КЛИЕНТЫ И ПРИБЫЛЬ
7 МИН
Дата публикации: 18 октября 2023 года
Как составить портрет клиента
Аватар, или портрет клиента — описание представителя вашей целевой аудитории, созданное на основе анализа данных и сегментации аудитории. В статье о том, как его составить.
Портрет клиента — детальный профиль, который описывает типичного представителя аудитории, исходя из демографических характеристик, интересов, потребностей, поведенческих паттернов и мотивации.
Шаг первый. Изучите свою ЦА
Целевая аудитория (далее — ЦА) — группа людей, у которых есть потребность в продукте и возможность его купить.
Шаг второй. Сегментируйте аудиторию
Сегментация — разделение целевой аудитории на различные группы с общими запросами, болями и страхами.
Шаг третий. Под каждый сегмент подготовьте отдельный портрет
Аватар составляют для каждого сегмента аудитории, так как портреты могут сильно отличаться друг от друга.
Аватар нужен, чтобы:
Вы описываете аватар как отдельного человека: даёте ему имя, определяете возраст и прописываете как можно больше характеристик (где живет, кем работает, чем увлекается, что читает и прочее).
Критерий | Описание |
---|---|
Социально-демографические характеристики | Возраст, пол, семейное положение, место жительства, сфера занятости и уровень дохода. |
Дополнительные сведения | Хобби, увлечения, привычки. |
Цели и потребности | О чём мечтает, чего хочет достичь? |
Боли | От чего хочет избавиться? Как пытался решить проблему самостоятельно? |
Инфоболь | Ключевые запросы поиска в интернете и социальных сетях для решения проблемы. |
Критерии выбора | Что важно в продукте, почему выберет вас, а не конкурентов? |
Возражения | Что мешает покупке? |
Читайте комментарии и отзывы — так вы увидите стиль общения клиентов, их проблемы и конкретные запросы к продукту. Найти представителей ЦА можно по хештегам в социальных сетях — это позволит изучить интересы, подписки и лидеров мнений, на которых ориентируются представители ЦА.
Поможет выявить инфоболи — запросы, по которым пользователи чаще всего ищут продукты или услуги. Сервис показывает количество запросов в месяц по ключевым словам и позволяет оценить динамику спроса.
Если у вас давно работающий бизнес, изучите записи звонков из call-центра и отзывы в CRM-системе — это тоже дополнительный источник информации и сведений о тоне общения вашей ЦА и их запросов.
Проведите интервью с потенциальными или действующими клиентами. Чем больше людей вы возьмёте для исследования, тем больше общих тем найдёте среди них. Ваша задача — систематизировать полученную информацию и преобразовать персональные истории в собирательный образ аватара.
Посмотрите примерный список вопросов, которые помогут создать аватар клиента, и адаптируйте его под себя.
Например, у вас онлайн-магазин с доставкой по всему миру. Важна не только география ЦА, но и доступные ей способы оплаты: есть ли у клиентов виртуальный кошелёк, возможность платить валютой и проч.
После этого составьте карточку аватара и обращайтесь к ней во время подготовки рекламной кампании. Проводите анализ ЦА и корректировку её портретов, желательно — каждые полгода.
Допустим, вы владелец йога-студии. Вы провели анализ аудитории и сегментировали её. К вам ходят новички, продолжающие практики и преподаватели йоги. Распишем аватар клиента-новичка.
Кто? | Аня, 18-24 года |
---|---|
Какая явная цель | Хочет регулярно ходить на йогу и чувствовать себя хорошо. |
Финансовое положение | Ежемесячный доход — 30 тысяч рублей. |
Цели и потребности | О чём мечтает, чего хочет достичь? |
Род деятельности | Студентка, подрабатывает онлайн. |
Боли |
Тревожность. От сидячего образа жизни болит спина. Усталость, часто хочется спать, нет энергии. |
Страхи |
Остаться в плохой физической форме; Постоянно чувствовать себя уставшей, не жить «на полную». |
Явные желания | Хорошо
себя чувствовать. Перестать страдать от болей в спине. Развить силу. |
Возражения | Не брошу ли я заниматься? Принесет ли мне это какой-то результат? |
Скрытые желания | Стать увереннее, обрести стабильность, похвастаться в социальных сетях шпагатом или красивой стойкой. |
Жизненные ценности | Не ест мясо, сортирует мусор, заботится о природе. |
Информационные каналы | Социальные сети: VK и Telegram. |
Что влияет на совершение покупки | Стоимость абонемента. |
Возражения при покупке | Дорого. |
Автор: Анастасия