Подключить оплату на сайте, выставлять счета в мессенджерах или передавать реквизиты электронного кошелька — выбор за вами. Главное — запомнить, как это делать можно, а как нельзя.
Согласно 54-ФЗ, все платежи должны проходить через онлайн-кассу с фискальным накопителем. Вы обязаны подключиться к оператору фискальных данных и направлять покупателям чеки в электронном виде.
Не использовать кассу интернет-магазину разрешено:
Если не применяете кассу, хотя должны, получите штраф.
Для ИП — до 50% от суммы непробитых чеков, минимум 10 тысяч рублей.
Для ООО — до 100% от суммы непробитых чеков, минимум 30 тысяч рублей.
Для интернет-продаж используйте облачную ККТ, которую легко интегрировать с системами обработки заказов и оплаты, например «Цифровую кассу» от «Эвотора».
Выбирайте кассу, поддерживающую формат документов ФФД 1.2 — его обязаны использовать продавцы маркированных товаров. Если в вашем ассортименте таких товаров нет, вы вправе применять любой формат фискальных данных — 1.05, 1.1 или 1.2, но и касса, и фискальный накопитель всё равно должны поддерживать ФФД 1.2.
В форму заказа включите запрос электронной почты или телефона покупателя, чтобы направить ему электронный чек.
Сайт, касса и ОФД в этом случае взаимодействуют так:
В интернет-торговле чек можно пробивать не по месту расчётов — то есть необязательно там, где находится покупатель. Но его обязательно выдать клиенту в момент расчёта.
В связи с этим есть два варианта использования онлайн-кассы:
На что обратить внимание при выборе способа приёма оплаты
Основное правило для тех, кто хочет принимать оплату на сайте, — чем меньше посредников участвует в обработке каждого платежа, тем ниже комиссия, но меньше вариантов оплаты для клиента.
Основных два: эквайринг напрямую от банка и платёжные сервисы-агрегаторы. Вот их ключевые отличия:
Агрегаторы выигрывают только в том случае, если вам важно предложить клиенту максимум вариантов оплаты. Технически можно подключить и эквайринг, и платёжный сервис, но основной поток оплат поступает по картам — до 98 % по рынку РФ.
Простой способ, который подходит большинству бизнесов. Вы заключаете договор с банком, встраиваете на сайт готовый платёжный модуль или, если сайт самописный, дорабатываете код с помощью API и усилий программиста — и всё готово.
Минусы: позволяет принимать оплату только с банковских карт, причём определённых платёжных систем (зависит от банка).
Плюсы:
До 98 % платежей в интернете совершается именно с банковских карт. По данным Центробанка, в 2019 году общий объём платежей по российским картам (и онлайн, и офлайн) составил 26 253 миллиарда рублей.
В разных банках размер комиссии зависит от разных факторов, но, как правило, чем больше ваш оборот, тем ниже будет ставка. Выбирайте банк, у которого есть собственный процессинговый центр, — комиссия тоже будет ниже (у СберБизнеса такой есть).
Другие формы интернет-эквайринга
У СберБизнеса это SberPay — сервис платежей через приложение СберБанк Онлайн, а также SberPay QR — сервис для оплаты по QR-коду. Куар-коды вы наверняка не раз видели: двухмерные штрихкоды, которые можно считать с помощью камеры смартфона.
Оба сервиса можно внедрить на сайт или в приложение по API. В случае SberPay QR при оплате этим способом куар-код будет выводиться на экран. SberPay можно интегрировать в виде кнопки на платёжной странице, виджета на сайте или в приложении либо использовать для выставления счетов в мессенджерах.
Юрлицо или ИП может завести корпоративный электронный кошелёк с реквизитами компании, который привязывается к расчётному счёту. Для этого заключите договор с платёжной системой, имеющей статус кредитной организации, например, QIWI. Принимать оплату от юридических лиц таким способом нельзя.
Плюсы: реально принимать платежи от клиентов по всему миру; можно выбрать подходящую платёжную систему и не подключать лишний функционал.
Минусы: высокая комиссия, может быть сложно подключиться.
Встроить плагин платёжной системы на сайт легко, а вот интегрировать с онлайн-кассой сложнее — понадобится помощь специальных сервисов, чтобы не пробивать чеки вручную. Например, такое решение есть у «АТОЛ Онлайн».
По закону сумма в электронном кошельке не должна быть более 600 тысяч рублей или эквивалентной суммы в валюте, поэтому, когда денег станет больше, платёжная система сама переведёт их на расчётный счёт.
Если хотите предоставить клиентам возможность платить электронными деньгами разных систем, придётся или заключать договор с каждой, или обратиться к агрегатору.
Агрегаторы — это платёжные сервисы, которые выступают посредниками между интернет-продавцом и банками или платёжными системами, которые проводят платежи. К таким относятся, к примеру, ЮKassa, Robokassa, процессинговый центр Uniteller, платёжная платформа Paykeeper.
С технической точки зрения между такими сервисами есть различия, но на практике суть одна — они позволяют подключить много разных способов оплаты одновременно.
Минусы: высокая комиссия, точный размер которой зависит от способа оплаты.
Плюсы: принимают к оплате и карты, и электронные кошельки разных платёжных систем; некоторые выступают агентами — вам не придётся применять ККТ; некоторые позволяют выводить средства до двух раз в день.
По договору с агрегатором деньги обычно поступают сначала на его специальный счёт, а потом переводятся на ваш расчётный. Комиссию кто-то берёт сразу при перечислении суммы, а кто-то — по итогам платёжного периода.
Некоторые агрегаторы и платёжные системы (например, QIWI) поддерживают мобильную коммерцию — оплату со счёта мобильного телефона. Клиент вводит свой номер на сайте, ему приходит СМС с суммой к оплате, он отвечает на СМС, и деньги списываются.
Если вы продаёте товары в соцсетях и мессенджерах, можно выбрать любой из перечисленных выше вариантов. Эквайринг и агрегаторы позволяют направлять клиентам ссылки на страничку оплаты — платёжный шлюз. А при оплате на электронный кошелёк можно просто делиться реквизитами.