УРОКИ БИЗНЕСА

  8 МИН

Дата обновления: 27 января 2025

Самый прибыльный бизнес

Как создать доходный и маржинальный бизнес в 2025 году, разбираемся в статье.

Прибыль — это разница между доходами и расходами компании, один из основных финансовых показателей, который стоит отслеживать регулярно. Зная размер прибыли, можно рассчитать рентабельность производимой продукции или оказываемых услуг по формуле:

R = ВП / ПС × 100%,

где ВП — валовая прибыль (разница между выручкой и себестоимостью реализованной продукции или оказанных услуг), ПС — полная себестоимость продукции или услуги.

Если бизнеса пока нет

Присмотритесь к товарам с высокой маржинальностью

Насколько успешно выручка компании преобразуется в прибыль, можно понять, посчитав маржу — разницу между ценой и себестоимостью товара, поделённую на его цену. Маржа может выражаться в процентах или любой валюте.

Самый низкомаржинальный бизнес с показателем до 30% ― у продавцов товаров и услуг широкого потребления, например, бытовой химии. До 50% — у продавцов товаров длительного пользования, например бытовой техники и электроники.

Самый маржинальный бизнес — у компаний с товарами и услугами для особых случаев, продавцов сезонной и труднодоступной продукции: ювелирных изделий, еды и напитков в барах гостиниц и кинотеатрах, на борту самолётов и т. д. Так, например, средняя цена 1,5-литровой бутылки газированной воды в супермаркете в 2024 году была около 100 рублей, а в кинотеатре или баре по такой цене в лучшем случае продавали всего 250 мл напитка. В 2025 году стоимость безалкогольных напитков может вырасти на 9–15%.

Купите франшизу

Если сомневаетесь, что сможете самостоятельно запустить прибыльный бизнес, выбирайте франшизу. Выберите направление деятельности, обратите внимание на известность бренда, спрос на продукцию. Изучите договор и учредительные документы, узнайте сумму минимальных и максимальных вложений и прогноз окупаемости.

Можно посмотреть рейтинг Forbes (выберите нужный год), в котором все франшизы разделены на три группы по объёму инвестиций: от нескольких сотен тысяч до миллионов.

Если уже ведёте бизнес

Составили подборку шагов, которые помогут увеличить прибыль.

Способ 1

Снизить себестоимость

Оптимизируйте ресурсы

Проанализируйте расходы вашего бизнеса. Если вы занимаетесь веб- и мобильной разработкой, сопровождением и продвижением, онлайн-обучением, консультированием, можно отказаться от офиса и перевести сотрудников на удалённую работу.

Возможно, компания ежемесячно оплачивает парковочные места или корпоративные курсы английского языка, которые не пользуются спросом. Если регулярно закупаете бутилированную воду, канцтовары и пр., ищите наиболее выгодный вариант и не заказывайте больше необходимого, а при покупке оборудования не переплачивайте за лишние функции.

Выстраивайте логистику

Продумайте вопросы доставки сырья и складирования готовой продукции, составьте план по закупкам и обработке заказов. Наверняка какой-то из этапов производства или реализации можно удешевить. Например, расположить хлебобулочный цех ближе к транспортной развязке, и это будет более прибыльный вариант. Малый бизнес часто не нуждается в таких же мощностях, как средний или крупный, а потому на многом можно сэкономить.

Способ 2

Увеличить объём продаж

Отвечайте на спрос

Малый бизнес строят на продаже не только товаров, но и, к примеру, способов что-то получить. Люди всегда будут покупать продукты, одежду, бытовую химию, но это не значит, что всем нужно открывать только магазины или супермаркеты. Можно, например, разработать приложение для заказа и доставки товаров на дом из имеющейся торговой точки.

Учитывайте реакцию клиентов

Прибыль, которая влияет на доходность бизнеса, зависит от работы с целевой аудиторией. Ключевой фактор продаж в сфере услуг — реакция клиентов. В пределах разумного вставайте на сторону потребителей в спорных ситуациях, используйте опросы, взаимодействуйте с покупателями в социальных сетях.

