Регистрируя ИП или ООО, предприниматель сообщает государству, чем именно будет заниматься. Эти сведения передаются при помощи кодов ОКВЭД. Чтобы информация о бизнесе была достоверной, коды важно подобрать правильно.
ОКВЭД — это Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. В нём все виды бизнеса обозначены числовыми кодами и объединены в классы и группы. Например, 47.77 — розничная торговля ювелирными изделиями.
По данным о кодах ОКВЭД Росстат считает, сколько предприятий занято в отрасли и сколько они зарабатывают. Каждая компания может заниматься несколькими видами деятельности, поэтому ограничений по количеству кодов к выбору нет. Но один из них надо указать основным — предполагается, что именно по нему предприятие будет получать основной доход.
На что влияют коды ОКВЭД:
Актуальная редакция ОКВЭД — ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2), или просто ОКВЭД-2. Если вписать в заявление о регистрации ИП или ООО коды из старой версии кодификатора, налоговая откажет в регистрации, и процедуру придётся повторять.
Каждый код должен содержать минимум 4 цифры. Не всегда один 4-значный код, обозначающий группу видов деятельности, способен описать всё, что делает компания. Поэтому, кроме основного кода ОКВЭД, можно указать любое количество дополнительных — на будущее или на всякий случай.
Указывайте коды по принципу связности. Надо нарисовать кластер видов деятельности, объединённых по какому-то общему признаку, и желательно весь этот кластер указать в дополнительных кодах ОКВЭД.
Основной код для магазина одежды, обуви и аксессуаров — 47.71, если основная доля продаж приходится всё-таки на одежду. Если специализируетесь на обуви — 47.78, на аксессуарах — 47.78. Выберите один из этих кодов основным, а два других укажите в качестве дополнительных.
Какие коды также пригодятся:
Выбранные коды впишите в заявление о регистрации бизнеса.
Важно, чтобы реальная основная деятельность соответствовала указанному коду, то есть чтобы именно с неё поступал основной доход. Если обнаружится несоответствие, вам установят самый высокий страховой тариф и могут назначить проверку.
Данные реестров ИП и юридических лиц открыты, их могут посмотреть ваши контрагенты, банки и клиенты. Представьте, что потенциальный партнёр запросил сведения о предприятии и обнаружил, что по документам компания занимается вовсе не продажей одежды, а шиномонтажом — это вызовет недоверие. Такие же вопросы возникнут у банков и налоговой, если в финансовой отчётности будут фигурировать непрофильные для предприятия услуги и траты, что может привести к ограничению операций по расчётному счёту.
Независимо от способа подачи документов, заявление заполняется одинаково: только необходимые данные, ничего лишнего писать не стоит. При личной подаче не подписывайте ничего заранее — сделаете это в присутствии налогового инспектора.
Госпошлину за внесение изменений платить не нужно.
У налоговой есть 5 рабочих дней, чтобы передать вам или лист записи реестра с внесёнными изменениями или мотивированный отказ в изменении данных. Если ответ от ФНС должен прийти по почте, срок может увеличиться из-за доставки письма.