УРОКИ БИЗНЕСА
6 МИН
Дата актуализации: 18 сентября 2023
Soft Skills («софт скиллс», в переводе с англ. — мягкие навыки) — умения, которые напрямую не связаны с профессиональными компетенциями. Они помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми. В статье о том, какие навыки нужны управленцу и как их развивать.
Понятия Soft skills и Hard skills (в переводе с англ. — жёсткие навыки) ввели военные психологи в 60-е годы прошлого века. Они выяснили, что помимо технических навыков важное значение имеют навыки, которые сложно измерить и оценить. Например, дружелюбие.
Такие компетенции получили названия по аналогии с компьютерной терминологией hardware и software: «hard skills» — работа с машинами, «soft skills» — работа с людьми.
Жёсткие навыки специфичны для каждой из профессиональных областей, а мягкие — универсальны и помогают в работе вне зависимости от сферы деятельности.
Пример. Владимир — владелец сети автомастерских. Он знает, как устроены машины и как их починить — это его твёрдые навыки. А ещё он проводит переговоры с поставщиками, налаживает отношения в коллективе и умеет находить общий язык с клиентами — это мягкие.
Согласно исследованию американских учёных, наличие жёстких или узкоспециальных навыков — это только 15% успеха в профессии. Оставшиеся 85% зависят от развитости мягких навыков.
Гибким навыкам не учат в школе или университете, они закладываются ещё в детстве и развиваются в течение всей жизни.
Американская компания Lominger разработала модель оценки компетенций персонала, которая включает 67 пунктов.
Их можно разделить на универсальные и те, что необходимы управленцу.
Примеры универсальных навыков:
А вот качества, которые полезны в предпринимательстве:
Рассмотрим на примере нескольких компетенций, которые нужны руководителю.
Для управления компанией важно видеть картину целиком и уметь анализировать информацию, чтобы принимать решения, которые принесут выгоду в долгосрочной перспективе.
Несколько советов по развитию навыка:
Проблемные ситуации в коллективе могут выражаться в конфликтах и ссорах.
Конфликт — индикатор, что в команде есть возможность высказывать разные точки зрения, которые приводят к решению проблем и возникновению новых идей. Цель таких разногласий — найти выход.
Если конфликт перерастает в ссору — прекращение отношений, взаимные обиды, нужен медиатор.
Выясните причину ссоры и устраните её. Например, один сотрудник жалуется на большое количество работы, в то время как у его коллеги на той же позиции меньше обязанностей. Равномерно распределяйте задачи, и конфликт исчерпает сам себя.
Эмоциональный интеллект — способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания других людей.
Как развить навык:
Тайм-менеджмент позволяет правильно распределять задачи, успевать выполнять работу в срок и находить время на отдых.
Как развить навык:
Смотрите видео с спикерами и анализируйте их подход к выступлениям. Начните практиковаться на маленьких группах, например, на совещании перед пятью людьми, а потом попросите их оценить ваше выступление.
Автор: Анастасия