УРОКИ БИЗНЕСА

  6 МИН

Дата обновления: 2 апреля 2024

Запас финансовой прочности: как узнать, стабилен ли бизнес

Понять экономическое состояние компании можно с помощью формулы расчёта запаса финансовой прочности. Показатель полезно знать и для уже работающего предприятия, и при планировании бизнеса. Объясняем, как его рассчитать.

Что такое ЗФП и зачем он нужен

Запас финансовой прочности — это показатель финансовой устойчивости компании, коэффициент разницы между её фактическим состоянием и порогом рентабельности. С помощью показателя ЗФП можно понять, насколько далёк бизнес от точки, в которой он становится убыточным.

Из чего складывается формула расчёта

В расчётах учитывается 2 коэффициента:

1

Маржинальная прибыль

Разница между фактической выручкой и переменными расходами, то есть зависящими от объёма произведённого продукта. Вычисляется обычно в процентах.

Например, для продажи одной чашки кофе расходы на зерно составят Х. Для 10 чашек — 10Х. К таким затратам не относятся расходы, например, на аренду офиса или оклад сотрудников.

Маржинальную прибыль можно определить так:
(Цена — Себестоимость) / Цена х 100%

2

Точка безубыточности (ТБУ) 

Это объём продаж или выручки, при котором все расходы на производство и реализацию компенсируются доходами. По сути, это ситуация, когда бизнес вышел «в ноль», окупается, но прибыли не приносит.

Подсчитанный в денежном выражении ТБУ называют критической выручкой. Если считать показатель в количественном эквиваленте, то есть в проданных товарах и услугах, то он будет называться критическим объёмом реализации.

Для ТБУ в денежном эквиваленте нужно учесть все постоянные расходы, то такие, которые не меняются в зависимости от количества товара. Это могут быть аренда офиса, зарплата сотрудников и т. п. Вот формула:

Чтобы узнать, сколько единиц товара нужно продать для достижения точки безубыточности, разделите ТБУ в денежном выражении на фактическую выручку — получите объём реализации:

Если у вас много позиций в прайсе, используйте для расчёта средние значения или возьмите за основу якорный продукт — тот, который продаётся лучше всего или приносит больше всего прибыли.


Как определяется запас финансовой прочности

Можно использовать любую из двух формул расчёта ЗФП. От фактической выручки или объёма реализованной продукции нужно отнять соответствующий показатель ТБУ, а затем поделить на выручку или объём реализации.

Получившийся коэффициент покажет, насколько бизнес устойчив. Если показатель ниже 0,2, то компания практически банкрот, 0,2–0,5 — доход есть, но «подушка безопасности» очень скромная, нужно больше зарабатывать. Показатели выше 0,5 означают, что предприятие стабильно приносит прибыль.

Пример расчёта ЗФП

Попробуем определить запас финансовой прочности небольшой веб-студии. Для клиента разработка сайта обойдётся в 10 тысяч рублей. Себестоимость складывается из переменных и постоянных затрат.

Допустим, переменные расходы на один сайт составляют 4 тысячи рублей: труд дизайнера, верстальщика и оплата домена. Сначала рассчитаем маржинальную прибыль в процентах:

Чтобы вычислить точку безубыточности в денежном эквиваленте, считаем постоянные расходы:

  • аренда офиса — 10 000 рублей;
  • абонентская плата за интернет — 1000 рублей;
  • различные сервисы и средства хранения данных — 1000 рублей;
  • зарплата администратора веб-студии — 30 000 рублей.

Итого: 42 000 рублей в месяц.

Теперь узнаем, сколько сайтов нужно сделать, чтобы получить критическую выручку.

Получается 7 сайтов в месяц. В прошлом месяце студия сделала 10 сайтов — рассчитаем ЗФП в объёме реализации.

Показатель ЗФП — 0,3 говорит о неустойчивом положении компании. Нужно или больше продавать, или сокращать расходы на разработку.

Что делать с ЗФП

Коэффициент используется в следующих случаях:

Анализ ЗФП за отчётный период позволяет корректировать стратегию бизнеса.

Знание ЗФП даёт возможность прогнозировать развитие. Например, можно посчитать, насколько улучшится ситуация, если продавать чуть дороже.

При разработке бизнес-плана можно сразу учесть, сколько единиц продукции нужно продавать для стабильного существования компании.