Работа с маркировкой

С 2024 года маркировка товаров станет обязательной для всех отраслей промышленности. Производители будут наносить на продукцию специальные штрихкоды, а владельцы розничных магазинов — принимать и продавать только маркированный товар, иначе получат штрафы. В статье — какие товары маркируют уже сейчас и как с этим работать.

Что такое маркировка

Маркировка — это контрольно-идентификационный знак (КИЗ), который размещают на упаковке или этикетке товара. Он помогает отличить оригинал от подделки. Так государство борется с контрафактом и пытается уберечь покупателей от некачественных товаров. 

Вся информация о маркированном товаре фиксируется в государственной информационной системе «Честный ЗНАК». Бизнес обязан вносить данные в систему, чтобы можно было отследить весь путь товара: от производства до реализации. 

КИЗ расположен в левом верхнем углу

Цепочка выглядит так: 

  1. Производители маркируют продукцию и вводят её в оборот. 
  2. Оптовые покупатели (поставщики и импортёры) сверяют данные в документах с фактическими кодами на товарах, утверждают УПД и передают в систему «Честный ЗНАК». При продаже товаров также формируется электронный УПД с кодами маркировки. 
  3. Владельцы розничных магазинов при поступлении товара сверяют фактические коды марки с данными в документах поставщиков. При совпадении — подтверждают приём товаров и передают информацию в «Честный ЗНАК». 
  4. Магазин принимает товар, продаёт его покупателю, пробивает чек. Оператор фискальных данных добавляет в чек код маркировки, передает информацию в «Честный ЗНАК» и тем самым выводит из оборота.

Процессом управляет единый оператор маркировки — Центр развития перспективных технологий.

Схема пути товара от производителя до покупателя. Скриншот из видеоурока на платформе «Честный ЗНАК»

КИЗ содержат информацию о товаре. Коды бывают разные, в зависимости от товаров, самый популярный тип — двумерный код Data Matrix. Каждый код заносится в Национальный каталог товаров — часть платформы «Честный ЗНАК». В каталоге есть карточки всех маркированных товаров. Конечный потребитель может ввести код и узнать информацию о конкретном флаконе духов: кто, когда и где его произвёл, импортировал и продал. 

Информация  о маркированном парфюмерном наборе. Скриншот с сайта Национальный каталог

Что будет при работе без маркировки

Если обнаружится, что на товарах нет маркировки или правила её нанесения нарушены, грозят штрафы : для ИП — от 5 до 10 тысяч  рублей, для юридических лиц — от 50 до 300 тысяч рублей. Кроме того, весь немаркированный товар конфискуют.

За нарушение закона может грозить и уголовная ответственность . Она наступит, если стоимость проданных немаркированных товаров превысит 1,5 миллиона рублей. В этом случае ИП или юрлицу грозит лишение свободы до 3 лет и 80 тысяч рублей штрафа.

Дорожная карта маркировки

К 2021 году уже маркируют меховые шубы, духи, лекарства, шины, обувь, товары лёгкой промышленности, молочную продукцию и бутилированную воду. Список товарных категорий ежегодно пополняется, каждая проходит три стадии. 

Разберем их на примере парфюмерной продукции, которую маркируют с октября 2020 года.  

Этап 1. Эксперимент

Эксперимент по маркировке парфюмерной продукции проходил с июля по ноябрь 2019 года. За этот период производители могли протестировать систему, купить оборудование и наладить процессы. На этом этапе можно было бесплатно получить КИЗ. 

Этап 2. Маркировка новой продукции и продажа немаркированных остатков

До 31 марта 2020 участникам оборота нужно было зарегистрироваться на платформе «Честный ЗНАК». С 1 октября 2020 года на духи и туалетную воду необходимо наносить маркировку. Производители и продавцы оформили электронную подпись, купили оборудование, если не сделали этого раньше, и начали маркировать духи. 

Код для каждой упаковки духов на этом этапе стоит 50 копеек. Бесплатные коды доступны только для маркировки остатков и товаров в стадии эксперимента. 

Этап 3. Запрет продажи немаркированной продукции

На этом этапе продавать духи без КИЗ — незаконно. 

