КЛИЕНТЫ И ПРИБЫЛЬ
5 МИН
Дата обновления: 30 августа 2024
Как сегментировать рынок
Объясняем, что такое сегментация и как её осуществить.

Принципы сегментации рынка
Сегментация — это разделение потенциальных клиентов на группы (сегменты) по ряду критериев. Например, по потребностям, запросам, финансовым возможностям или комбинации всего перечисленного.
Сегментация позволяет:
- Предлагать продукцию не всем подряд, а тем, кому определённый товар или услуга понадобятся, — то есть не распылять ресурсы;
- Выработать наиболее эффективные стратегии продвижения.
Благодаря технологиям с начала XX века «массовый маркетинг» эволюционировал в гиперсегментацию — маркетинг индивидуальный. Это значит, что сегодня бренды делят на сегменты даже очень похожих по поведению потребителей, а клиенты ждут от них по-настоящему персональных предложений.
Критерии сегментации
География
Рынок дробят на регионы, области, районы, города по размеру, численности населения и другим параметрам.
Демографические признаки
Потребителей разделяют по возрасту, полу, величине семьи, роду деятельности, уровню дохода, национальности и другим параметрам.
Отношение к товару
Учитывается интенсивность потребления, готовность к покупке товара и степень лояльности к нему.
Закупочный принцип
Используется при работе с компаниями или органами власти, которые проводят централизованные закупки товаров или услуг.
Стратегии сегментации рынка
Концентрированная
Один продукт — одному сегменту или целому субрынку.
На рынок выводят продукт или линейку практически идентичных продуктов с целевым маркетинговым продвижением. Нужно выстраивать сильный бренд.
Ассортиментная
Несколько продуктов — одному сегменту.
Потребителям внутри сегмента предлагают разные продукты на выбор. В этом случае представляет опасность выход на тот же рынок более крупных игроков.
Дифференцированная
Несколько продуктов — нескольким сегментам.
Компания ориентируется на несколько сегментов рынка сразу. Дифференцированный подход позволяет увеличить объёмы продаж и уменьшить риски: если продавать товар нескольким независящим друг от друга группам, потеря части покупателей не так ощутима. В то же время есть опасность высоких издержек, а часть усилий может быть потрачена впустую.
Как выделить сегмент рынка
Сегментом рынка называют определённую группу потребителей, которые похожи друг на друга по каким-то показателям или, согласно прогнозу, одинаково отреагируют на продвижение продукта.
Правильный сегмент:
1
Однороден
Характеристики потребителей одного сегмента максимально схожи, а у разных сегментов есть принципиальные различия и (желательно) полное отсутствие пересечений.
2
Устойчив
Показатели группы потенциальных клиентов не изменятся в ближайшие 3–5 лет.
3
Открыт для коммуникации
Есть каналы, через которые можно вести маркетинговые кампании.
Этапы сегментирования рынка в маркетинге
1
Определите рынок, с которым работаете. После этого разделите потенциальных потребителей по интересам и распишите, кто, что, где и когда покупает. Это важно для формирования образа типичного потребителя в конкретном сегменте.
2
Сформируйте сегмент из подходящих потребителей. Определите его размеры (ёмкость), оцените потенциал с точки зрения основных целей и параметров, выявите ключевые потребности клиентов и продумайте стратегию работы с ними.
3
Составьте маркетинговый план, который будете использовать при работе с потребительским сегментом.
Пример сегментации рынка
Продукт
Автомобиль премиум-класса стоимостью пять миллионов рублей.
Характеристики потребителей
сегмента
Доход — от 200 000 рублей. Люди с меньшим доходом не смогут позволить себе такую машину.
Возраст — от 35 до 55 лет. Уровень дохода тех, кто моложе или старше, как правило, недостаточно высок.
География — город-миллионник. В крупных городах платёжеспособных потребителей больше.
Маркетинговая стратегия
Позиционирование дорогого автомобиля как символа статуса и укрепления имиджа владельца.