КЕЙСЫ

5 МИН

Дата обновления: 10 сентября 2024

Как не лишиться бизнеса из-за незнания 115-ФЗ

Владелец клининговой компании в Самаре — о своих ошибках ведения бизнеса, которые почти привели к «блокировке» счёта.

Когда я открывал бизнес, даже не думал, что столкнусь с проблемой блокировки счёта по 115-ФЗ, ведь я не террорист, и мой бизнес — реальный.


Владимир (имя изменено) открыл ИП в 2019 году. Бизнес получилось зарегистрировать быстро: проблем при открытии счёта не было, в банке оформили все документы за один день. Чтобы подстраховаться, он открыл второй счёт в другом банке.

На старте клиентов было мало, бизнес развивался медленно и дохода не было. Друг предложил подзаработать — закупить небольшую партию строительных материалов и перепродать по выгодной цене знакомым подрядчикам.

У моего товарища был план реализации и покупатели, а у меня — расчётный счет и небольшой вклад в бизнес-идею.


Ошибка №1:
Проведение платежей не по выбранному ОКВЭД

Назначения ваших платежей должны соответствовать кодам ОКВЭД, указанных при регистрации бизнеса. Если вы решили расширить сферу деятельности, обратитесь в налоговую инспекцию с заявлением, внесите изменения в учредительные документы. Лучше заранее продумать, в каких сферах вы будете работать, и ещё на старте указать все возможные виды деятельности. Предприниматель не может заявлять, что занимается предоставлением клининговых услуг и совершать действия по счёту, связанные со строительством.

Сделка прошла успешно, удалось немного заработать. За это время успели доделать сайт для клининговой компании, запустили рекламу и наняли трёх сотрудников в штат.

В течение первых двух месяцев работы Владимир заключил договоры с четырьмя компаниями. Дела налаживались — бизнес начал выходить из минуса.

Клиенты были довольны, а я уже так привык к формату работы на себя, что даже забыл, каково быть наёмным сотрудником.


Клиентская база росла, получилось заключить договор с крупной компанией — лучшим вариантом партнёрства, о котором Владимир мог мечтать. Стороны подписали контракт, и на этом этапе начались проблемы:

От банка пришёл запрос на предоставление подтверждающих документов. Как оказалось, банк «не видит экономического смысла в моих операциях». Эта формулировка меня сильно возмутила, но как оказалось потом, меры были оправданы. Помимо глупой истории с продажей строительных материалов, я совершил ряд и других ошибок.


Ошибка №2:
Оплата налогов в другом банке

Иметь два расчётных счёта — не преступление. Однако платить заработную плату, налоги и страховые взносы лучше с одного и того же счёта.

Чем больше расчётных счетов у организации в разных банках, тем выше вероятность получить от кого-то из них запрос. Каждый банк выявляет и пресекает непрозрачные операции. Поскольку финансовые потоки разделены, банк не видит полной картины. С его точки зрения получается, что сотрудники в штате есть, а выплаты налогов по ним нет — отсюда и вопросы.

Ошибка №3
Перевод всей выручки бизнеса на карту физического лица под видом зарплаты

Предприниматель может переводить деньги на личную карту, но за минусом налогов и расходов на содержание бизнеса. Разделяйте доходы от предпринимательской деятельности и средства на текущие хозяйственные расходы. Лучше не использовать счёт физического лица в предпринимательских целях.

Ошибка №4
Работа с сомнительными контрагентами

Плохая репутация контрагента отражается и на тех, с кем он работает. При заключении сделки лучше всегда проверять контрагента, даже если он пришёл по хорошей рекомендации от друга.

Если посмотреть на бизнес Владимира глазами банка, складывается такая картина:

-

Индивидуальный предприниматель занимается клининговыми услугами, но платежи почему-то связаны со строительством.

-

Операций, связанных с хозяйственной жизнью компании, нет.

-

Все средства обналичиваются.

-

Предприниматель не платит налоги, хотя в штате есть сотрудники.

-

Среди контрагентов есть неблагонадёжные партнёры с отрицательной репутацией.

Проконсультироваться по результатам анализа операций за последние 12 месяцев поможет сервис «Комплаенс-помощник».

Больше статей о приостановлении дистанционного банковского обслуживания — в разделе «Как вести бизнес без блокировок по 115-ФЗ».