УРОКИ БИЗНЕСА
13 МИН
Дата обновления: 22 июля 2024
Зачем начинающему бизнесу маркетинг
Кажется, что англоязычный термин «маркетинг» описывает что-то далёкое, нужное только крупным корпорациям. Но это не так: каждая компания делает что-то, что называется маркетингом, просто не каждая — осознанно и грамотно. Объясняем, в чём суть этой деятельности, почему маркетинг шире, чем реклама, как первое время обойтись без маркетолога и в каких случаях даже топовые маркетинговые агентства будут бессильны.
Маркетинг — деятельность по изучению потребностей потенциальных покупателей, поиску эффективных решений для их удовлетворения и стимулированию спроса.
Маркетинг помогает понять клиента
Наверняка вы изучали ассортимент и цены конкурентов. Такой анализ — уже
маркетинг, так как представляет собой поверхностное исследование рынка. Осталось только
углубиться в него и понять, кто заинтересован в вашей продукции и как предложить людям
именно то, что они хотят.
Определите, хотя бы примерно, ключевые характеристики
своей аудитории: пол, возраст, место проживания, уровень дохода, интересы. Потом поделите
клиентов на группы. Так, в аудиторию мебельного салона могут входить семейные пары с детьми,
холостяки, менеджеры компаний, закупающие мебель в офис, и всех этих людей заинтересует
совершенно разные рекламные предложения. Понимание аудитории, её привычек и потребностей
позволит «угодить» большему количеству клиентов.
Пример
Вы — владелец столовой, где часто обедают сотрудники соседнего
делового центра. Рядом находится вуз, и вы заметили, что студенты к вам тоже
приходят, но куда реже: из-за коротких перемен они редко успевают поесть в
столовой и предпочитают перекусывать на бегу. Обнаружив выпадающий сегмент
аудитории — студентов, вы можете ввести в ассортимент сэндвичи и другие блюда на
вынос. Прорекламировать их как сытный, недорогой и здоровый перекус и увеличить
поток клиентов.
Маркетинг привлекает тех, кто не приходит сам
Начиная бизнес, некоторые предприниматели полагаются
исключительно на сарафанное радио. Но оно не всемогуще. Как клиенты лакокрасочной
фабрики на другом конце города узнают, что у неё самые низкие цены, если прайс-листа
нет в свободном доступе, а компания никак не заявила о себе? Маркетинг предлагает
множество эффективных инструментов продвижения товаров и услуг, и не все из них
требуют больших вложений. Конкурсы с хэштегами, размещение постов в
тематических группах в соцсетях, партнёрство с профильными дистрибьюторами,
контекстная и таргетированная реклама, почтовые рассылки, акции, скидки и
специальные предложения, публикации в тематических СМИ — всё это можно использовать,
чтобы о вас узнали и к вам пришли.
Пример
Вы открыли минимаркет в жилом многоэтажном доме.
Подъезды дома расположены только с одной стороны, ваш магазин находится на
другой, и вывеска «Продукты» привлекает только тех, кто проходит мимо. В
то время как жители этого же дома могут несколько месяцев не знать о
существовании минимаркета — особенно те, кто ездит на машине и паркуется
перед своим подъездом, не заворачивая за дом. Но вас интересуют клиенты, у
которых есть машины — у этих людей, как правило, выше доход. Поэтому вы
бросаете в почтовые ящики ближайших пятиэтажек листовки с информацией об
открытии магазина, широте ассортимента и акциях по четвергам.
Маркетинг подталкивает к улучшению продукта
Сложно продать людям то, что им не нужно. Ещё сложнее —
сделать так, чтобы покупка не была разовой. Маркетинг позволяет определить
истинные потребности аудитории, не всегда очевидные. Понять, что для
потребителя важнее: удобство, эстетика, доступность, качество или комбинация
каких-то параметров. И благодаря этому не только правильно выстроить
стратегию продвижения, но и обнаружить несовершенства продукта с точки
зрения клиента.
Пример
Вы производите качественную косметику и
сбываете её по рыночным ценам в розничных магазинах. Но покупают
её почему-то хуже, чем продукцию конкурентов. Казалось бы, вы
удовлетворяете главную потребность потребителя — качество
продукта. Вы анализируете портрет целевой аудитории, проводите
опросы и, например, делаете вывод, что часть потенциальных
покупателей — женщины 18+, которым нравятся яркие и стильные
баночки. Вы меняете дизайн упаковки, и продажи растут.
Маркетинг подсказывает цены и метод стимулирования продаж
Не так важно, высокая цена или низкая — в
сознании потребителя цена должна быть справедливой: клиент хочет
понимать, за что ему предлагают заплатить именно столько. Благодаря
маркетингу компания будет знать расценки в своей нише, примерную
платёжеспособность аудитории и сможет действовать в этих рамках. А
цена и её «обоснование» в рекламном сообщении о продукте будут
выглядеть по-разному, в зависимости от интересов каждого
потребительского сегмента: как плата за элитную ценность, как способ
сэкономить, как гарантия качества и т.п. Исследование рынка и
аудитории также подскажет, что подтолкнёт к продажам в конкретной
ситуации: акция «2 по цене 1», раздача бесплатных образцов или
скидки.
Пример
Вам принадлежит небольшой тату-салон,
у которого есть сайт. С помощью, например, Яндекс.Метрики вы узнали, что услугами салона чаще
всего интересуются люди, которые проводят много времени на
странице «Как ухаживать за татуировкой» (значит, они
читают текст раздела). Вы понимаете, что потенциальных
клиентов волнует этот вопрос, и на странице с перечнем
услуг указываете, что в стоимость татуировки входит
подробная консультация об уходе за тату и баночка
заживляющего лосьона.