Периодически появляются новые виды продуктов, которые подлежат маркировке. Отслеживайте свою товарную группу на сайте «Честного ЗНАКа».

Какой парфюм нужно маркировать

Маркировке подлежат виды парфюмерной продукции, соответствующие кодам

ТН ВЭД ЕАЭС ОКПД 2 Товар
3303 00 1000 20.42.11.110 Духи
3303 00 9000  20.42.11.120 Туалетная вода

20.42.11.130 Одеколоны

На парфюмерию, которая не предназначена для продажи, код не наносят: например, на тестеры, пробники и выставочные образцы. 

Как продавать маркированные товары в магазине

  1.  Купите или арендуйте онлайн-кассу. Если у вас уже есть, обновите программное обеспечение.
    Если кассу или ПО, которое с ней интегрировано, установили давно, интернет не был подключен и касса в течение года не обновлялась, проверьте актуальность прошивки и, если нужно, купите технику, которая поддерживает маркировку. 

  2.  Заключите договор с оператором фискальных данных (ОФД). Важно прописать в документе, что оператор обязуется передавать сведения системе «Честный ЗНАК». 
  3.  Оформите усиленную квалифицированную подпись (УКЭП). Она нужна для работы с системой. 
  4. Подключите электронный документооборот (ЭДО). Через систему вы будете принимать универсальные передаточные документы (УПД) на товар. УПД объединяют накладную и счёт-фактуру, в которых фиксируются коды маркировки. 
  5.  Зарегистрируйтесь в «Честном ЗНАКе». 
  6.  Настройте учётную систему для работы с кодами. При приёмке товара магазин проверяет электронный УПД от поставщика и ставит на баланс все товары. Через ЭДО данные о маркированной продукции интегрируются в систему «Честном ЗНАК».
  7. При продаже товара кассир при помощи 2D-сканера считывает КИЗ, кассовая техника его определяет и после оплаты вносит в чек. Эти данные поступают ОФД, после чего оператор передает информацию в ФНС и систему «Честный ЗНАК».

Какое оборудование понадобится рознице

  1. УКЭП — можно бесплатно получить в ФНС с 1 июля 2021 года, понадобится только купить токен.
  2. ПО для работы с маркированным товаром.
  3. 2D-сканер штрихкодов. Выбирайте модель с актуальной прошивкой и включённым режимом чтения кодов Data Matrix. 
  4. Онлайн-касса, соответствующая 54-ФЗ. 
  5. Подключение к электронному документообороту.  
  6. Лазерный принтер. Принтер нужен для маркировки остатков и перемаркировки продукции. Это дополнительные затраты — оцените их целесообразность. Сложите цену принтера, трудозатраты на установку ПО, расходные материалы и разделите на количество коробок, которые нужно промаркировать. Так вы получите стоимость одной этикетки. В некоторых случаях дешевле отдать это на аутсорс в типографию.

Что может пойти не так

Вы пробиваете товар, но штрихкод не считывается или вместо туалетной воды система выдает одеколон. Это может произойти по таким причинам: 

1.  Код маркировки оказался некорректным. 

Это сразу отразится в личном кабинете оператора фискальных данных и системе «Честный ЗНАК».  Такое может произойти, если КИЗ не перешел в право собственности владельца магазина. Принимайте коды от поставщика только через систему электронного документооборота. 

2. Тег, содержащий код маркировки, не соответствует ранее заявленному коду в системе. 

Это может случиться из-за сбоя в кассе или сканере штрихкода. Чтобы не допускать таких ситуаций, регулярно проверяйте работу всех систем и отслеживайте статус передачи чека через личный кабинет ОФД. 

Проверяйте маркировку при приемке и возврате товара. Штрафы грозят не только за отсутствие маркировки, но и за нарушения при нанесении: 

В каких случаях придётся самостоятельно маркировать товар

Розница принимает товар уже с маркировкой, проверяет его и выводит из оборота. Маркировать товар придётся, если:

Перед продажей такого товара закажите новые КИЗы в личном кабинете платформы «Честный ЗНАК», оплатите их, скачайте, распечатайте и нанесите на упаковки. После этого отсканируйте этикетки, введите продукцию в оборот заново.

Главное