ПО ЗАКОНУ
7 МИН
Дата обновления: 14 марта 2024
Как зарегистрировать товарный знак
Товарный знак поможет потребителю отличить вашу продукцию от прочих, а вам — защититься от недобросовестных конкурентов. Объясняем, как закрепить за компанией товарный знак и сколько это стоит.
Товарный знак (ТЗ) — это отличительное обозначение продукции. Оно позволяет производителю выделиться на рынке, а клиентам — не путать бренд с другими.
Например, есть две упаковки с хлопьями, на каждой напечатан товарный знак производителя. Покупатель запомнит, хлопья какой марки вкуснее, и в следующий раз сможет найти их в супермаркете.
Исключительное право на товарный знак действует 10 лет. Его можно «продлевать» неограниченное количество раз, но только путём повторной регистрации знака.
Товарный знак регистрируется на конкретные классы товаров или услуг в МКТУ — Международной классификации товаров и услуг. Если у вас широкая линейка товаров, придётся регистрировать товарный знак в каждом классе: например, отдельно для чая, макаронных изделий, шоколада (класс 30) и отдельно — для мяса, молочных продуктов, консервированных овощей (класс 29).
Регистрировать товарный знак нужно в каждой стране, где планируете вести деятельность, а использовать — постоянно. Права на него аннулируются досрочно, если ТЗ не применяется непрерывно в течение 3 лет.
Ст. 1478 ГК
РФ
Ст. 1479 ГК РФ
П. 1 ст. 1486 ГК РФ
Есть разные виды товарных знаков:
Словесные — просто название. Например, Coca-Cola или Panasonic.
Изобразительные — логотипы Adidas, Chanel и Apple.
Объёмные — оригинальная упаковка, форма товара.
Комбинированные — например, слово и изображение, логотип и форма тары и т. п. В их числе товарный знак косметики для волос Wella, который состоит из схематичного рисунка женщины и названия бренда. Это наиболее надёжный тип торгового знака.
Звуковые — как музыкальная заставка радио «Маяк» (вступление песни «Подмосковные вечера»).
Обонятельные — самая редкая категория. К примеру, в Австралии спа-салон зарегистрировал в качестве товарного знака запах лимонной травы.
Чтобы в регистрации не отказали, проверьте товарный знак на сходство с другими товарными знаками до степени смешения. Сделать это можно с помощью платной базы Федерального института промышленной собственности либо других сервисов, у которых есть доступ к данным ФИПС. Например, Online Patent.
Знаки проверяются по трём типам сходств:
Для самостоятельной регистрации товарного знака понадобятся следующие документы:
Документы нужно подать в Роспатент. Сделать это можно несколькими способами:
Минимальные затраты на регистрацию составят 33 тысячи рублей:
3500 рублей — за регистрацию заявки и формальную экспертизу (проверку документов на соответствие перечню). Если заявка охватывает больше пяти классов МКТУ — будет доплата;
11 500 рублей — за проведение экспертизы по существу (проверку на уникальность и на соответствие нормам закона);
16 000 рублей — за регистрацию товарного знака (при положительном решении патентного ведомства);
2000 рублей — за выдачу свидетельства на товарный знак (только если вы его запросили).
При подаче документов в электронном виде действует 30 %-я скидка на оплату госпошлин. За каждую правку или ошибку придётся отдать ещё 2800 рублей. А за обжалование отказа в регистрации — 13 500 рублей.
Ознакомиться с полным списком пошлин можно на сайте Роспатента.
Роспатент проверяет, оплатили ли вы госпошлины, и проводит формальную экспертизу заявки, т. е. проверяет наличие и соответствие документов требованиям закона. Процедура длится до 1 месяца;
Проводится экспертиза по существу: товарный знак проверяется на сходство с уже существующими и на соответствие законодательным нормам. На это отводится до 6 месяцев;
Если экспертиза по существу прошла успешно, вы оплачиваете госпошлину за регистрацию и выдачу свидетельства на товарный знак;
После оплаты пошлины Роспатент регистрирует товарный знак, публикует сведения об этом в официальном бюллетене и выдаёт соответствующее свидетельство (если вы за него заплатили). На регистрацию отводится 1 месяц, и столько же — на выдачу свидетельства.
Всего процедура регистрации товарного знака занимает 18 месяцев и две недели. В случае ошибок и нарушений сроки увеличиваются.
⚓
Товарный знак — отличительный знак изделия. Он помогает бизнесу выделиться на рынке.
🧭
Право на товарный знак действует 10 лет, после истечения срока знак регистрируют повторно.
💡
Есть разные виды товарных знаков: словесные, изобразительные и т. д.
📚
Не все символы можно зарегистрировать как товарный знак: например, нельзя использовать государственные знаки, общепринятые обозначения и т. д.
🗓️
Проверьте товарный знак на сходство с другими товарными знаками: не похож ли он на другой визуально, на слух и по смыслу.
📌
Чтобы зарегистрировать знак, подготовьте заявку на регистрацию, обозначение знака и его описание, перечень товаров и услуг по МКТУ и согласие на обработку персональных данных.