Как пекарне работать в системе "Меркурий"

Если вы продаёте или используете товары животного происхождения, вы должны использовать систему «Меркурий». Для чего они нужны и как в них работать, рассказываем в статье.

Как активировать электронную подпись

Для регистрации в ЕГАИС и системе «Меркурий» нужно получить сертификат квалифицированной электронной подписи (сертификат КЭП). Каждый сертификат КЭП записан на аппаратный крипто-ключ — флеш-карта USB.

С 1 января 2022 года ключ с электронной подписью можно бесплатно получить в аккредитованном удостоверяющем центре из списка. Обычно компании предлагают носители криптоключа электронной подписи двух типов — Рутокен или Джакарта, можно выбрать любой из них.

Для получения флеш-карты с электронной подписью зарегистрируйтесь в личном кабинете компании и заполните анкету. Для юрлица потребуется ввести название, адрес, ИНН, ОГРН, КПП. Для ИП понадобится СНИЛС.

  Если торговых точек несколько
ИП Один ключ (КЭП) и одна анкета
Юридические лица Отдельные ключи (КЭП) и отдельные анкеты

После заполнения формы личный кабинет электронной подписи сформирует для вас счёт на оплату и документы для получения электронной подписи. Вместе с оплаченным счётом и документами из личного кабинета вам нужно будет прийти за электронной подписью в офис компании. В компании вы получите:

Ключ нужно активировать. Для активации вставьте ключ в USB-порт ноутбука и запустите программу. Если в компании вам её не выдали, можно скачать её самостоятельно — для носителей ключей Джакарта и Рутокена программы разные.

После запуска программы не отключайте ключ от ноутбука, он должен быть подключён к ноутбуку всё время до конца активации.

Система «Меркурий»

Кто должен подключиться

Система «Меркурий» — государственная система, которая контролирует оборот продукции животного происхождения. Для вас работа в ней обязательна, если вы закупаете и используете в приготовлении:

Свериться можно с приказом Минсельхоза № 251.

За нарушение правил работы в системе «Меркурий» по ст. 10.8 КоАП РФ ИП могут получить штраф до 5000 рублей, а юрлица — до 20 000 рублей.

Как подключиться к системе «Меркурий»

В системе работают через личный кабинет на странице официального сайта Россельхознадзора. Выберите «Меркурий ХС» и залогиньтесь. Ещё работать в системе можно через мобильное приложение: есть несколько приложений, согласованных с Россельхознадзором — например, от СберКоруса.

Порядок регистрации в системе «Меркурий» есть в приказе Минсельхоза РФ № 589.

Подайте заявление в Россельхознадзор по месту ведения деятельности. Направить заявление можно тремя способами:

  1. Лично в управлении Россельхознадзора.
    Если вы обращаетесь напрямую в Россельхознадзор, то регистрация площадок (то есть самих пекарен и кондитерских) и администратора (то есть самого предпринимателя) осуществляется одновременно.
  2. Почтовым отправлением.
  3. По электронной почте:

Если отправляете заявление на электронную почту, вы получите только реквизиты доступа для сотрудника, который будет работать в системе. Площадки нужно будет регистрировать отдельно.

Формы заявлений для ИП и для юрлиц разные. При заполнении формы поля без звёздочек можно пропустить.

Юрлицам нужно указать:

Для ИП данные другие:

Чтобы заполнить в приложении № 1 вид объекта (то есть саму точку фастфуда) и вид деятельности (то есть продажа), проверьте перечни из приложений № 3 и № 4 на сайте Ветнадзора . Например, для общепита подходит пункт 33 из приложения № 3: «Предприятия по ввозу/вывозу, хранению и реализации подконтрольной продукции».

В приложении № 2 «Перечень регистрируемых уполномоченных лиц в роли «Администратор ХС» указывайте не директора, а тех сотрудников, которые фактически  будут работать и отражать операции в системе «Меркурий». У каждого такого сотрудника  должна быть своя личная электронная почта, указывать одну для всех нельзя.

Скриншоты приложений к форме заявления на регистрацию в системе «Меркурий»  

Обычно к заявлению не требуются дополнительные документы, но иногда сотрудники ведомства просят предоставить:

Россельхознадзор предоставит вам доступы в течение пяти рабочих дней после получения заявления: на электронную почту придёт письмо с адреса no-reply@vetrf.ru. В письме будут имя пользователя, учётная запись, пароль и ссылка для входа в систему. Пароль поменяйте сразу.

Ветеринарные сопроводительные документы

Основная часть функционала системы «Меркурий» — это обмен электронными ветеринарными сопроводительными документами (ВСД).

Электронный ВСД — это документ, сформированный в системе «Меркурий». ВСД подтверждает качество продукта и является обязательным для продуктов животного происхождения. Его основной реквизит — уникальный идентификатор UUID. Проверить любой ВСД по его UUID можно на странице системы «Меркурий».

Электронный ВСД должен быть на каждую позицию накладной. Приёмка каждой партии товара подтверждается «гашением» ВСД — то есть вашей отметкой в системе «Меркурий» о том, что вы приняли продукцию.

ВСД бывают:

Подробно порядок работы с ВСД описан на официальном сайте ВетИС.

Перед гашением ВСД:

  1. Осмотрите партию товара и сверьте её количество и наименование со сведениями из входящего ВСД.
  2. Оформите акт о несоответствии, если вы обнаружили недостатки.
  3. Оформите возврат ВСД. Отметить к возврату можно всю партию или только её часть.         
  4. Примите всю партию, если партия и документы пришли без недостатков.

Как погасить поступивший ВСД:

  1. Войдите в систему «Меркурий».
  2. Выберите из списка точку, на которую поступила партия продукции.
  3. Перейдите к списку входящих оформленных ВСД: для этого нажмите на значок уведомления справа от названия торговой точки.

Погасить ВСД вы должны не позднее следующего рабочего дня после получения товара.

IT-партнеры Россельхознадзора (список есть на сайте ведомства) разработали дополнения, с помощью которых можно интегрировать «Меркурий» с учётной системой компании — например, с «1С:Розницей». Это позволяет автоматизировать работу с электронными ВСД.

На официальном сайте системы «Меркурий» есть обучающие материалы по работе в системе: