Бизнес-ментор поможет наладить операционные процессы и масштабироваться в дальнейшем.
Кроме того, мы даём потенциальным партнёрам из городов с населением до 250 тысяч человек возможность попробовать — у нас есть тест-драйв. Это даёт франчайзи полностью погрузиться во франшизу, пройти основные этапы становления бизнеса и дойти до привлечения клиентов.
Один из
главных страхов — что не получится набрать клиентскую базу, и мы его снимаем. Когда
появляются первые клиенты, мы уже предлагаем заключить франчайзинговый договор. После
участия в тест-драйве решение о покупке франшизы принимают 70% попробовавших.
Андрей Тихомиров, директор франшизы российской Школы программирования «Алгоритмика»
Все правила и стандарты компании необходимо прописать. Как правило в пакет документов франшизы входят:
На этом этапе полезно привлечь специалистов, например, юристов и консультантов по франчайзингу, чтобы не допустить ошибок и соблюсти баланс интересов сторон ― франчайзера и франчайзи.
Чтобы упаковать франшизу, нужны специалисты с опытом во франчайзинге, которые помогут привлечь партнёров и снять страхи с собственника по передаче своего дела и тому, что новые партнёры его испортят. Большинству собственников страшно пускать кого-то внутрь своего бизнеса.
Андрей Тихомиров, директор франшизы российской Школы программирования «Алгоритмика»
Главное в формировании предложения ― донести ценность партнёрства. Франчайзи должен чётко понимать, почему ему выгоднее открыться по франшизе, а не самому.
Для этого мы помогаем подобрать локацию, берём на себя разработку дизайн-проекта с эффективным распределением рабочих мест, предоставляем корпоративные скидки на мебель и оборудование, настраиваем СРМ систему, внедряем маркетинговую стратегию, обучаем партнёров стандартам работы и т. д.
То есть с нами партнёр открывается легче, избегает ошибок, экономит на закупках и запускает бизнес максимально эффективно.
Артём Айрапетян, основатель сети бьюти-коворкингов Glow
Решите, как и где вы будете продвигать свою франшизу.
Основные каналы продаж:
В каталоге франшиз СберБизнеса можно разместить свой бизнес в одной из 5 категорий. Банк предлагает клиентам дополнительные опции, которые помогут запуститься, в том числе эквайринг.
В каталоге потенциальный франчайзи может найти ваше предложение по ключевым параметрам. Источник: сайт СберБизнеса
Определите, кто ваша целевая аудитория ― каких людей вы хотели бы видеть в качестве своих партнёров ― это поможет вам во время дальнейших собеседований с потенциальными франчайзи.
Можно потратить много времени на упаковку и запуск продаж франшизы, но что-то пойдёт не так. Об этом можно подумать заранее.
Хаотичные процессы и отсутствие автоматизации
Процессы компании должны быть легко масштабируемы и стандартизированы, чтобы их с незначительными изменениями можно было применить на любой территории и к любой другой франчайзинговой точке.
Стандартизации и контролю способствует развитая IT-инфраструктура компании, которая включает в себя:
Юридические просчёты
Бизнесу нужны защита и грамотно оформленные документы, в том числе зарегистрированный товарный знак. Право на использование ТЗ имеет только владелец, поэтому никто не сможет украсть идею вашего бизнеса безнаказанно или предложить клиентам тот же продукт, что и вы. В противном случае вы сможете привлечь этих людей к ответственности.
Нужно будет определиться и с типом договора: лицензионный ― защищает коммерческое предложение и не требует регистрации ― или договор коммерческой концессии ― защищает ТЗ и регистрируется в Роспатенте. Важно помнить, что управляющая компания одна, а франчайзи-партнёров много, и учитывать все возможные развития событий. Крайне желательна помощь грамотных юристов.
Отсутствие поддержки и контроля
Отдел франчайзинга должен быть построен таким образом, чтобы полноценно выполнять три основные функции: развитие, поддержку и контроль. Эффективнее, когда франчайзи взаимодействует со своим персональным менеджером по всем вопросам и через него решает возникающие проблемы. Это повышает оперативность и прозрачность получаемой франчайзи информации. Также менеджер будет своеобразной точкой контроля франчайзи.
При этом, чтобы сохранить репутацию компании, нужно проверять соответствие франшизных точек стандартам качества компании. Делать это можно с помощью видеонаблюдения, тайных покупателей, кол-центров, контрольных закупок и периодического аудита.
Пассивный отдел продаж франшизы
Основную прибыль франчайзеру приносят сделки с франчайзи. Сотрудники отдела продаж должны быть компетентными, грамотными специалистами, которые способны донести точную информацию по наполнению франчайзингового пакета и условиям договора до потенциального партнёра.
Автор: Валерия