УРОКИ БИЗНЕСА
13 МИН
Дата обновления: 31 января 2025
Словарь начинающего предпринимателя
Если вы только начинаете бизнес, вам может встретиться много незнакомых понятий. Чтобы вы не запутались в аббревиатурах, видах прибыли и англоязычных словах, мы составили список основных бизнес-терминов с определениями — он поможет вам разобраться.

Акция
Ценная бумага, дающая владельцу имущественные права в отношении организации, выпустившей акцию.
АУСН
Автоматизированная упрощённая система налогообложения. Специальный налоговый режим, действующий в качестве эксперимента с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года. С 2025 года система доступна в большинстве регионов России. Перейти на АУСН могут индивидуальные предприниматели и организации с годовым доходом не более 60 млн рублей и количеством сотрудников не более пяти. С 2025 года перейти на АУСН можно в любом месяце.
Аутсорсинг
Передача организацией конкретных бизнес-задач и функций подрядчику, специализирующемуся на их выполнении, на основании договора.
Бизнес-модель
Комплекс бизнес-решений и компонентов. В широком смысле — инструмент проектирования бизнес-процессов и нахождения точек роста для получения прибыли.
Бизнес-план
Программа конкретных действий предприятия, направленных на реализацию бизнес-идеи, улучшение финансового положения и т. д.
Валовая прибыль
Разница между выручкой и себестоимостью реализованных товаров и услуг.
Воронка продаж
Маркетинговый инструмент, цель которого — перевести потенциального клиента в реального. Воронка продаж иллюстрирует путь клиента от заинтересованности до покупки и позволяет определять конверсию на каждом этапе.
Выручка
Поступления от основной деятельности предприятия в виде денежных средств, имущества и т. п. В частности — доход, поступающий с продаж основных услуг и товаров компании.
Денежный поток
Движение денежных средств предприятия с учётом всех поступлений, расходов и платежей за отчётный период.
Дивиденды
Часть прибыли предприятия, которую получают акционеры после уплаты налогов, зарплат и других обязательных отчислений.
ЕГРИП
Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, в котором в открытом доступе содержатся сведения о каждом зарегистрированном ИП.
ЕГРЮЛ
Единый государственный реестр юридических лиц, в котором в открытом доступе содержатся сведения о каждом зарегистрированном юридическом лице.
ЕСХН
Единый сельскохозяйственный налог — один из специальных налоговых режимов. Предназначен для ИП и юрлиц, более 70% доходов которых поступают от сельхозпроизводства. При ЕСХН выплачивается НДС и налог в размере 6% разницы между доходами и расходами. Субъекты РФ вправе уменьшать налоговую ставку до 0%.
Инкассация
Упорядоченная сдача банковским учреждениям наличных денег предприятий и приёмка банками этих средств. Инкассировать также можно ценные бумаги, платёжные документы и т. п.
Индивидуальный предприниматель (ИП)
Физическое лицо, ведущее коммерческую деятельность на законных основаниях без образования юридического лица. ИП имеет право нанимать сотрудников, а за неисполнение обязательств отвечает личным имуществом.
Капитал
Накопленные средства и ресурсы, используемые для производства экономических благ и получения прибыли. В широком смысле капитал — это ценность, способная приносить доход.
Конверсия
Отношение количества покупателей, которые приобрели товар или услугу, к общему числу потенциальных клиентов, умноженное на 100%.
Краудфандинг
«Народное финансирование» — способ привлечения средств для проекта, предполагающий коллективное сотрудничество людей или организаций, поддерживающих проект деньгами или ресурсами. Сбор средств происходит, как правило, через интернет.
Кредит
В широком смысле — вид экономических отношений. В узком — сделка, при которой кредитная организация предоставляет заёмщику деньги (или товары) на условиях возврата, чаще всего с выплатой процентов за пользование.
Ликвидность предприятия
Способность оперативно погашать задолженности и покрывать все необходимые платежи по мере наступления их срока за счёт собственных активов.
Лицензия
Разрешение на ведение конкретного вида деятельности, выданное лицензирующим органом индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу.
Логотип
Оригинальное графическое начертание полного или сокращённого названия бренда, компании, организации, используемое для повышения узнаваемости. Часто логотипом называют любой уникальный графический знак бренда.
Маржа
Разница между ценой товара и его себестоимостью. Выражается в абсолютных величинах (в любой валюте) или процентах как разница между ценой и себестоимостью, поделённая на цену.
Маркетинг
Деятельность по изучению потребительских потребностей и поиску эффективных решений для их удовлетворения в виде наиболее конкурентоспособного продукта.
Налог
Обязательный платёж, который государство взимает с физических и юридических лиц. Виды и порядок уплаты налогов регулируются специальным законодательством — Налоговым кодексом и нормативно-правовыми актами регионального уровня.
НАО
Непубличное акционерное общество. Это хозяйственное объединение, уставный капитал которого составляют акции, принадлежащие учредителям или заранее установленному кругу лиц. У НАО не может быть более 50 акционеров, акции в свободную продажу не поступают.
НПД
Налог на профессиональный доход — специальный налоговый режим для самозанятых граждан, действующий в качестве эксперимента до конца 2028 года на всей территории РФ. Предполагает отсутствие отчётности и деклараций, а также сниженные ставки налога — 6% при расчётах с юридическими лицами и ИП, 4% — при расчётах с физлицами. Годовой доход плательщика НПД не может превышать 2,4 млн рублей.
Оборот
Валовый доход предприятия, полученный в ходе продажи товаров или оказания услуг.
ОГРН
Основной государственный регистрационный номер записи о регистрации ИП или организации. Номер присваивается единожды и на протяжении всей деятельности ИП или организации не меняется.
