НАЧАЛО БИЗНЕСА

  6 МИН

Как зарегистрировать ИП через МФЦ

При регистрации ИП через многофункциональные центры «Мои документы» можно не ходить в налоговую и не платить госпошлину при подаче документов на сайте. Разбираемся, как стать ИП с помощью МФЦ.

Кто может стать ИП

Зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя может дееспособный гражданин России или иностранец с правом на временное или постоянное проживание в РФ старше 18 лет, не состоящий на государственной или военной службе.

Для отдельных направлений бизнеса важно отсутствие судимости. Открыть ИП могут и несовершеннолетние старше 14 лет, если есть нотариально оформленное согласие родителей или органов опеки.

Что такое МФЦ

Многофункциональные центры «Мои документы» — это госучреждения, которые оказывают госуслуги по принципу одного окна. Это значит, что через МФЦ можно подать документы в почти любое ведомство, в том числе в ФНС, чтобы зарегистрировать ИП. Доставку и согласование центры берут на себя.

Подать документы можно онлайн при наличии электронной подписи либо по почте, лично или через представителя.

Плюсы

  • С января 2019 года при подаче документов в электронном виде, в том числе через сайт МФЦ, не нужно платить госпошлину.
  • МФЦ работают без выходных и перерывов на обед.
  • На приём можно записаться заранее на сайте или по телефону.
  • Сотрудники проконсультируют по сопутствующим вопросам.
  • Можно заодно получить и другие услуги.

Пп. 32 ч. 3 ст. 333.35 НК РФ

Минусы

  • Услугу регистрации ИП оказывают не все центры. Уточните заблаговременно, примут ли документы в конкретном отделении.
  • Процесс регистрации через МФЦ занимает до 5 рабочих дней вместо трёх, как через ФНС. МФЦ — посредник между физлицом и налоговой, и на передачу документов требуется время.

Зарегистрировать ИП можно только по месту жительства. Если вы прописаны в одном регионе, а проживаете в другом, отправьте в МФЦ своего представителя с доверенностью и пакетом документов. Отчётность, связанную с ИП, тоже придётся передавать в то отделение ФНС, в котором вы регистрировались.

Ч. 3 ст. 8 ФЗ-129


Какие документы нужны для регистрации

Стандартный пакет документов + доверенность на МФЦ, которая заполняется на месте

Ч.1 ст. 22.1 ФЗ- № 129

Гражданам России:

  • Заявление по форме Р21001. Заполните его от руки чёрной ручкой и заглавными печатными буквами или на компьютере шрифтом Courier New 18-м кеглем. Форма состоит из 5 листов, пункт 8 на листе 3 заполняют только иностранные граждане.
  • Оригинал паспорта.
  • Копии страниц паспорта с личными данными и пропиской.
  • Квитанцию об оплате госпошлины, если подаёте документы лично.

Иностранным гражданам дополнительно:

  • Заполненный пункт 8 на листе 3 в форме заявления.
  • Нотариально заверенный перевод иностранного паспорта.
  • Копию разрешения на временное проживание или вида на жительство.
  • Копию документа, подтверждающего место постоянного проживания в России.

В некоторых случаях нужны:

  • нотариально заверенные доверенность и копии всех страниц вашего паспорта, если документы на регистрацию ИП подаёт представитель;
  • для несовершеннолетних — нотариально заверенное согласие родителей или органов опеки;
  • для работы с несовершеннолетними, в сфере образования или медицины — справка об отсутствии судимости или решение комиссии по делам несовершеннолетних о допуске.

Полный список документов смотрите в ч. 1 ст. 22.1 ФЗ-129.

Как подать заявление через МФЦ

  1

Заполните заявление. Для этого необходимо выбрать коды ОКВЭД и систему налогообложения.

  2

Оплатите госпошлину, если подаёте документы не онлайн. Сформировать бланк для оплаты можно через сервис ФНС или вручную, уточнив реквизиты регистрирующего органа. Оплатить — на сайте ФНС, портале Госуслуг или в банке.

  3

Соберите пакет документов и подайте в один из центров «Мои документы» в вашем городе. Найти ближайший центр можно на сайте МФЦ. Не забудьте уточнить, принимают ли в этом отделении документы на регистрацию ИП.

  4

Если подаёте документы офлайн, запишитесь на приём на сайте МФЦ в том регионе, где будете регистрироваться.

  5

Подождите 5 дней. Если налоговая одобрит заявление, вы получите лист записи из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) на тот адрес электронной почты, который указали в заявлении. И сможете забрать в МФЦ документ, подтверждающий содержание электронного листа.

Ч. 1 ст. 8 ФЗ-129

ИП можно не только открыть через МФЦ, но и закрыть. Если статус индивидуального предпринимателя больше не нужен, почитайте, как его ликвидировать.

Статью актуализировали 18 октября 2022