КЛИЕНТЫ И ПРИБЫЛЬ
13 МИН
Дата публикации: 16 октября 2023 года
Что такое бренд-стратегия и зачем она нужна бизнесу
Бренд-стратегия — план, который компания разрабатывает для создания и управления брендом. Он помогает компании выделиться на рынке — отстроиться от конкурентов, привлечь и удержать клиентов. Рассказываем, как сделать бренд-стратегию эффективной.
Брендинг, или бренд-стратегия — создание и продвижение образа бренда, его позиционирование и визуальное отображение. Совокупность маркетинговых усилий, направленных на то, как ваш бренд видят и слышат потребители.
Молоко делает много производителей. Оно может быть для младенцев, «фитоняшек», бабушек. На упаковке не будет написано «я — молоко для младенцев», но по тому, как продукт будет выглядеть и продвигаться, эту принадлежность можно считать. Бренд — набор характеристик, который отличает продукт. А бренд-стратегия — это то, как продвигают продукт и рассказывают о нём.
Маруся Урусова, бренд-менеджер
На упаковке кефира «Молочная культура» указано время дойки коров
Бренд-стратегия — часть маркетинговой стратегии.
Есть бизнес-цели, на основе которых составляется маркетинговая стратегия. Брендинг — её часть. Он включает визуальную концепцию, упаковку, tone of voice (в переводе с английского — голос бренда) — тон и формат общения с аудиторией.
Надежда Полищук, маркетинг-менеджер
Причины задуматься о создании бренд-стратегии:
Уникальность и узнаваемость бренда — конкурентные преимущества. Бренд-стратегия помогает бизнесу выделиться и создать уникальный образ, знакомый потребителям.
Клиенты склонны выбирать бренды, ценности которых им близки. В формировании и транслировании ценностей компании помогает брендинг.
Допустим, одна из ценностей студии йоги — заботиться о планете. Поэтому для занятий используют коврики из переработанных материалов. На самих ковриках и в социальных сетях компании написано, что они из вторичного сырья. Так бренд транслирует свои ценности в мир и привлекает клиентов, которым это близко.
Скриншот страницы сайта студии йоги и веганского кафе Holi
При помощи бренд-стратегии вы формируете ценность продукта и транслируете её потребителям. Сформированный бренд позволяет оправдывать повышение стоимости товаров или услуг.
На полке в магазине стоят две пачки молока с одинаковым составом, но разной ценой. И найдётся покупатель, который купит продукт подороже. За счёт чего это происходит? Покупатель думает: «Это дороже, но я готов заплатить, потому что бренд пообещал мне натуральность, качество или возможность поучаствовать в розыгрыше автомобиля».
Маруся Урусова, бренд-менеджер
Вы можете продавать франшизу или выходить на новые рынки. Если у вас уже есть узнаваемый бренд и верная ему база клиентов, это позволяет масштабироваться.
Как правило, с позиционированием определяются при создании бренда, и оно остаётся неизменным. Вот его компоненты:
Это основные принципы, убеждения и идеи, на основе которых компания осуществляет свою деятельность. Они определяют, каких норм и стандартов компания придерживается в работе.
Скриншот страницы сайта Microsoft
Голос бренда — это принципы общения с аудиторией: язык, термины, обращение, дистанция.
При формировании tone of voice нужно определить, какой характер у вашей компании: игривый, дерзкий, спокойный и т. п. Решить, как бренд будет реагировать на острые темы вроде религии или политики. Определиться, как будете общаться с потребителем: на «вы» или на «ты». Для старта этого достаточно.
Лучше опираться на аудиторию: если вы работаете с бизнесменами, то игривый и дерзкий тон может вам не подойти. Но можно быть и таким, если это часть бренда. С этим нужно определиться и придерживаться во всех маркетинговых кампаниях.
Надежда Полищук, маркетинг-менеджер
Она отражает ценности, принципы и стратегию бренда, а также определяет то, к чему компания стремится. Она служит своего рода ориентиром для всех сотрудников, позволяя понять цель компании и работать в одном направлении. Например, миссия компании Google звучит как «Предоставлять людям максимально актуальную и достоверную информацию».
Это элементы, которые формируют «лицо» фирмы — запоминающийся образ, по которому клиент узнаёт компанию. Айдентика (от анл. identity ― идентичность) создаёт эмоциональную связь и транслирует ценности компании.
Элементы айдентики:
Логотип экосистемы Сбера
Элементы будут «жить» на разных носителях как в онлайн-каналах, так и офлайн. Логотип должен одинаково выигрышно смотреться и на подарочном сертификате, и в презентации, и на униформе сотрудников.
Стратегию разрабатывают на полгода-год. И важно в конце этого периода проанализировать действия: как откликалась аудитория, как воспринимала ваш бренд, какие механики сработали, какие нет. Любая стратегия начинается с анализа рынка и аудитории. Нужно понимать, кто ваши конкуренты и какие у них сильные стороны.
Надежда Полищук, маркетинг-менеджер
Изучите свой рынок. Посмотрите, какие методы продвижения используют ведущие игроки: например, POS-материалы (промостойки, плакаты), онлайн-продвижение (таргетированная, контекстная реклама), реклама в СМИ.
Изучите потенциальных клиентов и составьте портрет типичного покупателя: сколько ему лет, где он работает, сколько тратит на аналогичные товары и услуги, что ценит в обслуживании.
