Вы уже выяснили, какие проблемы клиентов можете решить. В этой статье расскажем, как сформулировать ценностное предложение и через какие рекламные каналы его транслировать.
Ценностное предложение объясняет, каким образом ваш продукт удовлетворяет потребности клиентов. Желательно не просто отвечать на запросы аудитории, но и делать это лучше конкурентов ― или хотя бы отличным от них способом. Сформулировать ценность можно с помощью Value Proposition Canvas (VPC, ценностное предложение, «канва Остервальдера»).
![]() | |
Продукты и сервисы
|
Задачи
|
Болеутолители
|
Боли
|
Выгодогенераторы
|
Выгоды
|
Таблица представляет собой конструктор, который позволяет собрать шаблон с разными формулировками. Это называется фреймворк. Он будет меняться в процессе работы ― это нормально. Главная задача ― сформулировать преимущества продукта, которые помогут решить проблемы клиента. А далее ― рассказать об этих преимуществах через подходящие рекламные каналы.
Это два варианта рекламы в интернете. В первом случае вы заплатите за показ вашего рекламного объявления владельцу определённого сайта, а во втором ― поисковым сетям или их партнёрам. Каждый поисковик имеет свою партнёрскую сеть сайтов, у Яндекса – Рекламная сеть Яндекса, у Google – Контекстно-медийная сеть. Помимо сети сайтов-партнёров контекстная реклама может показываться в сопутствующих сервисах, например в Яндекс.Картах.
Тип рекламы | Контекстная реклама | Медийная реклама |
Как выглядит | Текстовые, текстово-графические, видеообъявления | |
Как работает | Пользователь вводит поисковый запрос и, помимо органической выдачи (результатов поиска), видит вашу рекламу | Вы находите площадки, где теоретически может быть ваша аудитория, и платите их владельцам за размещение рекламного объявления |
Как оплачивается | CPC (cost per click) ― оплата за клик, то есть вы платите когда пользователь переходит по объявлению на вашу страницу. Цену за клик устанавливаете вы | CPC и CPM (cost per millenium) ― оплата за тысячу показов. Закупка рекламы производится автоматически по аукциону, в котором побеждает объявление с самой большой ставкой |
Когда использовать | Когда спрос на товар или услугу уже сформирован и вам нужно продать уже «тёплой» аудитории. Подходит, если нужны клиенты здесь и сейчас | Когда вы имеете дело с широкой аудиторией и хотите рассказать о новом продукте, сформировать спрос или повысить узнаваемость бренда |
Таргетированная реклама — это текстовые, графические и видеообъявления в соцсетях. Такую рекламу часто называют просто таргетом (англ. target — «цель»). Если в вы увидите пост об открывшемся в вашем районе барбершопе, вероятно, это таргет. В этом случае реклама была нацелена на жителей конкретного района. Информацию о своём местоположении, скорее всего, вы указали в своём аккаунте либо часто выходили в соцсети в конкретном районе.
Так и работает таргет: собирает данные и позволяет рекламодателю выбрать аудиторию, которая увидит объявление. По поведенческим факторам и передающимся данным о местоположении соцсети узнают пол, возраст, предпочтения, интересы людей. Главное отличие таргетированной от контекстной рекламы ― в способе сегментирования аудитории. В первом случае используются данные о пользователях, во втором ― их поисковые запросы.
Настраивают рекламу через соцсети ― для этого созданы рекламные кабинеты. Там можно выбрать характеристики аудитории, составить рекламное объявление и выбрать формат оплаты. Обычно соцсеть указывает цену за клик (CPC, cost per click) и за тысячу показов (CPM, cost per millennium). Но также есть цена за заказ (CPO, cost per order), цена за подписчика (CPF, cost per follower), цена за просмотр (CPV, cost per view) и др.
Стоимость рекламы чаще всего определяется с помощью аукциона. Чем больше рекламодателей целятся в ту же аудиторию, что и вы, тем выше получится ставка за 1 000 целевых действий.
Особенности таргета
Один из видов таргетированной рекламы ― геотаргетированная, или реклама, которая настраивается по месту показа объявления. Это может быть страна, город, район и даже улица или территория в ограниченном радиусе. Например, «ВКонтакте» позволяет показать объявления тем, кто находится в 500 метрах от заданной точки. Помимо геолокации, вы можете указать поведенческие метрики, например, предпочтения пользователей в выборе конкретных заведений.
Универсальных каналов нет. Я советую выбрать 2-3 канала для тестового периода, руководствуясь логикой и опытом конкурентов. Можно подключить таргетированную и контекстную рекламу, чтобы узнать стоимость клика и конверсию. Нужно учитывать, что в таргете стоимость лида будет ниже, чем в контексте, но это более холодные клиенты.
