КЛИЕНТЫ И ПРИБЫЛЬ
9 МИН
Дата обновления: 27 февраля 2025
5 заблуждений предпринимателей о ботах для бизнеса
Развеиваем мифы, что бесплатный бот — это вымысел, а чат-бот для бизнеса — неэффективный инструмент. В статье о том, каким стереотипам о чат-ботах не стоит верить.
Цифры говорят об обратном. Ожидается, что в 2025 году мировой рынок чат-ботов достигнет $10,32 млрд, а к 2029 году — $29,5 млрд. Более 987 миллионов человек по всему миру пользуются чат-ботами.
Боты превратились в персональных голосовых помощников — как у Apple, Microsoft или Сбера, а также консультантов по продажам и онлайн-консьержей. Всё больше чат-ботов появляется в Telegram.
Для настройки бота чаще всего не нужны специфические навыки, а вот чтобы его создать — да. Разработчики продумают сценарии общения (скрипты) и другие нюансы. Но гораздо проще купить готовый бот — его можно адаптировать под свой бизнес буквально за несколько кликов.
Для настройки СберБизнесБота потребуется 3 минуты. Столько времени пройдёт от регистрации в сервисе до начала работы бота, если вы используете готовые скрипты и платформу Jivo.
В целом подключение бота выглядит так:
Вы подключаете ваш бизнес-мессенджер через API или платформу Jivo.
Выбираете шаблоны из более чем 20 готовых сценариев или создаёте собственные.
Бот готов к работе. Оператор увидит диалог, когда бот закончит разговор или когда клиент попросит перевести чат на сотрудника.
Чуть подробнее по первым двум пунктам. API (application programming interface) — это посредник между разработчиком приложения и средой, где это приложение используется. API мессенджера позволяет программе общаться с серверами Telegram и др. Настройка через API потребует погружения в IT-инфраструктуру.
Более простой вариант подключить бота в диалоги с клиентами — интеграция с Jivo. Это платформа, которая выполняет роль агрегатора: собирает сообщения в мессенджерах и отправляет их боту. Интеграция с Jivo происходят автоматически, специальных знаний не требуется.
Выбрать шаблон из списка быстрее, чем создать собственный сценарий. Потому что во втором случае для обучения бота нужно указать примеры: как задают вопросы пользователи — и чем больше таких примеров, тем лучше. Статус для каждого сценария вы увидите в личном кабинете.
Так выглядят созданные сценарии диалогов. Скриншот сервиса СберБизнесБот
А это список готовых шаблонов. Скриншот сервиса СберБизнесБот
Таким образом, настройка бота — как с готовыми шаблонами, так и с созданными — не требует установки специального ПО или оборудования, а также привлечения IT-специалистов.
Содержание чат-ботов может обходиться на 90% дешевле, чем кол-центра. Хотя, разумеется, всё зависит от сферы применения бота и модели монетизации.
Сфера применения определит задачи бота:
Определив задачи бота, вы сможете оценить результат его работы. Метриками могут быть количество подписок или конверсия из заявки в продажу.
Модель монетизации определяет, как вы оплачиваете бота, если покупаете его, а не разрабатываете сами. Например, модель bots-as-a-service подразумевает оплату бота как услуги, а модель cost-per-conversation — оплату за успешные диалоги. СберБизнесБот работает по второй схеме, причём вы платите только за диалоги, завершённые без участия оператора.
СберБизнесБот снижает нагрузку на службу поддержки и кол-центр до 20%. По статистике банка, бот успешно отвечает на 20% вопросов. Значит, если у компании было 1000 диалогов в месяц, то бот взял на себя пятую их часть: вместо пяти операторов можно нанять четыре. В численном выражении экономия 20% — это примерно 5800 рублей на каждую 1000 обращений клиентов.
Смотря что считать специфическим бизнесом. NASA использует чат-ботов, чтобы упростить общение марсоходов и людей. Очевидно, у компаний на Земле свои особенности, но у каждой индустрии есть типовые процессы.
В коммерции это:
С этим справится большинство чат-ботов для бизнеса, работающих на базе NLP-платформы (natural language processing — обработка естественного языка). Она воспринимает естественный язык и позволяет вести диалог с клиентом. При этом не нужно отдельно адаптировать команды для работы с чат-ботом: система интерпретирует фразу и предоставит оптимальный ответ, попросит уточнения или переведёт на оператора. СберБизнесБот анализирует диалоги подключённых клиентов, совершенствуясь в «общении».
Так выглядит общение бота с клиентом. Скриншот сервиса СберБизнесБот
Только если вы их такими сделаете. Вот как в общем виде выглядит работа бота:
Второй шаг — разбор клиентского запроса — самый важный и сложный. Самообучающиеся чат-боты — а их аналитическое агентство Gartner считает наиболее перспективными — постоянно пополняют свою «копилку знаний». Главный вопрос — в качестве этих знаний. Бот может научиться дружелюбному обращению или стать несносным подростком.
Так в 2016 году компания Microsoft запустила в Twitter аккаунт чат-бота Tay. Предполагалось, что искусственный интеллект будет общаться с молодыми людьми 18–24 лет на «их языке» и обучаться в процессе общения. Пользователи начали умышленно писать боту сообщения провокационного характера, а бот вслед за ними повторял, что Джордж Буш устроил теракты 9/11, а Гитлер лучше Обамы.
Поэтому Microsoft отправил Tay «спать»: «c u soon humans need sleep now so many conversations today thx» гласит его последнее сообщение. Что можно перевести как «Пока, человечество, мне нужно поспать — столько болтал сегодня, всем спасибо».