УРОКИ БИЗНЕСА
10 МИН
Дата публикации: 21 августа 2024
Контрактное производство: как найти и начать сотрудничать
Чтобы запустить линию косметики, бренд одежды или производство ароматических свечей, не обязательно иметь помещение, оборудование и нанимать сотрудников. Достаточно найти компанию, которая оказывает услуги по модели контрактного производства. Рассказываем, чем такое производство отличается от обычного, как выбрать подрядчика и на что обратить внимание, заключая с ним договор.
Контрактным называется производство, которое вы делегируете стороннему заводу, цеху или фабрике. Они изготавливают продукцию или её часть по вашему техзаданию (ТЗ), а также под вашим брендом, а потом передают вам.
Например, вы хотите создать корпоративный мерч или коллекцию одежды, чтобы продавать её в торговых центрах или на маркетплейсах. У вас есть логотип, эскизы и лекала, но вам негде кроить и шить. Открывать свой цех необязательно: вы можете заказать пошив в компании, которая работает с крупными партиями. У неё есть производственные помещения, квалифицированные сотрудники и швейное оборудование. Вам нужно только заключить с такой компанией контракт и предоставить ТЗ и наработки. На выходе вы получите готовую продукцию под своим брендом.
Материалы для контрактного производства вы можете привезти сами. Подрядчики могут предлагать и своё сырьё, особенно если выполняют заказы на однотипную продукцию, например, варят свечи для разных заказчиков.
Контрактное производство бывает двух видов:
По контракту можно производить большинство товаров:
Контрактное производство позволяет:
Задумываясь о договоре на контрактное производство, помните, что при всех плюсах такого сотрудничества вы рискуете:
Существуют биржи контрактного производства для разных отраслей. Например, Московский инновационный кластер объединяет подрядчиков, которые изготавливают приборы и занимаются механической обработкой изделий.
Аутсорсера для контрактного производства можно найти через поисковики в интернете, указав сферу, которая вас интересует. Например, по запросу «Бытовая химия» выходит сайт завода, который изготавливает по заказу средства для дома, животных, обуви и снаряжения и даже оказывает услуги по доработке рецептур.
По запросу «Контрактное производство одежды» выгружаются сайты с предложениями организовать полный цикл: от разработки лекал до отгрузки на маркетплейсы.
На сайтах-агрегаторах поставщиков товаров и услуг тоже встречаются компании, которые занимаются производством на заказ. Чтобы их отфильтровать, введите в строке поиска «контрактное производство».
Конференции и форумы для бизнеса, профильные выставки и отраслевые СМИ тоже подойдут для поиска подходящего завода или фабрики. Собирайте рекомендации у знакомых, в профессиональных чатах. Ещё один способ найти подрядчика — сервисы объявлений, такие как Авито, YouDo и Profi.ru.
После того, как вы нашли подходящего подрядчика:
В контракте важно правильно прописать:
Если подрядчик прислал вам договор, скорректируйте его при необходимости. Желательно показать документ юристу. Договор помогут проверить, дополнить или создать с нуля в сервисе Сбера «Юрист для бизнеса».
Одежду, обувь, косметику и ряд других товаров нужно маркировать. Если вы заключили контракт на их производство, то можете:
1. Маркировать продукцию самостоятельно. Это нужно делать до того, как товар перейдёт к вам по документам. То есть вам придётся лично ехать на завод или отправлять туда своих сотрудников.
2. Делегировать часть процесса маркировки производителю. Желательно зафиксировать в договоре, что будете делать вы, а что — производитель. Оптимальным вариантом будет такое разделение:
Что делает заказчик
Что делает производитель
Отчёт о нанесённых кодах надо отправить в систему «Честный знак». Как пройти регистрацию в системе и наладить с ней документооборот, мы написали в статье. После отправки отчёта можно вводить товар в оборот.
Ответственность за ошибки при маркировке всегда ложится на заказчика. Если вы получили товар с нечитаемыми кодами, которые распечатал и нанёс производитель, партию придётся возвращать на завод и маркировать заново. Чтоб защитить себя от лишних расходов, опишите в договоре все правила маркировки и установите санкции за их нарушение. Например, укажите, что транспортные расходы на перемещение товара обратно на завод оплачивает производитель.
Помните, что на некоторые виды готовых товаров нужно получать сертификаты соответствия или декларацию о соответствии — и это ваша обязанность. Если вы предоставляете для производства (например, косметики, бытовой химии, БАДов) свои ингредиенты, то должны иметь документы, подтверждающие их безопасность и качество. Если сырьё не ваше, документы должен иметь и предоставлять по вашему требованию подрядчик.
🏭 Когда сторонний завод производит продукцию по вашему заказу и под вашим брендом, а потом передаёт её вам — это называется контрактным производством.
⏱️ Контрактное производство бывает полного цикла — когда на аутсорсинг отдают все технологические этапы, и частичным — когда подрядчик выполняет часть работ по изготовлению продукции.
💰 Контрактное производство помогает бизнесу экономить время и деньги, привлекать клиентов, оптимизировать бизнес-процессы, экспериментировать и выпускать сезонные товары.
💻 Аутсорсера для контрактного производства можно найти через поисковики в интернете, на сайтах-агрегаторах, на профильных выставках, конференциях и форумах для бизнеса, в отраслевых СМИ и через сервисы объявлений.
😧 Основной риск контрактного производства — утрата уникальной рецептуры, формулы, технологии, дизайна или идеи — аутсорсер может продать их конкурентам. Чтобы избежать этого, пропишите права на интеллектуальную собственность в договоре.
💡 Не забудьте, что наносить коды на маркируемые товары и отправлять отчёт в систему «Честный знак» нужно до введения продукции в оборот. Нанесение кодов вы можете делегировать подрядчику.
Автор: Екатерина