Преимуществом станут стимулирующие акции, приглашение к тестированию новых продуктов и возможность кастомизации, позволяющей придать товарам неповторимый вид. Например, российский бренд домашней одежды Primrose предлагает покупателям нанести индивидуальную вышивку ― инициалы, пожелания, рисунки ― на пижамы, тапки и маски для сна. А бренд сумок Two-ta даёт возможность изменить цвет изделия, длину ремня, добавить тиснение или шнур для ключей.

Используйте вирусное распространение

Вирусный контент распространяется без вашего участия. Это перспективный рекламный метод. Интернет-пользователям нравятся видеоролики, тексты, мемы, где главной идеей становится развлечение, а не продвижение продукта.

Такая реклама реже вызывает отторжение и окупается лучше, чем прямая. Например, косметический бренд Dove призвал рекламные агентства использовать в кампаниях фотографии женщин немодельной внешности без ретуши. Клиентки со всего мира активно включились и сами присылали снимки. Малый бизнес может использовать подобные коммуникации, чтобы получить хорошие результаты без больших затрат.

Способ 3

Повысить маржинальность

Если вы продаёте товары с низкой маржинальностью, предлагайте сопутствующую продукцию: так вы увеличите прибыль, не потеряв спрос. Например, для автомобильных комплектующих это могут быть услуги автомеханика, в книжном магазине — канцтовары. Они доступны здесь и сейчас и воспринимаются как необременительная или необходимая покупка, особенно если имеют яркое оформление и привлекательный вид.

Способ 4

Сократить обязательные платежи

Для этого можно:

  • Перейти на специальный налоговый режим.
  • Стать резидентом инновационного центра «Сколково».
  • Уйти на налоговые каникулы, если вы ИП. В некоторых регионах впервые зарегистрировавшиеся предприниматели на УСН и ПСН могут не платить основной налог в течение первых двух налоговых периодов.
  • Не платить НДС, если за последние 3 месяца выручка не превысила 2 миллионов рублей и вы не продаёте подакцизные товары. Для этого нужно подать уведомление в ФНС. Если вы на ЕСХН или УСН, условия для освобождения от налога будут другими.

Ч. 1, 2 ст. 145 НК РФ

Льготы для инновационных и IT-компаний

Компании в сфере информационных технологий, аккредитованные в Минцифры, могут платить страховые взносы по пониженной ставке: 6% ― на обязательное пенсионное страхование, 1,5% ― на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, 0,1% ― на обязательное медицинское страхование. Перечисленное актуально при соблюдении ИТ-компанией условия о доле доходов от ИТ-деятельности более 70%.

А если деятельность компании относится к научным исследованиям и опытно-конструкторским разработкам, при расчёте налога на прибыль расходы компании умножаются на 1,5.

Ч. 7 ст. 262

Пониженные тарифы страховых взносов могут распространяться и на другие виды компаний, в том числе:

  • участников соглашений с особыми экономическими зонами о создании и внедрении в производство научно-технической продукции и о строительстве или реконструкции объектов туристической инфраструктуры;
  • ИП на патенте;
  • участников свободных экономических зон в Севастополе, Крыму и Калининграде;
  • резидентов свободного порта Владивосток и территорий опережающего социально-экономического развития.

Ставка зависит от категории деятельности.

Письмо Минфина России от 28 апреля 2018 г. N 03-03-03/29615
Пп. 1 ч. 2 ст. 427 НК РФ

Главное

Если сомневаетесь в успешности собственной идеи, подумайте о франшизе в интересной вам нише. При разумном вложении ресурсов это будет доходный вариант.

Увеличьте прибыль, снизив себестоимость товара и повысив объём продаж.

Пересмотрите расход ресурсов на создание продукта, способы его доставки до потребителя и процессы внутри компании, чтобы выстроить более прибыльный бизнес.

Для увеличения выручки постепенно вводите в ассортимент сопутствующие товары и услуги с высокой маржинальностью.

Чтобы повысить продажи, изучайте спрос, взаимодействуйте с клиентами, продумайте маркетинговую стратегию.

Узнайте, какие существуют налоговые льготы для вашего бизнеса, и воспользуйтесь ими.