ОКВЭД
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, в котором каждому виду деятельности присвоен числовой код. Все юридические лица и индивидуальные предприниматели при регистрации обязаны указывать в заявлении конкретные коды ОКВЭД.
ООО
Общество с ограниченной ответственностью, учреждённое одним или несколькими лицами. Уставный капитал ООО разделён на доли, а его участники не отвечают по обязательствам ООО, но несут риск убытков в пределах стоимости своей доли.
Организационно-правовая форма, или ОПФ
Закреплённая законодательно форма хозяйствующего субъекта, определяющая его цели, правовое положение и способ владения и использования активов. Например, ПАО — публичное акционерное общество, ООО — общество с ограниченной ответственностью или КФХ — крестьянское (фермерское) хозяйство.
ОСНО
Общая система налогообложения. Применяется по умолчанию, если предприятие не выбирает специальный режим, и предполагает выплату нескольких налогов.
ПАО
Публичное акционерное общество, созданное несколькими участниками, которые вложили денежные средства в виде акций в уставный капитал. ПАО может продавать собственные акции, и любое физическое или юридическое имеет право стать акционером. Каждый акционер несёт ответственность перед организацией.
Платёжное поручение
Форма безналичного расчёта, при которой владелец счёта отдаёт банку бумажное или электронное распоряжение о переводе денег получателю.
Прибыль
Разница между суммой всех доходов и затрат за определённый период. Прибыль может быть положительной (доходы превышают расходы), нулевой (доходы равны расходам) и отрицательной (расходы превышают доходы). Отрицательную прибыль называют убытком.
ПСН
Патентная система налогообложения — один из специальных налоговых режимов, доступный только для индивидуальных предпринимателей. Применяя эту систему, ИП покупает патент — право осуществлять конкретный вид деятельности — и фактически не платит налоги, пока патент действует.
Расчётный счёт
Специальный счёт (учётная запись) юридического лица или ИП, предназначенный для хранения денег и расчётов, связанных с предпринимательской деятельностью.
Рентабельность
Показатель, позволяющий оценить эффективность использования ресурсов. Коэффициент рентабельности определяется отношением чистой прибыли к денежным потокам и активам, которые её формируют.
Самозанятый
Физическое лицо, зарегистрированное как плательщик налога на профессиональный доход (НПД). Может оказывать услуги и продавать товары собственного производства физическим и юридическим лицам, а также ИП. Платит налог с дохода в размере 6% при получении оплаты от юрлиц и ИП, 4% — при получении оплаты от физлиц. Не предоставляет отчётность и декларации.
Санация
Комплекс мер, направленных на предотвращение банкротства, улучшение финансового положения предприятия, повышение конкурентоспособности.
Слоган, или рекламный лозунг
Лёгкая для восприятия и запоминающаяся фраза, выражающая суть рекламного сообщения. Часто имеет форму девиза, призыва к действию или просто прямого обращения к потребителю.
Ссуда
Безвозмездное предоставление имущества или денежных средств на заранее оговорённый срок.
Субсидия
Материальная помощь целевого характера со стороны муниципальных органов, государства и специальных фондов.
УСН
Упрощённая система налогообложения, один из специальных налоговых режимов. Предполагает выплату основного налога в размере 6% от доходов (УСН «Доходы») или 15% от разницы между доходами и расходами (УСН «Доходы минус расходы»), а также НДС при сумме дохода более 60 млн рублей в год. Доступен только для ИП и юридических лиц, годовой доход которых не превышает 450 млн рублей, количество сотрудников — до 130, остаточная стоимость основных средств — до 200 млн рублей.
ФАС
Федеральная антимонопольная служба — орган исполнительной власти, контролирующий соблюдение антимонопольного законодательства. ФАС на государственном уровне отвечает за создание условий для развития конкуренции, следит за нарушениями закона о рекламе и правил госзакупок.
Физическое лицо (ФЛ)
Субъект гражданского права, который является одним человеком.
Фирменный знак
Визуальный идентификатор бренда, компании или организации в виде узнаваемого графического символа. Часто образует фирменный блок в сочетании с логотипом.
ФНС
Федеральная налоговая служба — орган исполнительной власти, который осуществляет экономический надзор на государственном уровне.
Целевая аудитория
Группа потребителей, на которую ориентирован продукт. Целевая аудитория обладает рядом конкретных характеристик, которые указывают на наличие потребности, которую продукт может удовлетворить.
Чистая прибыль
Доход, который остаётся в распоряжении предприятия после уплаты налогов, зарплат, социальных взносов и других обязательных платежей.
Юридическое лицо (ЮЛ)
Организация, которая владеет обособленным имуществом и самостоятельно несёт ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности. Юридическое лицо обладает организационным единством, которое закреплено в уставе. Управлять организацией может один участник (например, директор) или коллегия (совет директоров).
KPI
Ключевые показатели эффективности (от англ. «key performance indicators»), сочетание двух и более показателей, благодаря которым можно оценить тактическое и стратегическое движение компании к установленным целям. Как правило, KPI сочетают финансовые и нефинансовые показатели.
HR
Человеческие ресурсы (от англ. «human resources»), персонал компании. Так же называют специалистов в области управления персоналом.
PR
Связи с общественностью (от англ. «public relations»), деятельность по формированию общественного мнения о бренде (событии, товаре и т. п.) и налаживанию отношений с аудиторией, от которой зависит функционирование компании.
SWOT-анализ
Метод стратегического планирования. SWOT-анализ позволяет выявить сильные и слабые стороны компании, а также возможности и угрозы внешней среды. И выработать на основании этого анализа 4 эффективных стратегии для бизнеса.