УРОКИ БИЗНЕСА

  6 МИН

Дата актуализации: 18 сентября 2023

Что такое Soft Skills и как их развивать

Soft Skills («софт скиллс», в переводе с англ. — мягкие навыки) — умения, которые напрямую не связаны с профессиональными компетенциями. Они помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми. В статье о том, какие навыки нужны управленцу и как их развивать.

Что такое Soft Skills

Понятия Soft skills и Hard skills (в переводе с англ. — жёсткие навыки) ввели военные психологи в 60-е годы прошлого века. Они выяснили, что помимо технических навыков важное значение имеют навыки, которые сложно измерить и оценить. Например, дружелюбие.

Такие компетенции получили названия по аналогии с компьютерной терминологией hardware и software: «hard skills» — работа с машинами, «soft skills» — работа с людьми.

Жёсткие навыки специфичны для каждой из профессиональных областей, а мягкие — универсальны и помогают в работе вне зависимости от сферы деятельности.

Пример. Владимир — владелец сети автомастерских. Он знает, как устроены машины и как их починить — это его твёрдые навыки. А ещё он проводит переговоры с поставщиками, налаживает отношения в коллективе и умеет находить общий язык с клиентами — это мягкие.

Согласно исследованию американских учёных, наличие жёстких или узкоспециальных навыков — это только 15% успеха в профессии. Оставшиеся 85% зависят от развитости мягких навыков.

Какие навыки нужны управленцу

Гибким навыкам не учат в школе или университете, они закладываются ещё в детстве и развиваются в течение всей жизни.

Американская компания Lominger разработала модель оценки компетенций персонала, которая включает 67 пунктов.

Их можно разделить на универсальные и те, что необходимы управленцу.

Примеры универсальных навыков:

  • коммуникабельность,
  • критическое мышление,
  • клиентоориентированность,
  • наставничество и менторинг,
  • эмоциональный интеллект,
  • обучаемость,
  • адаптивность,
  • саморефлексия и анализ.

А вот качества, которые полезны в предпринимательстве:

Как развить навыки Soft Skills

Рассмотрим на примере нескольких компетенций, которые нужны руководителю.

Стратегическое мышление

Для управления компанией важно видеть картину целиком и уметь анализировать информацию, чтобы принимать решения, которые принесут выгоду в долгосрочной перспективе.

Несколько советов по развитию навыка:

  • Анализируйте свои решения и результаты, к которым они привели. Например, у вас началась текучка персонала. Подумайте из-за чего она могла произойти, и предпримите действия, которые не позволят этому повториться.
  • Если есть проблема, но нет решения, отпустите ситуацию на время и переключите фокус внимания. Например, займитесь спортом или творчеством. Мозг переключается в другой. Классический пример такого подхода — байка про Ньютона, который сделал открытие, когда на него упало яблоко.
  • Играйте в компьютерные или настольные стратегии.

Управление конфликтами

Проблемные ситуации в коллективе могут выражаться в конфликтах и ссорах.

Конфликт — индикатор, что в команде есть возможность высказывать разные точки зрения, которые приводят к решению проблем и возникновению новых идей. Цель таких разногласий — найти выход.

Если конфликт перерастает в ссору — прекращение отношений, взаимные обиды, нужен медиатор.

Выясните причину ссоры и устраните её. Например, один сотрудник жалуется на большое количество работы, в то время как у его коллеги на той же позиции меньше обязанностей. Равномерно распределяйте задачи, и конфликт исчерпает сам себя.

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект — способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания других людей.

Как развить навык:

  • Сначала слушайте собеседника и только потом говорите сами. Умение слушать и слышать поможет понимать мотивацию других людей. Учитесь задавать правильные вопросы и вести диалог.
  • Контролируйте свои эмоции и будьте чуткими по отношению к другим. Например, вы заметили, что сотрудник раздражён, срывается на коллег и плохо выполняет свою работу. Выясните причину такого поведения. Возможно, у него проблемы в семье, и несколько отгулов могут исправить ситуацию.
  • Используйте правило «пяти минут»: прежде чем возразить собеседнику, дайте ему 5 минут, чтобы высказаться, — после он будет готов вас слушать.

Управление временем

Тайм-менеджмент позволяет правильно распределять задачи, успевать выполнять работу в срок и находить время на отдых.

Как развить навык:

  • Начните с малого. Если у вас не хватает времени на ключевые задачи, проведите аудит дня: записывайте всё, что вы делаете, вплоть до «смотрел на котиков на ютубе 10 минут». Вы найдёте «убийц времени», что позволит иначе распределять время на задачи.
  • Составьте список задач на день в порядке важности. Проведите черту под третьим пунктом и сосредоточьтесь на том, что выше неё. Не отвлекайтесь на новые задачи — выполните запланированное с вечера. Когда высвободится время, займитесь менее приоритетными задачами. Даже если вы выполните меньше, такое приоритизирование принесёт лучший результат.
  • Правильно расставлять приоритеты можно с помощью «Матрицы Эйзенхауэра». Распределите задачи на: «важные и срочные»; «важные и не срочные»; «срочные и не важные»; «не срочные и не важные». Начните с первых.
  • Используйте метод Kanban — таблицу с тремя столбцами: «нужно сделать», «в работе» и «сделано». Все дела заносите в первый столбец. По мере выполнения переносите в следующие столбцы.
  • Делегируйте. Не берите всё на себя: сконцентрируйтесь на стратегических задачах, операционку поручите сотрудникам.

Публичные выступления

Смотрите видео с спикерами и анализируйте их подход к выступлениям. Начните практиковаться на маленьких группах, например, на совещании перед пятью людьми, а потом попросите их оценить ваше выступление.

Автор: Анастасия