Главное ― регулярно отслеживать результаты. Хороший маркетолог кроме отчёта составит список рекомендаций: в какой канал следует инвестировать и почему, как улучшить клиентский сервис. Последнее казалось бы не касается маркетинга, но это не так. Важно не только привлечь лиды, но и превратить их в постоянных клиентов. А это будет трудно, если их разочарует обслуживание.
Пользователи ищут через Яндекс, Google, Rambler и другие системы информацию, вводя поисковые запросы. Алгоритмы поисковых систем анализируют сайты и формируют поисковую выдачу ― список ресурсов, отвечающих запросам. Чем выше сайт в этой выдаче, тем больше шансов, что пользователь перейдёт на него. Поэтому компании оптимизируют свои веб-страницы, стремясь попасть на верхние строчки списка. В этом и заключается суть поискового продвижения, или SEO (Search Engine Optimization).
Оптимизация сайта для поискового продвижения включает:
Это лишь часть работ по оптимизации сайта. Яндекс, Google и другие поисковые системы составляют свои рекомендации для веб-мастеров. Вы можете изучить их самостоятельно или обратиться к специалистам по продвижению, главное помнить, что SEO ― не панацея, и первые строчки в поисковой выдаче не гарантируют любовь клиентов.
Нативная реклама (англ. native advertising ― естественная реклама) представляет собой брендированный контент в формате редакционного. Бренд обращается к медиаплощадке, у которой есть своя аудитория и сложившаяся повестка, выбирает формат рекламы и платит за размещение. Контент может быть развлекательным, информационным, обучающим, главное ― ценным для пользователей.
В отличие от традиционной рекламы нативная не апеллирует напрямую к преимуществам продукта, не фокусируется на выгоде и акциях вроде «два по цене одного».
Как выглядит нативная реклама:
Изучив свою нишу и аудиторию, вы составили портрет потребителя, в том числе описали его медийные привычки. Они помогут найти темы и площадки, которые интересны потенциальным клиентам. Подумайте, какие сайты читают ваши гости, за какими блогерами следят, о чём беседуют с барбером, какие вопросы задают. Всё это может стать основой для рекламной интеграции.
Инфлюенсеры (англ. influence — влияние, отсюда инфлюенсер ― агент влияния) — собирательный термин, объединяющий разных лидеров мнений: селебрити, блогеров, видеоблогеров. Знак равенства поставить нельзя: не каждый инфлюенсер ― блогер и не каждый блогер способен влиять на мнение своей аудитории. В современных реалиях инфлюенсеру даже не обязательно быть настоящим человеком. Это может быть созданный при помощи компьютерной графики герой. Некоторые успешно ведут свои блоги от лица животных и других вымышленных персонажей.
Можно выделить рекламу у блогеров как один из способов инфлюенс-маркетинга. Блогеры делятся по нишам, площадкам, охватам. Ниши определяются тематикой: бьюти-блогеры рассказывают о красоте и внешнем виде, фешен-блогеры ― о моде, тревел-блогеры ― о путешествиях, фуд-блогеры ― о еде и принципах питания, автоблогеры ― о машинах и поездках. В числе площадок: «ВКонтакте», «Одноклассники» и др.
По охватам блогеров можно разделить на:
Сотрудничество с блогером подразумевает вознаграждение. Это могут быть как полноценные гонорары, так и «бартер»: косметика или услуги в обмен на рекламный пост в блоге. Если покупаете рекламу у инфлюенсеров и блогеров, нужен договор оказания рекламных услуг, выписка с расчётного счёта, акт и скриншот рекламной публикации.
В зависимости от задач, с которыми бренд обращается к блогеру, последний может быть наделён определённым статусом.
Как выбрать инфлюенсера:
Вы можете сотрудничать с блогером самостоятельно или через PR-агентство. В первом случае вы переводите деньги физлицу на карту и в частном порядке договариваетесь об условиях. Во втором заключаете договор, составляете техническое задание и можете детально прописать свои требования к рекламной интеграции. На мой взгляд, второй вариант предпочтительнее для начинающих предпринимателей.
Работа с агентством дороже, чем обращение напрямую к блогеру, но у вас будет выбор из нескольких инфлюенсеров и гарантия результата: санкции за несоблюдение технического задания вы укажете в договоре. Это может быть соглашение ГПХ или договор оказания маркетинговых услуг. Обратите внимание: контракт на оказание информационных услуг подразумевает только консультацию, в этом случае за результат интеграции агентство ответственности не несёт.
Еvent-маркетинг, или событийный маркетинг (англ. «event» ― событие) ― это продвижение компании через собственные мероприятия вроде дней открытых дверей и участие в сторонних мероприятиях: на Фестивале уличной культуры, например.