Если есть возможность, можно использовать фокус-группы. Например, мы производим детскую обувь. Нам нужно понять, как такой продукт упаковывать, продвигать и рекламировать. Для фокус-группы надо подобрать людей, которых мы для себя определяем как целевую аудиторию. Можем спросить у мамочек: «Где вы обычно покупаете обувь для детей? На что ориентируетесь при выборе?». И уже не из своих догадок, а из их ответов делать выводы о том, что им важнее.
Например, они говорят, что самое важное — это возможность заказать онлайн. Тогда нам стоит продавать товар через маркетплейсы, на сайте указывать возможность сделать заказ на удобных большинству площадках, в почтовых рассылках рассказывать о новых подключенных онлайн-ретейлерах и так далее.
Маруся Урусова, бренд-менеджер
Вы можете найти клиентов в соцсетях (в группах или по геотегам). После опроса расскажите о цели исследования и предложите вознаграждение ― например, скидку или бонус у вас в момент открытия.
Спросите у целевой аудитории: что вы думаете о логотипе, как вам название, какие ассоциации вызывает цвет бренда? Вот у нас есть фиолетовый и жёлтый цвета — что вы чувствуете, когда смотрите на них? И, если большинство ответит, что фиолетовый вызывает ощущение уюта, а наш бренд как раз про семью и уют, то делаем ставку на него. Исходя из этих данных можно добавить цвет в логотип и дизайн упаковки.
Маруся Урусова, бренд-менеджер
Создайте лендинг, презентующий ваш бизнес. Покажите его целевой группе и спросите, как они воспринимают бренд: правильно ли считывают ценности и миссию компании, запомнили ли отличительные черты.
СМИ часто публикуют информацию о деятельности ведущих игроков рынка. Отслеживайте основных конкурентов, динамику их развития и факторы роста.
Её оформляют в бренд- или гайдбуке, который становится частью маркетинговой стратегии. В брендбуке прописывают айдентику, миссию, ценности и tone of voice.
На этом этапе вы решаете, как ваш бренд будет говорить с внешним миром, как его услышат клиенты, партнёры и конкуренты.
Коммуникационную стратегию
разрабатывают под маркетинговую. В неё включают каналы коммуникации — те, через которые вы
будете разговаривать с вашими потребителями, например соцсети или CRM. Это также работа с
отзывами и репутацией бренда в онлайн-пространстве.
Важно смотреть на тренды поведения
клиентов. Например, сейчас люди активно читают Телеграм-каналы.
Надежда Полищук, маркетинг-менеджер
Чтобы выстроить коммуникацию, ответьте на вопросы:
Сообщений может быть несколько, как и сегментов аудитории, но стиль общения — един. Его можно проследить в разных коммуникационных каналах: в соцсетях, в блоге, на сайте, в мессенджерах.
Бренд можно продвигать через разные каналы: печатную рекламу, email-рассылки, СМИ и др. Как правило, все эти способы продвижения связаны. Объединение каналов коммуникации называется омниканальность. Клиент мог читать ваш блог, посетить день открытых дверей, подписаться в соцсетях и только потом позвонить и стать покупателем.
Подавляющее число брендов предпочитают интегрированные маркетинговые коммуникации, когда одновременно задействуют СМИ, социальные сети, наружную рекламу, email-маркетинг.
Примеры продвижения в разных каналах
Бренд-стратегия помогает достигать маркетинговых целей. Например, выйти на новый рынок и заявить о себе, отстроиться от конкурентов или охватить новую целевую аудиторию. Если бренд-стратегия помогает достигать целей, значит, вы всё делаете правильно.
Чтобы понять, что брендинг работает хорошо, проводите исследования аудитории каждые полгода. Задавайте вопросы: «Правильно ли клиенты понимают ваши ценности? За что любят и не любят бренд?».
Надежда Полищук, маркетинг-менеджер
Цели могут меняться в зависимости от цикла жизнедеятельности компании и ситуации на рынке. Адаптируйте её к реалиям: например, если клиенты в пандемию ушли в онлайн, продумайте каналы коммуникации в интернете. При этом сотрудники, партнёры и подрядчики должны быть в курсе, как выглядит ваша стратегия. Если вы меняете позиционирование, стоит их проинформировать.
Клиентам тоже важно рассказать об изменениях. Например, у вас появилась новая ЦА: ваш магазин одежды выпустил линейку для детей. Нужно поработать с брендом, чтобы вы стали понятны и детско-родительской аудитории.
Если вы бренд, который себя уже зарекомендовал, и вам нужно объяснить клиентам, что с вами что-то происходит, лучше провести рекламную кампанию — снять ролик или опубликовать страницу на сайте «Мы меняемся» и перечислить причины. Если не объяснять, можно потерять доверие.
Например, один знакомый мне сервис для изучения иностранных языков зарекомендовал себя как сильный игрок в этой сфере, к нему есть доверие. Спустя какое-то время они решили расшириться и запустили под этим же брендом другой сервис. За уроками английского я пойду к ним, а вот другими услугами пользоваться побоюсь: они не смогли донести до меня ценность нового продукта и доказать свою экспертизу в новой нише.
Надежда Полищук, маркетинг-менеджер
Менять позиционирование не стоит часто. Чтобы сформировать у потребителей понимание, какой продукт вы предлагаете, должно пройти время.
Автор: Анастасия