ПО ЗАКОНУ
10 МИН
Дата обновления: 2 апреля 2024
Главное о маркировке товаров
Обувь, лекарства, табак, шубы и ещё несколько видов продукции нужно маркировать — наносить на каждый товар уникальный цифровой код. Предполагается, что эта мера поможет снизить долю контрафакта. За маркировку отвечают производители и импортёры, но для розницы тоже есть свои требования.
Что такое маркировка
Маркировка — это контрольно-идентификационный знак (КиЗ), который размещают на упаковке, ярлыке, этикетке или таре. Его может создать только единый оператор маркировки — Центр развития перспективных технологий.
С помощью КиЗ можно идентифицировать товар и отследить его путь от производства до продажи или списания: бизнес обязан передавать данные о товаре единой госсистеме «Честный ЗНАК».
Распределение ролей в рамках процесса такое:
- производители маркируют продукцию и вводят её в оборот;
- поставщики и импортёры сверяют КиЗ в документах от производителей и сообщают «Честному ЗНАКу», когда приняли продукцию и когда продали её;
- розница сверяет КиЗ в документах от поставщиков, сообщает «Честному ЗНАКу» о принятии товара и выводит продукцию из оборота путём продажи потребителю.
Для разных товаров предусмотрены разные способы маркировки. Например, для меховых изделий выбрали RFID-метки — микрочипы, в которых с помощью радиочастотной идентификации зашифрованы сведения об объекте. Сигареты, обувь, одежду, молочные продукты и воду маркируют двухмерными штрихкодами DataMatrix.
За генерацию каждого КиЗ нужно платить государству. Стоимость кодов различается в разных товарных группах — например, за маркировку лекарств — 60 копеек с НДС. Бесплатно можно получить только коды для маркировки:
- жизненно необходимых лекарств, закупочная цена которых меньше 20 рублей;
- остатков, то есть той продукции, которую произвели до внедрения обязательной маркировки;
- продукции, маркировка которой пока в стадии эксперимента.
Во втором случае, чтобы коды были бесплатными, при заказе в поле «Способ выпуска товаров в оборот» введите «Маркировка остатков».
Какие товары обязательно маркировать
Список изделий, подлежащих обязательной маркировке, поэтапно пополняется. Каждая категория продукции проходит 3 стадии:
1
Эксперимент
Участвовать в нём необязательно, но это в интересах бизнеса: есть время наладить оборудование, понять требования закона и попрактиковаться на бесплатных КиЗ.
По данным на март 2024 года, в стадии эксперимента находятся следующие группы товаров:
- растительные масла,
- корма для животных,
- детские игрушки и др.
2
Обязательная регистрация в системе «Честный ЗНАК»
Зарегистрироваться не получится без электронной подписи и электронного документооборота. На этом этапе пора настроить товароучётную систему, промаркировать остатки и начать маркировать новые партии товара.
3
Запрет немаркированной продукции
Тут начинаются штрафы — продавать товары без КиЗ больше нельзя.
Цель системы «Честный ЗНАК» — маркировка всех отраслей промышленности — от сигарет и лекарств до детского питания.
Сроки ввода маркировки для новых категорий товаров могут меняться, поэтому рекомендуем сверяться с информацией на сайте.
В 2024 году обязательна маркировка следующих категорий товаров:
- лекарства,
- шубы,
- обувь,
- БАДы,
- молочная продукция и др.
Список товарных категорий, которые обязательно маркировать в 2024 году.
С маркированными товарами удобно работать в сервисе СберБизнеса «Мой Склад». Учётная система позволяет быстро регистрировать продажи и возвраты, печатать кассовые и товарные чеки и, конечно, соблюдать правила и требования к маркировке товаров.
Как маркировать товары производителям
1
Получите усиленную квалифицированную электронную подпись — без неё не получится работать с системой «Честный ЗНАК».
2
Подключитесь к электронному документообороту. Передавать КиЗ в составе универсальных передаточных документов можно только в электронном виде.
4
Зарегистрируйтесь в «Честном ЗНАКе», а потом вступите в ассоциацию ГС1 РУС и заплатите ежегодный взнос как участник обязательной маркировки — 3000 рублей. В личном кабинете ГС1 РУС опишите свои товары.
