Ассортимент магазина одежды: формирование и выкладка 

От количества вещей и их расположения в магазине зависит, купят их или нет. Рассказываем, как правильно подобрать товарные позиции и расположить их на полках и вешалках.

Как сформировать ассортимент 

Предугадать, что будет хорошо продаваться, сложно. Ассортимент придётся постоянно корректировать в зависимости от сезона и спроса.

Посмотрите, что предлагают ваши конкуренты, как они оформляют магазин. Магазины для изучения должны совпадать с вашей бизнес-моделью: 

Берите на заметку релевантный опыт, но не копируйте полностью. 

До того как закупать товар, составьте ассортиментную матрицу — своеобразный каталог товаров в виде таблицы. 

Группа Количество 
Верхняя одежда: 
Пальто 13
Пуховик 9
Плечо: 
Рубашка 20
Свитер 15
Футболка 25
Пояс: 
Джинсы 17
Брюки 19

Пример ассортиментной матрицы магазина одежды   

Важно не просто составить ассортиментную матрицу, а провести глубокий анализ и подумать, в какие категории товаров нужно инвестировать больше в этом сезоне. Я составляю общую ассортиментную матрицу по категориям, анализирую продажи за предыдущий месяц и год, делаю сводку в процентном соотношении. Также я анализирую закупки и спрос в текущем периоде. Например, в каком-то месяце 20% от закупки составили платья, а продали из них только 10%, значит, мы закупили слишком много. Либо мы изначально закупили рубашек на 5%, а продали на 15% — пришлось делать дополнительные заказы. Соответственно, в следующем месяце я увеличу процент рубашек в ассортименте. Кроме этого, я собираю обратную связь от франчайзи, чтобы понять, какие категории были в просадке, что продавалось лучше и чего не хватило. Таким образом создаётся категорийная матрица на полгода или на год вперёд. Исходя из этого планируется производство.

Мария Ким,
соосновательница сети магазинов одежды INSPIRE

Что обязательно должно быть в магазине одежды

Традиционная для магазинов схема распределения вещей выглядит так: 

Распределение товаров в магазине одежды

  1. 30% вещей — категория Basic. Это простые, минималистичные модели из не очень дорогих тканей. Такую одежду называют базовой: однотонные футболки, джинсы, простые платья. 

Проблема в том, что по этим позициям вашими конкурентами будут гиганты индустрии, такие как Uniqlo или H&M. Поэтому вам нужно вложиться в продвижение и показать клиентам, чем ваша одежда отличается от массмаркета.

  1. 60% одежды — категория Fashion. Это трендовые модели, которые составляют основу коллекции. Важно, чтобы такие вещи были актуальными. Например, если в тренде — широкие брюки и джинсы с завышенной талией, не стоит закупать в большом количестве зауженные модели с низкой посадкой.
  2. 10% одежды — категория Fad. Это эксклюзивные модели из дорогих материалов. Они могут привлечь новую аудиторию, но вряд ли подойдут большинству покупателей.

Если говорить про соотношение категорий товаров (верхняя одежда, аксессуары, обувь и т. д.), я думаю, тут нет никакого стандарта, потому что все магазины с точки зрения ассортимента придерживаются разного подхода. Кто-то специализируется на брючных костюмах, кто-то — на платьях, кто-то — на аксессуарах. Наша основная специализация — верхняя одежда, поэтому она может занимать до 50% ассортимента. К зиме мы шьём много пуховиков, у нас есть магазины в Сибири, и мы позиционируем себя в том числе как эксперты по верхней одежде. А у кого-то такой категории вообще нет.

Мария Ким,
соосновательница сети магазинов одежды INSPIRE

В нашем магазине 70% ассортимента составляют стандартные трикотажные позиции: футболки, свитшоты, худи и брюки. Остальные 30% — это аксессуары, нетрикотажная одежда из плотных тканей, куртки и ветровки. Мы стараемся как можно чаще обновлять ассортимент и радовать людей тем, что, придя через неделю, они могут найти что-то новое.

Артём Малышев,
основатель сети магазинов одежды «Родина»

При формировании линейки учитывайте несколько моментов.

Не может 100% ассортимента быть удачным. Даже при самом лучшем продакт-менеджере или дизайнере это невозможно. Если так происходит, значит, вы не рискуете и ничего интересного не делаете, а продаёте базовые вещи. Конечно, у нас были такие случаи, что товар вообще не покупали. Либо он был слишком скучный для клиентов, либо очень дорогой, либо мы перемудрили с тканью и сделали такой сложный дизайн, что люди просто не поняли, зачем им тратить так много денег на это. Это нормально, нужно всегда закладывать дополнительный процент бюджета на такой случай и не пугаться таких вещей. 

Мария Ким,
соосновательница сети магазинов одежды INSPIRE

Пример цветового круга для монохромных образов

Размещайте в соцсетях готовые образы. Так клиентам будет проще сориентироваться, когда они придут к вам в магазин. 

