ПО ЗАКОНУ

  5 МИН
Дата обновления: 20 марта 2024

Как закрыть ИП через МФЦ: пошаговая инструкция

В некоторых МФЦ предоставляют услугу ликвидации ИП. Объясняем, как закрыть бизнес правильно, чтобы не получить отказ. Предварительно уточняйте, оказывает ли конкретно ваш МФЦ такую услугу.

Преимущества ликвидации ИП через МФЦ

Если вы поняли, что статус предпринимателя вам больше не нужен, можно закрыть ИП:

  • через отделения ФНС;
  • через многофункциональные центры;
  • при помощи сторонних специалистов за определённую плату.

Рассказываем подробнее, чем удобен второй вариант.

Плюсы 

  • Удобный режим работы офисов (в большинстве регионов — с 8 до 20 часов).
  • Офисов много. Найти их в своём регионе можно на сайте МФЦ.
  • На всех этапах вас проконсультируют специалисты.
  • Не нужно посещать разные инстанции — все они доступны в режиме «единого окна».
  • Есть возможность одновременно получить и другие услуги.

Минусы 

  • Сроки оформления ликвидации увеличиваются: на документооборот между организациями тоже уходит время. В налоговой срок получения ответа — до 5 рабочих дней, в МФЦ — может быть более 5 дней. Если центр загружен, то ему потребуется дополнительное время на пересылку документов в ИФНС.

Что нужно сделать заранее

Перед подачей документов необходимо решить несколько важных вопросов. Часть из них можно решить с помощью специалистов многофункционального центра:

  • сдать декларации в ФНС;
  • оплатить все имеющиеся налоги, штрафы и пени.

Проверить наличие задолженностей можно в личном кабинете на сайте ФНС. Оплатить — там же, в любом офисе банка или через приложение Сбербанк Онлайн.

Самостоятельно нужно:

  1

Оплатить госпошлину. В 2024 году она составляет 160 рублей. Оплатить можно на официальном сайте ФНС, в любом офисе Сбербанка или через приложение Сбербанк Онлайн. Если МФЦ будет передавать ваши документы в налоговую в электронном, а не бумажном виде, то пошлину оплачивать не надо. Это можно уточнить, позвонив в выбранный центр.

ч. 7 ст. 333.33 НК РФ

  2

Рассчитать сотрудников и оформить их увольнение, если они есть.

  3

Снять с учёта кассовый аппарат, обратившись с заявлением в ФНС Снять с учёта кассовый аппарат в ФНС, а также предоставить ей фискальные данные (если ваш ККТ работал в автономном режиме) через личный кабинет или лично в инспекцию. Фискальные данные можно передать и через оператора, который их обслуживал. После проверки данных и снятия с учёта инспекция выдаст паспорт ККТ с соответствующей отметкой.

Задолженности перед Социальным фондом РФ, работниками или кредиторами не являются основанием для отказа в закрытии ИП. Однако все они переходят на физическое лицо и могут быть взысканы через суд.


Какие документы понадобятся

  • Заполненная форма № Р26001. В ней нужно указать ФИО, ИНН, регистрационный номер индивидуального предпринимателя (ОГРНИП), адрес электронной почты, контактный телефон;
  • квитанция об оплате госпошлины, если выбранный вами МФЦ передаёт документы в налоговую в бумажном виде;
  • паспорт;
  • ИНН предпринимателя;
  • доверенность на третье лицо, если документы подаются не лично бизнесменом.

Полный список документов в ст. 22.3 129-ФЗ

На месте заполняется доверенность на МФЦ. Это стандартный документ, дающий право сотруднику делать запросы, обрабатывать информацию и прочее.

Как подать документы в МФЦ

Это можно сделать несколькими способами.

  1

Прийти в отделение многофункционального центра. Все центры обеспечены системой электронной очереди. Есть возможность предварительной записи по телефону или через интернет, что значительно сэкономит время.

  2

Воспользоваться услугами посредника, например сотрудников или родственников. Тогда нужно подготовить на имя представителя нотариально заверенную доверенность.

  3

Отсканировать документы и отправить их с помощью сервисов на сайте многофункционального центра вашего региона (такую услугу поддерживают не все центры). Заявление в этом случае заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью, а пошлину оплачивать не надо.

ИП могут отказать в ликвидации по ряду причин. Основные из них:

  • представлены не все требуемые документы;
  • заявление подписано неуполномоченным лицом;
  • данные в заявлении отличаются от информации в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП);
  • отсутствие доверенности или истечение срока её действия (если оформляет ликвидацию не сам ИП);
  • не оплачена госпошлина для МФЦ, если он передаёт документы в налоговую в бумажном виде;
  • не погашены долги перед налоговой.

ч. 1 с. 23 129 ФЗ

Подтверждение закрытия ИП

Если принято положительное решение, вам пришлют лист записи из ЕГРИП о закрытии ИП на электронную почту, указанную в заявлении. Если вы хотите получить его в бумажном виде, то об этом в заявлении надо сделать пометку. Лист выдаст МФЦ, в который вы обращались с заявлением.

Если документы были оформлены неверно, вы получите на почту извещение с аргументированными причинами отказа. После исправления ошибок можно повторить процедуру.