5
Информация о продукции из личного кабинета ГС1 РУС должна автоматически подгрузиться в систему «Честный ЗНАК» в течение суток. Как только она там появится, запросите в «Честном ЗНАКе» коды на товары.
6
Когда система сгенерирует и пришлёт КиЗ, нанесите их на товар. Распечатать коды DataMatrix можно на обычном принтере или специальном для этикеток. После введите продукцию в оборот: выберите в системе «+Добавить» → «Ввод в оборот» и добавьте в список промаркированные товары и соответствующие им КиЗ.
7
Оформите поставки маркированной продукции с помощью электронных универсальных передаточных документов (УПД). Указывайте в них коды товаров: товарный и маркировочный КиЗ.
Как работать с маркировкой поставщикам и импортёрам
1
Получите усиленную квалифицированную электронную подпись — без неё не получится работать с системой «Честный ЗНАК».
2
Подключитесь к электронному документообороту. В системе ЭДО вы будете принимать и отправлять универсальные передаточные документы, которые объединяют в себе реквизиты из счетов-фактур и первичных учётных документов. Передавать КиЗ в бумажном виде не получится.
3
Зарегистрируйтесь в «Честном ЗНАКе».
4
Если вы импортёр, вступите в ассоциацию ГС1 РУС и заплатите ежегодный взнос как участник обязательной маркировки — 3000 рублей. В личном кабинете ГС1 РУС опишите импортируемые товары. А потом запросите в «Честном ЗНАКе» коды и отправьте производителю — он нанесёт их на продукцию.
6
Приобретите и подключите сканер 2D-штрихкодов, чтобы сверять фактические КиЗ с теми, которые производитель указал в электронных документах.
Как продавать маркированные товары в розницу
1
Купите, подключите и зарегистрируйте онлайн-кассу, которая умеет работать с маркированными товарами и продуктами, или проверьте и обновите старую. Она будет отправлять электронные чеки оператору фискальных данных, а он в свою очередь проинформирует «Честный ЗНАК» о выходе товара из оборота.
4
Подключитесь к электронному документообороту. В системе ЭДО вы будете принимать универсальные передаточные документы, которые объединяют в себе реквизиты из счетов-фактур и первичных учётных документов. Никак иначе принять КиЗ не получится.
5
Зарегистрируйтесь в «Честном ЗНАКе». Маркировка остатков — продукции, которую не успели реализовать, ложится на ваши плечи. Опишите товары в системе, запросите коды и нанесите их.
7
Приобретите и подключите сканер 2D-штрихкодов, чтобы сверять фактические КиЗ с теми, которые указаны в электронных документах. При продаже кассирам нужно сканировать 2 кода: товарный и маркировочный.
Товарный штрихкод — это обычный штрихкод на упаковке в виде чёрных и белых полос с основной информацией: страна-производитель, предприятие-изготовитель, характеристики товара, например название, артикул или цвет. Он позволяет идентифицировать товар для передачи данных в систему, где хранятся сведения об оставшемся запасе продукции на складе и пр.
После сканирования кода маркировки информация о покупке поступает напрямую оператору фискальных данных. Он передаёт сведения о продаже в информационную систему и ФНС. После этого товар считается выведенным из оборота.
Если клиент вернёт товар, а вы обнаружите, что код маркировки повреждён, придётся его перемаркировать: списать старый КиЗ, а потом запросить, распечатать и наклеить новый — иначе опять ввести товар в оборот не получится. Те же действия потребуются, если код утерян или содержит ошибку, независимо от того, нанесли такой КиЗ на продукцию или нет.
Что будет, если не нанести маркировку
Компаниям и индивидуальным предпринимателям, которые нарушат требования к маркировке, по закону грозит штраф с конфискацией товара.
За производство и выпуск товара без маркировки — до 10 тысяч рублей для ИП и до 100 тысяч рублей для юрлиц.
За продажу без маркировки — до 4 тысяч рублей для ИП, до 300 тысяч рублей — для юрлиц.