С 2024 года маркировка товаров станет обязательной для всех отраслей промышленности. Производители будут наносить на продукцию специальные штрихкоды, а владельцы розничных магазинов — принимать и продавать только маркированный товар, иначе получат штрафы. В статье — какие товары маркируют уже сейчас и как с этим работать.
Маркировка — это контрольно-идентификационный знак (КИЗ), который размещают на упаковке или этикетке товара. Он помогает отличить оригинал от подделки. Так государство борется с контрафактом и пытается уберечь покупателей от некачественных товаров.
Вся информация о маркированном товаре фиксируется в государственной информационной системе «Честный ЗНАК». Бизнес обязан вносить данные в систему, чтобы можно было отследить весь путь товара: от производства до реализации.
КИЗ расположен в левом верхнем углу
Цепочка выглядит так:
Процессом управляет единый оператор маркировки — Центр развития перспективных технологий.
Схема пути товара от производителя до покупателя. Скриншот из видеоурока на платформе «Честный ЗНАК»
КИЗ содержат информацию о товаре. Коды бывают разные, в зависимости от товаров, самый популярный тип — двумерный код Data Matrix. Каждый код заносится в Национальный каталог товаров — часть платформы «Честный ЗНАК». В каталоге есть карточки всех маркированных товаров. Конечный потребитель может ввести код и узнать информацию о конкретном флаконе духов: кто, когда и где его произвёл, импортировал и продал.
Информация о маркированном парфюмерном наборе. Скриншот с сайта Национальный каталог .
Если обнаружится, что на товарах нет маркировки или правила её нанесения нарушены, грозят штрафы : для ИП — от 5 до 10 тысяч рублей, для юридических лиц — от 50 до 300 тысяч рублей. Кроме того, весь немаркированный товар конфискуют.
За нарушение закона может грозить и уголовная ответственность . Она наступит, если стоимость проданных немаркированных товаров превысит 1,5 миллиона рублей. В этом случае ИП или юрлицу грозит лишение свободы до 3 лет и 80 тысяч рублей штрафа.
К 2021 году уже маркируют меховые шубы, духи, лекарства, шины, обувь, товары лёгкой промышленности, молочную продукцию и бутилированную воду. Список товарных категорий ежегодно пополняется, каждая проходит три стадии.
Разберем их на примере парфюмерной продукции, которую маркируют с октября 2020 года.
Эксперимент по маркировке парфюмерной продукции проходил с июля по ноябрь 2019 года. За этот период производители могли протестировать систему, купить оборудование и наладить процессы. На этом этапе можно было бесплатно получить КИЗ.
До 31 марта 2020 участникам оборота нужно было зарегистрироваться на платформе «Честный ЗНАК». С 1 октября 2020 года на духи и туалетную воду необходимо наносить маркировку. Производители и продавцы оформили электронную подпись, купили оборудование, если не сделали этого раньше, и начали маркировать духи.
Код для каждой упаковки духов на этом этапе стоит 50 копеек. Бесплатные коды доступны только для маркировки остатков и товаров в стадии эксперимента.
На этом этапе продавать духи без КИЗ — незаконно.
Периодически появляются новые виды продуктов, которые подлежат маркировке. Отслеживайте свою товарную группу на сайте «Честного ЗНАКа».
Маркировке подлежат виды парфюмерной продукции, соответствующие кодам :
ТН ВЭД ЕАЭС | ОКПД 2 | Товар |
3303 00 1000 | 20.42.11.110 | Духи |
3303 00 9000 | 20.42.11.120 | Туалетная вода |
|
20.42.11.130 | Одеколоны |
На парфюмерию, которая не предназначена для продажи, код не наносят: например, на тестеры, пробники и выставочные образцы.
Если кассу или ПО, которое с ней интегрировано, установили давно, интернет не был подключен и касса в течение года не обновлялась, проверьте актуальность прошивки и, если нужно, купите технику, которая поддерживает маркировку.
![]()
Вы пробиваете товар, но штрихкод не считывается или вместо туалетной воды система выдает одеколон. Это может произойти по таким причинам:
1. Код маркировки оказался некорректным.
Это сразу отразится в личном кабинете оператора фискальных данных и системе «Честный ЗНАК». Такое может произойти, если КИЗ не перешел в право собственности владельца магазина. Принимайте коды от поставщика только через систему электронного документооборота.
2. Тег, содержащий код маркировки, не соответствует ранее заявленному коду в системе.
Это может случиться из-за сбоя в кассе или сканере штрихкода. Чтобы не допускать таких ситуаций, регулярно проверяйте работу всех систем и отслеживайте статус передачи чека через личный кабинет ОФД.
Проверяйте маркировку при приемке и возврате товара. Штрафы грозят не только за отсутствие маркировки, но и за нарушения при нанесении:
Розница принимает товар уже с маркировкой, проверяет его и выводит из оборота. Маркировать товар придётся, если:
Перед продажей такого товара закажите новые КИЗы в личном кабинете платформы «Честный ЗНАК», оплатите их, скачайте, распечатайте и нанесите на упаковки. После этого отсканируйте этикетки, введите продукцию в оборот заново.