Маркетинг налаживает сбыт
Понимание клиентской базы подскажет, где
искать потребителя и каким образом он готов приобретать
товар: через интернет или в розничном магазине, оформляя
предзаказ или дожидаясь распродажи, оплачивая наличными или
картой. Клиенту должно быть удобно, иначе он ничего не купит
или будет покупать реже.
Пример
В торговом центре есть 2
свободных помещения, вы выбираете, какое из них
арендовать под аптеку: подороже на первом этаже
или дешевле и просторнее на втором. Кажется, что
выгоднее последний вариант. Но целевая аудитория
аптеки — люди, которым необходимы лекарства. Часто
они ослаблены, плохо себя чувствуют и совершенно
не готовы совершать лишние усилия, чтобы подняться
на второй этаж — проще найти аптеку поближе. Вы
арендуете помещение на первом этаже и не теряете
клиентов.
Маркетинг помогает выделиться среди конкурентов
Наивно думать, что качественный продукт, аналогов которому много, привлечёт потребителя сам по себе. Даже если ваш бизнес — первопроходец в своей нише, рано или поздно найдутся конкуренты, которые оттянут часть аудитории. Важно предложить рынку что-то такое, что выделит компанию из ряда других. Представить клиентам продукт с характеристиками уникального торгового предложения (УТП) и отразить это в рекламной кампании, принципах сервиса и т.д. На абстрактные характеристики — «низкая цена», «индивидуальный подход» — полагаться не стоит, это общие слова, которым потребитель не поверит. Изучайте потребности аудитории, её страхи и желания, чтобы при помощи УТП попасть в цель и перехватить клиента у конкурентов.
Пример
Вы владеете
продуктово-овощной лавкой в современном
жилом комплексе. По соседству с вашей
точкой есть сетевой супермаркет и
небольшой гастроном. У конкурентов
ассортимент шире, поэтому клиенты заходят
к вам, когда забыли что-то купить в другом
магазине. Благодаря анализу аудитории вы
знаете, что квартиры в жилом комплексе
выбирают люди с достатком выше среднего,
которые стремятся к разумному потреблению.
И поэтому предлагаете покупателям
взвешивать свежие овощи и фрукты не в
пластиковых пакетах, а в многоразовых
сетках, а на выходе из магазина ставите
урны для раздельного сбора мусора. Для
клиента это выглядит как способ
удовлетворить сразу 2 потребности: купить
продукты и позаботиться о природе, чего не
предлагает ни один из ваших
конкурентов.
Маркетинг позволяет общаться с потребителем
Уделяя внимание
потребностям и характеристикам целевой
аудитории, легче подобрать правильные каналы
коммуникации, а также получить оперативную
обратную связь. Если бизнес общается с
клиентом на одном языке, у потребителя
появляется ощущение, что его слышат и
понимают, разделяют его ценности, а это
повышает лояльность. И конечно, маркетинг
позволяет избежать элементарных ошибок в
коммуникации с аудиторией: например,
фамильярного тона в почтовой рассылке,
адресованной юристам с 10-летним стажем
судебной практики.
Пример
Вы закупили
партию товара для небольшого
бутика — рубашки и брючные костюмы
из немнущейся ткани. Вы уже давно ведёте аккаунт бутика в соцсетях, где и публикуете пост о новом продукте. Вместо того, чтобы
разместить просто фото и подписать
цену, также рассказываете о
преимуществах ткани, даёте пару
советов, как ухаживать за такой
одеждой, и спрашиваете клиентов, в
каком ещё товаре они
заинтересованы.
Маркетинг экономит ресурсы
Маркетинг требует вложений, но предотвращает напрасные траты и позволяет предпринимать заведомо более эффективные меры. Так, можно запустить в социальных сетях рекламу без таргета, то есть не нацеленную на конкретную категорию людей. Но с таргетом кампания сработает лучше. Можно рискнуть, закупив партию товара наугад, и прогореть. А можно выбрать то, что точно понравится большей части целевой аудитории. Лучше хотя бы немного вложиться в маркетинг или использовать бесплатные инструменты, чем действовать вслепую.
Пример
Вы
изготавливаете мыло
оригинальных форм и
размеров, ваши
потенциальные клиенты -
молодые люди, которым
нравятся креативные вещи.
Вы вкладываете все
свободные средства в
телевизионную рекламу, но
она не приносит
результата: целевая
аудитория не включает
телевизор. В порядке
эксперимента вы продаёте
или предоставляете
бесплатно несколько партий
мыла молодёжным хостелам в
центре города. Постояльцы
могут пользоваться мылом в
номерах или купить у
администратора, к упаковке
каждого кусочка приклеена
бирка с контактами
компании и никнеймом в
соцсетях. И спустя
несколько недель вы
получаете первые заказы не
только по России, но даже
от иностранных туристов.
Маркетинг — основа клиентоориентированного бизнеса
Необязательно использовать
все существующие
инструменты, кое-где
достаточно просто здравого
смысла. Важно
руководствоваться ключевой
идеей маркетинга: в центре
бизнеса — потребности и
интересы клиента, которым
соответствует продукт
компании. В противном случае
то, что делает
предприниматель, будет нужно
только ему самому, и никакие
рекламные уловки не
мотивируют клиентов к
регулярной покупке.
Пример