Открытие магазина одежды: подготовка, нормы и требования
Помещение, оборудование, персонал — рассказываем, что нужно учесть при открытии магазина одежды.
Помещение и планировка
Требования к помещению
Если нашли подходящее помещение, проверьте, насколько его планировка соответствует вашим требованиям и закону.
- Помещения для хранения товаров не проходные, то есть путь покупателей не прерывается складскими помещениями.
- Место для отгрузки товара не пересекается с подъездами в жилых домах.
- Полы сделаны из водонепроницаемых и огнеустойчивых материалов.
- В помещении есть возможности для проведения вентиляции, кондиционирования.
- Оборудованы:
- склад для приёмки и хранения товаров,
- место для хранения инвентаря для уборки и средств дезинфекции (помещение или отдельный шкаф),
- туалет для сотрудников — не требуется, если магазин находится в торговом центре.
Влажную уборку нужно проводить ежедневно.
Перепланировка
Если вас не устраивает разграничение площадей в помещении, можно сделать перепланировку или реконструкцию. В торговых центрах, скорее всего, администрация не даст разрешение на перепланировку, но в отдельных зданиях это сделать возможно. При перепланировке основные характеристики помещения не меняются — например, только добавляются внутренние перегородки. При реконструкции — меняются: появляются дополнительные выходы, меняется форма или размер оконных проёмов.
И перепланировку, и реконструкцию необходимо согласовывать с органами власти. Заявителем может быть только собственник помещения — если вы арендуете помещение, все возможные изменения, а также время подачи заявления согласовывайте с собственником.
Для получения разрешения на перепланировку нужно подготовить:
- проект перепланировки,
- документы о праве собственности,
- заключение о техническом состоянии — такое заключение может дать только компания со свидетельством СРО,
- заключение комитета архитектуры вашего города,
- поэтажный план здания: его подача не обязательна, но иногда жилищная инспекция требует его дополнительного предоставления.
Если помещение находится на первом этаже многоквартирного жилого дома, дополнительно потребуются:
- согласование проекта перепланировки в жилищной инспекции,
- разрешение в Центре гигиены и эпидемиологии,
- технический паспорт на помещение,
- решение общего собрания собственников.
Обратитесь в управляющую компанию или в ТСЖ, чтобы они организовали собрание. Оно может быть проведено в очной форме (когда собственники собираются для принятия решения) или заочной (когда собственники указывают свой выбор на опросном листе). Для согласования перепланировки нужно, чтобы согласны были более 50% владельцев.
Собственнику нужно подать заявление с приложенными документами:
- в жилищную инспекцию региона, если магазин находится в многоквартирном жилом доме,
- в бюро технической инвентаризации (БТИ), если магазин находится в отдельном нежилом здании.
Пандусы
По СанПин 59.13330.2016 при входе в ваш магазин должен быть установлен пандус — если помещение вы арендуете в торговом центре, для вас это условие не актуально. Есть пандусы-пороги, телескопические пандусы, пандусы-платформы.
Оборудование и инвентарь для магазина
Без чего не получится открыть магазин одежды:
- полки, стеллажи, стенды для вешалок в торговый зал и на склад,
- зеркала,
- антикражные рамки на выходе,
- шторы или двери для примерочных,
- рольставни для входной группы,
- системы видеонаблюдения,
- системы пожарной безопасности (оповещение и тушение),
- кондиционеры и системы вентиляции (установки должны иметь паспорта и проходить плановый ремонт).
В магазине нужно принимать товарные накладные, ставить товар на учёт, передавать данные о продажах, проводить инвентаризацию. Для этого вам понадобятся:
- зарегистрированная в налоговой службе онлайн-касса,
- компьютер с установленной товароучётной системой,
- принтеры этикеток и расходные материалы,
- 2D-сканер штрихкодов.
Инженерные коммуникации
Вентиляция
При выборе вентиляционной системы учитывайте, насколько хорошо она:
- обеспечивает воздухообмен в помещении,
- удаляет неприятные запахи, влагу, избытки тепла,
- регулирует баланс кислорода и углекислого газа в воздухе.
Если магазин расположен на первом этаже жилого дома или другого общественного здания, в нем должны быть отдельные системы вентилирования воздуха, не присоединённые к вентиляции здания. В складских помещениях должна быть естественная вытяжка с раздельными выводящими каналами и воздуховодами.
Чаще всего магазины оборудуют приточно-вытяжной системой: свежий воздух поступает через наружные приточные решетки, проходит очистку и поступает в помещение по воздуховодам, а отработанный воздух удаляется через вытяжные системы. Перед монтажом оборудования специалист проведет расчёты по необходимому объёму воздуха: 20 м³/ч н а одного посетителя, 60 м³/ч на одного сотрудника.