Вот что можно организовать самим:
Эти каналы принято относить к традиционным. По сравнению с рекламой в интернете и event-маркетингом у них шире аудитория, но её сложнее сегментировать. То есть сведения об аудитории сайта или выставки будут точнее, чем информация о зрителях определённого канала.
Наружная реклама ― баннеры, штендеры, листовки, афиши ― эффективна для:
Реклама в прессе ― крупных тематических изданиях о моде, здоровье, красоте ― скорее имиджевый инструмент. Вы можете купить разворот, страницу, полстраницы в журнале и рассказать о вашей компании и услугах. Оплата по факту размещения, вне зависимости от того, сколько клиентов пришло.
Реклама на телевидении ― обычно это 30-секундные ролики. Чтобы получить хороший охват, нужно повторять рекламу много раз и желательно в пиковое время: в районе выпуска новостей и прайм-таймовых телепередач. Каждый канал предоставит вам характеристики аудитории и данные по охватам. Чтобы проверить и детализировать эту информацию, можно заказать исследование, например, у Mediascope.
На начальном этапе я бы советовал запустить таргетированную и контекстную рекламу. Эти каналы позволяют быстро отследить результат: стоимость лидов и их качество. Реклама у инфлюенсеров тоже эффективна, но она требует более кропотливой работы ― нужно искать микроблогеров, работающих в вашем городе, и тестировать интеграции.
SEO вряд ли подойдёт для малого бизнеса, а кроме того, потребует долгого тестирования. Event-маркетинг эффективен для B2B-сегмента, но на мероприятиях нужно уметь работать и привлекать клиентов. Наружка, телевидение и пресса ― каналы с высоким стартовым бюджетом и непредсказуемым выхлопом. Среди них я бы выделил интернет-прессу и советовал искать центры доверия вроде vc.ru, привлекающие хороший трафик.
Омниканальность
Главный тренд современного маркетинга ― омниканальность. Это взаимная интеграция каналов рекламы для бесшовной и непрерывной коммуникации с клиентом. То есть человек может увидеть вывеску вашего барбершопа, услышать положительный отзыв от блогера, заметить контекстную рекламу и уже после этого позвонить и записаться.
Количество касаний для каждой сферы бизнеса индивидуально, но в среднем это 5-8 для обычных товаров и до 12 для сложных. Однако есть каналы, где продажи происходят с первого касания. Например, блогер рассказал о преимуществах продукта, ответил на возможные возражения и дал ссылку сразу на страницу оплаты.
Считая касания, подумайте, достаточно ли у потенциального клиента информации для принятия решения? Если ему нужно звонить и узнавать характеристики товара или условия доставки, вероятно, покупка затянется. Учитывайте, что покупателем может быть один человек, а потребителем другой, например, мама и ребёнок.
Глобально маркетинговой стратегией занимается управляющая компания, но мы проводим локальные pr-акции. Наиболее удачным оказалось сочетание рекламы в Яндекс и Гугл-картах с партнёрским продвижением. Причём в партнёры можно выбирать компании, с которыми вы не пересекаетесь по услугам. Например, мы размещали тейбл-тенты с рекламой салона в баре крафтового пива. За одну акцию удалось привлечь 180 клиентов со средним чеком 2000 рублей. Средняя стоимость лида из соцсетей ― около 300 рублей, а мы заплатили около 3 рублей.
Привлекая новых клиентов, проверяйте, насколько оправдываются их ожидания в отношении качества продукта, сервиса и взаимодействия с брендом в целом. Для этого нужна обратная связь: настройте автоматическую отправку писем с просьбой написать отзыв о визите, попросите поделиться комментарием в онлайн-чате на сайте и по телефону, сделайте блок отзывов на страницах социальных сетей.
Запуская рекламу, учитывайте социокультурный контекст: о чём сейчас говорят, как относятся к базовым ценностям, таким как любовь, семья, красота, здоровье. Так, молодое прогрессивное сообщество сфокусировало внимание на бодипозитиве, принятии любых особенностей внешности.
У нас была коллаборация с «Ночлежкой» ― благотворительной организацией, помогающей бездомным людям. Мы приехали и стригли людей, которые попали в трудную ситуацию. Кроме того, ко мне обратились ребята из [Всероссийского] общества глухих, и мы помогли некоторым из них трудоустроиться у нас в барбершопе.
Важный вывод, касающийся всех рекламных каналов, ― важны не только цифры, но и смыслы. Помимо метрик, отслеживайте качество лидов. Маркетолог должен знать, какие клиенты приходят ― готовые покупать или нет, и какие у них возражения ― можно ли их отработать при создании рекламного объявления. Эти данные нужно обновлять регулярно.