От количества вещей и их расположения в магазине зависит, купят их или нет. Рассказываем, как правильно подобрать товарные позиции и расположить их на полках и вешалках.
Предугадать, что будет хорошо продаваться, сложно. Ассортимент придётся постоянно корректировать в зависимости от сезона и спроса.
Посмотрите, что предлагают ваши конкуренты, как они оформляют магазин. Магазины для изучения должны совпадать с вашей бизнес-моделью:
Берите на заметку релевантный опыт, но не копируйте полностью.
До того как закупать товар, составьте ассортиментную матрицу — своеобразный каталог товаров в виде таблицы.
Группа | Количество |
Верхняя одежда | |
Пальто | 13 |
Пуховик | 9 |
Трикотаж | |
Футболка | 20 |
Штаны | 15 |
Боди | 25 |
Игрушки | |
Мягкие игрушки | 17 |
Конструкторы | 19 |
Пример ассортиментной матрицы магазина детских товаров
Мы используем ассортиментную матрицу, чтобы соблюдать пропорцию товаров и размерного ряда и чтобы не «провисал» возраст или сезон. Мы всё составляем в Google-таблице и новые бренды выбираем исходя из того, что у нас уже есть, чтобы это не повторялось и было интересно покупателям.
Светлана Южина,
основательница детского магазина «Птенцы Market»Наша ассортиментная матрица привязана к тому месту, которое мы можем выделить для брендов. Иногда логично закупить в два раза меньше товаров для точки, но мы не можем оставить полку полупустой, поэтому идём на коммерческий компромисс — вывешиваем больше, чем требуется, чтобы визуализировать полку для бренда. Потом всё считает система. В ней выставляется минимальное количество товаров, и как только оно достигает критической цифры, система автоматически подсортировывает товар, который находится на нашем складе.
Ольга Тесля,
совладелица и генеральный директор сети магазинов для мам и малышей «Олант»Ассортиментная матрица в нашем магазине не такая сложная, как на больших производствах. Сегодня мы чётко знаем, сколько нам нужно произвести вещей для продажи в определённый период. Сказывается четырёхлетний опыт и ошибки, которые мы совершили за это время.
Мы просчитываем число позиций исходя из того, одежду каких размеров у нас покупают чаще. Изначально я делала закупки интуитивно. Но сейчас, например, я знаю, что самые маленькие и самые большие размеры у нас неходовые, поэтому мы их делаем в меньшем тираже.
Ассортимент детских товаров зависит от того, какую нишу вы выберете. Если это мультибрендовый магазин со всеми видами товаров для детей от 0 до 16 лет, ассортимент будет очень широким. Если вы позиционируете себя как магазин для новорождённых, тогда не стоит включать в ассортимент товары для взрослых детей, но можно добавить принадлежности для беременных и кормящих мам.
Детские товары условно можно разделить на группы:
Чтобы облегчить жизнь родителям, которые живут в быстром ритме, мы сделали расширенный ассортимент, чтобы в одном месте можно было купить всё — и одежду, и книги, и игрушки.
Больше всего у нас продаётся детских деревянных игрушек. Меньше всего — предметов для детских интерьеров: панно, плакаты, возможно потому, что мы никогда себя не позиционировали как магазин с товарами для детских интерьеров. При этом продаётся много детской одежды и аксессуаров.
Светлана Южина,
основательница детского магазина «Птенцы Market»До недавнего времени мы фокусировались только на детских игрушках и аксессуарах, это был концепт Kids, interior and toys (англ. — дети, интерьер и игрушки), но постепенно мы стали расширять предложение, и теперь Bunny Hill — это магазин для детей и родителей. В этом году мы активно внедряем новые категории, ранее не представленные, например полезные гаджеты, детские книги, ассортимент для родителей: косметику, декор, ароматы для дома. Мы планируем продолжать расширяться, чтобы наши покупатели могли радовать подарками не только своих детей, но и себя и своих близких.
При формировании линейки детской одежды соблюдайте несколько правил.
