РАБОТА С БАНКОМ

4 МИН
Дата обновления: 18 апреля 2024

Почему оплата по биометрии — это безопасно

Оплачивать покупки по Face ID или Touch ID — это удобно. Минимум взаимодействий: не нужно вводить номер карты и CVV. Но даже биометрические данные можно подделать. Выяснили, как компании и банки борются с таким видом мошенничества.

Как работает биометрия и как её обманывают

Биометрические данные — это ваши уникальные биологические и физиологические характеристики: лицо, голос, рисунок отпечатка пальца или радужной оболочки глаза. Их используют для идентификации пользователя при оплате или оказании услуг удалённо. Например, с помощью биометрических данных вы можете оплачивать покупки картой, не прикладывая пластик к терминалу, полностью бесконтактно.

Чтобы подключить систему, нужно согласиться на обработку и сбор биометрических данных и сдать их. Каждый раз при использовании ваше изображение будут сравнивать с контрольными данными, которые вы сдавали впервые. Аналогично айфон при первой активации запоминает мимику вашего лица и отпечаток пальца, а потом каждый раз ищет сходства с первой версией.

Обмануть биометрию сложнее, чем получить доступ к контрольным вопросам или кодам из СМС для подтверждения оплаты. Самый простой и дешёвый способ — подменить реального человека его фотографией или спроектировать 3D-модель лица, но это дорого и долго.

Мошенничество такого рода называется спуфингом.

Как компании защищают от взлома

Перед тем, как одобрить операцию, система проверяет, кто перед ней — реальный человек или его фотография. Такие методы защиты называются «liveness detection». Они бывают аппаратные и программные.

Аппаратные методы — значит с использованием дополнительного оборудования: инфракрасных, термальных, 3D-камер, дополнительных датчиков. Это дорого, но эффективно. Их внедряют производители мобильных телефонов, от чего цена устройств растёт и становится доступна не всем. В этом минус таких методов.

Есть и другие способы — программные. Не требуют дополнительного оборудования и работают на всех устройствах с Face ID. Чтобы отличить реальное лицо от поддельного, система просит пользователя что-нибудь сделать: моргнуть, повернуть голову, улыбнуться. Она анализирует человеческое лицо как 3D-объект, поэтому фотография проверку не пройдёт.

Программные методы называются «активными», потому что требуют участия пользователя. Их можно обойти, используя видеозапись или 3D-имитацию лица и мимики, но такие реплики дороги в производстве. Минус программных методов в том, что они всегда требуют дополнительного пользовательского участия.

В других случаях система использует плоское изображение и анализирует текстуры, тени и свет. Эти методы называются «пассивными», потому что незаметны пользователю.

Какие виды биометрии используют банки

Банки подходят к проблеме комплексно — используют и аппаратные, и программные средства защиты. На каждом устройстве с биометрией есть специальное оборудование:

  • Бесконтактный датчик расстояния. Оплата с помощью биометрии происходит только когда клиент стоит прямо перед устройством.
  • 3D-камера. Создаёт объёмное изображение и анализирует микромимику. Благодаря ей оплата по фото не пройдёт.
  • NIR-камера ближнего инфракрасного диапазона. Она видит даже при плохом освещении, определяет температуру тела и подтверждает, что перед устройством действительно живой человек.

Расскажем на примере Сбера. На программном уровне он использует около 15 методов проверки. Часть из них реализована в приложении Сбербанк Онлайн. При сборе биометрии в мобильном приложении вас попросят, например, повернуть голову влево, вправо, моргнуть.

Кроме основных liveness-методов, Сбер пользуется дополнительной защитой: шифрует данные (использует двустороннее TLS-шифрование) и проверяет подозрительные операции (фрод-мониторинг). Оплата всегда проходит через защищённый канал связи. Это исключает перехват данных от устройства до внутренней системы банка. Подозрительные операции по месту, времени и сегменту рынка строго контролируются и проверяются службой безопасности — банк связывается с клиентом, чтобы убедиться, карту не заполучил мошенник.