Звукоизоляция и канализация
Если магазин расположен в жилом доме, дополнительно обеспечьте звукоизоляцию, а систему канализации отделите от общей домовой: стояки бытовой канализации из квартир жилого дома нельзя продлевать и прокладывать в помещении магазина.
Если магазин расположен в отдельном здании, то следить за ливневой канализацией и очисткой ливневых стоков должен предприниматель.
Освещение
Нормы освещения стоит проверить по СанПин 52.13330.2016: освещённость должна составлять не менее 700 люксов (лк), но для большего удобства покупателей лучше сделайте не менее 800 лк.
В примерочных кабинах обычно достаточно 500-700 лк. Лучше использовать тёплое освещение — чем более холодным оно будет, тем больше несовершенств посетитель увидит в зеркале.
В магазине стараются обеспечить освещение трёх видов:
- Общее . У него практическая функция – обеспечить в торговом зале хорошую видимость и поддерживать общий световой фон.
- Акцентное . Оно выделяет нужные позиции и обращает на себя внимание — актуально, например, для новых коллекций и моделей по акции.
- Декоративное . Используется для выделения определенных элементов, например, указателей навигации или баннеров с акциями. Такая подсветка не должна перетягивать внимание покупателя от акцентной.
Охранная и пожарная системы
Охранная система безопасности в магазине не обязательна, но важна для защиты имущества и безопасности сотрудников, особенно если магазин находится в отдельном здании. Часто владельцы бизнеса используют такую комбинацию функций охранной системы:
- камеры видеонаблюдения;
- датчики;
- «тревожная кнопка», нажатием которой работник отправит запрос на выезд группы быстрого реагирования. Подключение такой функции стоит от 5000 рублей в месяц, в зависимости от локации магазина.
Если ваш магазин находится в торговом центре, установите антикражные рамки на выходе — если посетитель не заплатит за вещь и кассир не снимет защитную бирку, система уведомит о попытке выхода.
- Оборудована система пожарной сигнализации и пожаротушения.
- Назначен ответственный за противопожарную безопасность.
- Описан порядок отключения аппаратуры, приборов и оборудования в рабочих помещениях.
- На видном месте есть план эвакуации с порядком действий, схемой помещения и указанием номера телефона пожарной службы.
- У входа в магазин и в местах общего пользования есть знак о запрете курения.
- Соблюдены требования к путям эвакуации:
- ширина прохода между торговыми рядами на пути к эвакуационным выходам — не менее 2 метров,
- двери эвакуационных выходов открываются по направлению выхода из здания, при этом не соседствуют с входами в подъезды многоквартирных жилых домов.
За нарушение правил пожарной безопасности бизнес может получить штраф: для ИП — до 30 тысяч рублей, для юрлиц — до 200 тысяч рублей.
Хранение товаров
Особенных условий хранения одежда не требует — в отличии от продуктов питания, для одежды нет санитарных правил и ГОСТов.
Храните одежду, учитывая особенности материалов — при приёмке одежду из лёгких тканей лучше отпаривать, легко мнущиеся позиции сразу вешать на плечики, кожаные и меховые изделия до размещения в зале оставлять в индивидуальных невакуумных упаковках.
На полках можно хранить:
- джинсы,
- спортивные вещи,
- юбки и брюки из немнущейся ткани,
- трикотажную одежду — чтобы она не растягивалась, лучше не развешивать её на плечиках.
Требования к персоналу
С июня 2021 года в большей части регионов России введена обязательная вакцинация работников торговли (требования уточняйте в вашем регионе). Если кто-то из ваших сотрудников не вакцинирован, вы можете получить штраф: до 50 000 рублей для ИП и до 300 000 рублей для юрлиц. Если такое нарушение будет обнаружено повторно либо повлечёт причинение здоровью окружающим, суд сможет приостановить работу магазина на срок до 90 суток.
Обычно команда магазина одежды состоит из:
- администратора магазина,
- стилиста или мерчендайзера,
- одного или нескольких продавцов-консультантов — в зависимости от площади магазина, количества позиций и потока покупателей. Если магазин находится в торговом центре, а режим работы, например, ежедневно с 10:00 до 22:00 без выходных, одним продавцом не обойтись. Налоговая увидит, что во всех чеках один и тот же кассир, это вызовет вопросы и у трудовой инспекции.
Что сделать при найме персонала:
- Оформите санитарную книжку. Санитарная книжка должна быть у каждого сотрудника магазина. Раз в год надо проводить медосмотр. В магазине сотрудники должны находиться в рабочей одежде и регулярно поддерживать гигиену рук.
- Проведите инструктаж по технике пожарной безопасности. Подготовьте лист ознакомления, чтобы каждый сотрудник в нём расписался.