Магазин Inspire предлагает готовые образы для клиентов. Источник: скриншот поста в Инстаграме

Процент соотношения товаров в ассортиментной матрице постоянно меняется. Он во многом зависит от моды. Например, в этом сезоне стало модно носить жилеты, а в прошлом году их вообще не было. Поэтому жилеты в наших магазинах составили 5% от ассортимента. Это трендовый товар, с которым мы должны работать. Конечно, цифры по ассортименту близки к прошлогодним, но рынок меняется, и нужно успевать под него подстраиваться.

Мария Ким,
соосновательница сети магазинов одежды INSPIRE

Очень важно реагировать не только на спрос, но и на настроение в обществе, быть лояльным к тому, что происходит в мире. Наша первая коллекция была вдохновлена Амстердамом: у нас было много принтов с велосипедами. Потом мы сконцентрировались на авиационной теме: до пандемии самой популярной нашей моделью был голубой свитшот с самолётом. Как только закрылись границы  и люди практически перестали путешествовать, резко упали продажи вещей с авиатематикой. Нам пришлось поменять стратегию. В  какой-то момент мы добавили принт в виде плавающей уточки в пруду — символ медитации и спокойствия. И эта умиротворяющая уточка стала продаваться  гораздо лучше, чем некогда популярный самолёт, летящий в небе. Так у нас поменялась ассортиментная матрица, появилось больше природных оттенков, моделей с палатками, походами, костром, животными. Можно сказать, что мы немножко приземлились.

Константин Тепляшов,
сооснователь бренда одежды Captains Mate

Если вы только открываете магазин, не спешите закупать сразу много вещей. Выставите на продажу несколько моделей и оцените, на что есть спрос и как быстро их раскупают. 

Минусы широкого ассортимента: 

Если продаёте дорогие эксклюзивные вещи — не раздувайте ассортимент, чтобы у покупателя было ощущение исключительности. Если же торгуете недорогими вещами, сделайте ассортимент пошире. 

У нас очень широкий ассортимент: сейчас в магазине 200-300 позиций одежды, и всё время остаются вещи с прошлого месяца. Конечно, чем уже ассортимент, тем проще работать и проще закупать или производить вещи. Мы всегда к этому стремимся, но наши клиенты изначально полюбили нас за широкий ассортимент. Очень сложно избавиться от такого позиционирования: как только мы сокращаем количество товара, им кажется, что у нас в магазине становится пусто. 

Мария Ким,
соосновательница сети магазинов одежды INSPIRE

Как расположить товар 

Представьте: покупатель заранее решил, что хочет купить. В магазине он будет искать нужные ему вещи вне зависимости от выкладки товара. Но если человек пришёл купить абстрактную «одежду на лето», то может уйти с несколькими вещами сразу.

Именно на клиентов без чёткого плана и рассчитана выкладка товаров. Правильно развешанные вещи могут подтолкнуть к импульсивной покупке и увеличить средний чек магазина.

Виды выкладки 

Есть четыре основных схемы расположения товара в магазинах: 

Пример свободной схемы планировки торговой площади

Пример круговой схемы планировки торговой площади

Пример круговой схемы планировки торговой площади в магазине Inspire. По периметру магазина развешена одежда. В центре помещения — стенд с аксессуарами и манекенами

Пример комбинированной схемы планировки торговой площади

Зоны торговой площади 

Фронтальная стена — горячая зона магазина 

Исследователь покупательского поведения, автор книги «Почему мы покупаем» Пако Андрехилл обнаружил, что посетители магазина не любят узкие проходы, где трудно разминуться с другими покупателями. В такие зоны идут неохотно, даже если там находится интересующая продукция.

Принципы выкладки

Планограмма выкладки 

Чтобы визуализировать, как товар будет расположен на полках, составьте планограмму выкладки товаров и уже по ней расставляйте ассортимент.

Планограмма — это представление витрины в виде картинок и схематических графиков. По ней понятно, каким способом и в каком порядке будут располагаться товары.  

Пример планограммы выкладки для магазина одежды

Что учитывать при составлении планограммы выкладки:

Программы для составления планограммы

Главное

  1. Сформируйте ассортимент. Для этого составьте ассортиментную матрицу — каталог товаров в виде таблицы. Также изучите у конкурентов товар и цены на него. 
  2. В зависимости от концепции, подумайте, каких товаров должно быть в вашем ассортименте больше всего.
  3. Подберите вещи, которые будут сочетаться между собой по стилю и цветовой гамме. Не забывайте добавлять сезонные товары, а также товары повышенного спроса. 
  4. Если вы только открываете магазин, не спешите закупать сразу много вещей. Выставите на продажу несколько моделей и оцените, на что есть спрос и как быстро их раскупают. 
  5. Определитесь с видом выкладки товара, исходя из концепции вашего магазина: решётка, свободная, круговая, комбинированная. 
  6. Внимательно изучите зоны магазина: мёртвая, горячая, продающий сектор, стена напротив входа. В каждой из этих зон должен находиться определённый вид товара. 
  7. Чтобы визуализировать, как товар будет расположен на полках, составьте планограмму выкладки товаров и уже по ней расставляйте ассортимент.