У нас есть базовая коллекция, которая остаётся неизменной из года в год. Это качественные базовые вещи, которые ищет любая мама: классические боди, комбинезоны, носочки, шапочки, конверты, нижнее бельё и постельное бельё для кроватки, уличная стандартная одежда, пижамы для сна и т. д. А есть сезонные вещи, которые создаются дизайнерами каждые полгода в зависимости от трендов. Допустим, сейчас это мода на летящие платья с рукавами-фонариками, а завтра — на силуэтные модели. То, что не продаётся из сезонной коллекции в течение полугода, отправляется на распродажу.
Наталья Назарова,
CEO бренда NaturaPura в РоссииВ наших магазинах продукция по каждому бренду представлена вместе, ведь фишка многих европейских поставщиков в том, что они выпускают коллекции игрушек, посуды, текстильных изделий и других аксессуаров для детей и детских комнат в одних цветах, с одинаковыми принтами, чтобы всё сочеталось между собой. И действительно, всё вместе это смотрится очень стильно и гармонично.
Если вы только открываете магазин, не спешите закупать сразу много товаров. Выставите на продажу небольшой ассортимент и оцените, на что есть спрос и как быстро эти товары раскупают.
Мы отшиваем небольшие партии одежды примерно каждые полтора-два месяца. Мы стараемся отшивать под спрос, чтобы товар не залёживался долго на складе, но при этом чтобы всегда были в наличии самые ходовые размеры и расцветки.
Если продаёте дорогие эксклюзивные вещи — не раздувайте ассортимент, чтобы у покупателя было ощущение исключительности. Если же торгуете недорогими вещами, сделайте ассортимент пошире.
Чтобы продать самый дорогой товар, нужно это заслужить. Покупатель не купит в вашем магазине самый дорогой товар просто потому, что он хорошо выставлен. На коммуникацию с покупателем уходит несколько недель или даже месяцев. У нас главным продуктом является коляска. Если покупатель принимает решение покупать коляску у нас, вероятно, он и все остальные необходимые детские товары купит тоже у нас. Это нужно заслужить хорошим обслуживанием, широкими просторными залами, оборудованием, между которым достаточно места для прохода беременным или женщинам с колясками.
Представьте: покупатель заранее решил, что хочет купить. В магазине он будет искать нужные ему вещи вне зависимости от выкладки товара. Но если человек пришёл купить «какую-нибудь игрушку», то может уйти с несколькими вещами сразу.
Именно на клиентов без чёткого плана и рассчитана выкладка товаров. Правильно разложенные вещи могут подтолкнуть к импульсивной покупке и увеличить средний чек магазина.
Поскольку мы — магазин брендов, пространство в нашем магазине поделено на брендовые территории. Ими управляют сами бренды. У каждого из них есть стандарт мерчандайзинга, который либо сформирован под наше оборудование, либо просто под критерии, которые в целом использует бренд как свою мерчандайзинговую стратегию. Мы стараемся этого придерживаться, слушаем советы. Часто в наших бренд-зонах работают представители брендов, помогая нам в пиковые периоды. Сейчас их не так много, потому что офлайн-магазины стали не такими посещаемыми, как раньше.
Есть четыре основных схемы расположения товара в магазинах:
Пример свободной схемы планировки торговой площади
Пример круговой схемы планировки торговой площади. Основные позиции, а также товары со скидками расположены по периметру площади
Пример комбинированной схемы планировки торговой площади
Что учитывать при составлении планограмма выкладки
Планограмму мы составляем перед открытием магазина. Она корректируется перед началом нового сезона либо при ротации брендов. У крупных сетевых магазинов есть целые программы по управлению товарами на полках. У нас не такая программа. Мы разделяем товары по зонам. По истечению периода смотрим: если одна зона для товара была слишком большой, а другая — маленькой, то мы можем один бренд немного расширять в пользу другого. Планограмму я составляла сама, это не требует специальных навыков.
Программы для составления планограммы