- Сформулируйте функционал каждого работника. Он должен быть подробно описан в трудовом договоре или в должностной инструкции.
- Заключить договор о полной материальной ответственности дополнительно к трудовому. Его нужно заключить с кассиром и кладовщиком (если он есть). Не с каждым работником можно заключить договор о полной материальной ответственности — сверьтесь с постановлением Минтруда России. Например, с бухгалтером или с работником младше 18 лет вы не можете заключить такой договор.
Вывеска
Мы привыкли, что торговая вывеска выглядит как красочный баннер с названием магазина. Но с юридической точки зрения это в первую очередь табличка, на которой продавец обязан разместить основную информацию о магазине:
- фирменное наименование,
- юридический адрес,
- режим работы.
Информация на табличке не должна вводить покупателей в заблуждение. В частности, не пишите фактический адрес вместо юридического. Если хотите рассказать, что принимаете оплату по картам, можете, например, наклеить стикер от банка на дверь.
Кроме обязательной таблички в магазине должна быть наружная вывеска.
Прежде чем заказывать вывеску для магазина, изучите дизайн-код вашего города. Если он существует, найти его можно на сайте администрации города или на специальной странице: обычно он состоит из порядков и правил размещения и эксплуатации информационных конструкций.
Например, в Ижевске дизайн-код города описывает типы объектов, конструкций и правил, регулирующих внешний вид города. В Москве действует руководство по размещению вывесок в центральной части города.
Наружные вывески бывают:
- Информационные. Включают в себя наименование компании и информацию о товаре.
- Рекламные. Вывеска для привлечения внимания, выделяющая магазин из ряда остальных. На ней могут быть указаны акции, цены, скидки, контактные данные.
Информационные вывески нужно согласовывать с органами власти. Например, в Москве это Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы (Москомархитектура), в Санкт-Петербурге — Комитет по градостроительству и архитектуре.
В ведомстве нужно предоставить:
- заявление на согласование вывески в двух экземплярах,
- копию договора аренды или свидетельства о праве собственности,
- эскиз вывески,
- компьютерный монтаж — фото фасада здания с вашим магазином и наложенным на него изображением будущей вывески.
После получения согласия подайте пакет документов в дальнейшие органы: в Санкт-Петербурге, например, это ГКУ «Городская реклама и информация». К заявлению нужно приложить:
- проект вывески с ее размерами, техническими характеристиками и используемыми при ее изготовлении материалами,
- свидетельство о собственности или договор аренды,
- согласие собственников остальных частей здания.
На рассмотрение заявления уходит до 60 дней, поэтому документы важно подготовить в точном соответствии с правилами: если в рассмотрении откажут, вы потеряете время на исправления.
За работу без обязательной вывески предусмотрены штрафы: для ИП — до 2,5 тысяч рублей, для юрлиц — до 40 тысяч рублей.
Работа в условиях пандемии COVID-19
Что делать для профилактики заболевания:
- измерять температуру сотрудников перед началом работы и вечером;
- уточнять состояние здоровья сотрудников и проживающих вместе с ними лиц;
- отстранение от работы сотрудников при повышенной температуре или признаках заболевания.
- временное отстранение от работы лиц из групп риска (старше 65 лет, имеющих хронические заболевания, сниженный иммунитет, беременных с обеспечением режима самоизоляции);
- обрабатывать руки антисептиками каждые 2 часа — весь персонал нужно обеспечить пятидневным запасом масок, дезинфицирующих салфеток или антисептиков;
- выдавать работникам средства индивидуальной защиты IV типа (маску одноразовая или многоразовая со сменой каждые 3 часа или респиратор фильтрующий, перчатки).
Какие документы нужны:
- паспорта на термометры;
- приказ о назначении ответственного за проведение входного фильтра и ведение журнала здоровья;
- инструкция по входному фильтру;
- журнал здоровья — добавить графу о температуре сотрудника;
- приказ об использовании средств защиты для персонала и инструкции по выдаче, смене и утилизации масок.
Социальная дистанция:
- организация посменной работы сотрудников;
- ограничение перемещения работников во время обеденного перерыва и перерыва на отдых: выхода за территорию, перемещение внутри магазина.
Какие документы должны быть: приказ и инструкции для персонала.
Организация питания:
- запрет на приём пищи на рабочих местах;
- оборудование комнаты для приёма пищи раковиной для мытья рук и дозатором для обработки рук (если такая комната есть).
Какие документы должны быть: приказ и инструкции для персонала.
Главное
Перед началом работы убедитесь в том, что:
- Помещения магазина соответствуют санитарным нормам и правилам пожарной безопасности.
- Товары хранятся правильно.
- Сотрудники подготовлены, необходимые документы с ними подписаны.
- Наружная вывеска согласована.