Как выделить уникальное торговое предложение (УТП) и целевую аудиторию для барбершопа

Знание аудитории и уникальное торговое предложение позволяют привлекать только тех, кому нужны ваши услуги и кто готов за них платить. Как прийти к обоюдной пользе — разбираемся в этой статье.

Зачем знать целевую аудиторию

Целевая аудитория (ЦА) — группа людей с общими признаками и потребностями, на которую направлены рекламные активности. У неё выделены:

Мы не спрашиваем, сколько нашему клиенту лет. Мы идентифицируем их по стрижкам. Есть стрижки: бокс, классика, полубокс, канадка и т. д. Мы знаем, что классику выбирают люди от 45 лет и это 30% наших клиентов. Ещё у нас стригут детей  - порядка 7% аудитории. У нас представлена вся возрастная категория. Но основной костяк — от 20 до 45 лет.

 

Василий Михайлов,
основатель мужских лоукост-парикмахерских «Супермен»

Продавая всем вместо своей аудитории, вы не сможете:

ЦА неоднородна. Нужно сегментировать клиентов на более узкие группы и грамотно выстраивать позиционирование — подбирать для каждого сегмента аргументы, почему клиенту лучше выбрать вас, а не конкурентов.

Можно выстраивать позиционирование, больше отталкиваясь от общего портрета целевой аудитории, а можно — от задач, которые вы помогаете решить клиенту. Так называемых jobs to be done — «работ, которые должны быть сделаны» и на которые вы «нанимаете» продукт.

Например, идя в барбершоп, клиент может хотеть:

Для разных сегментов аудитории могут быть актуальны разные задачи — вы должны хорошо понимать, что именно и кому вы продаёте.

Как найти УТП

На предыдущем этапе вы погрузились в контекст и получили набор проблем. Далее с учётом этого вы думаете об отстройке: что такого уникального вы можете предложить клиенту.

Уникальное торговое предложение (УТП) – это ёмко сформулированная причина, по которой клиент должен выбрать именно вас, а не конкурентов.

Например: «У нас работают только топ-мастера» или «Стрижка, при которой рост волос будет менее заметным».

Из чего можно вывести уникальное торговое предложение

Анализ рынка щедр на подсказки: даже если кажется, что сейчас выделиться просто нечем, УТП можно вывести из нейтральных характеристик бизнеса — пока этого не сделали соперники.

К примеру, барбершопы предлагают одни и те же варианты мужских стрижек — разнообразие причёсок в данном случае не получится сделать самостоятельным УТП. Но это можно подать как важную характеристику услуг в целом: «Подберём стрижку под вашу форму лица». Превратите факт в позитивное откровение, пусть барберы рассказывают посетителям о трендах и новинках — дайте клиенту понять, что вы о нём позаботитесь.

Всё, что мы придумали в своё время, уже есть у конкурентов. Но и мы также подсматривали за конкурентами и заимствовали их «фишки». Это такая сфера, в которой нет ничего запатентованного. Единственное, всегда можно удивить в барбершопе тем, что в стоимость стрижки включён алкоголь — клиент может выпить виски или пиво. Люди, которые приходят в первый раз, в шоке от этого. Мы выгодно отличаемся от других барбершопов, у которых только написано, что алкоголь бесплатный, а когда клиент приходит, выясняется, что бесплатно наливают только пиво, или же напитки вообще закончились.

 

Дмитрий Кормильцев,
основатель сети барбершопов Britva

1.  Используйте результаты кастдева

Сформулировать и проверить УТП на практике помогут уже не проблемно-контекстные, а проблемно-решенческие интервью. С их помощью можно проверять гипотезы решений.

Отталкиваясь от набора проблем клиентов, вы разрабатываете гипотезу решения — что и по какой цене вы хотите предложить. Приходите с этим к тем же 50 клиентам и пробуете продать услугу прямо на интервью. Если не продаётся, корректируете гипотезу или формулируете новую и снова идёте получать обратную связь от рынка. И так до тех пор, пока не найдёте рабочее предложение.

Важно пытаться продать услугу, потому что на ни к чему не обязывающий вопрос «Ну, как вам такое предложение?» клиенты могут отвечать положительно из вежливости. А в процессе продажи всплывут реальные возражения. Например, высокая стоимость, что скажет или о на самом деле завышенных ценах, или о том, что респонденты — не ваша целевая аудитория.

Перед тем как открывать новый барбершоп, мы проводим опросы среди потенциальных клиентов. Отправляем наших администраторов, которые спрашивают у молодых людей, где они стригутся и сколько денег готовы потратить на поход в барбершоп.

Есть другой инструмент. Если вы открываетесь в торговом центре, зайдите в какую-нибудь точку, например бургерную, купите у них что-то и посмотрите, сколько чеков они пробили за день. Так можно определить проходимость места и платёжеспособность публики .

 

Дмитрий Порочкин,
франчайзи барбершопов OldBoy, соучредитель проекта «Центр компетенций франчайзи»

В случае барбершопа некоторые гипотезы можно проверить только практикой. Но можно прибегнуть к непрямым продажам: запустить лид-формы в соцсетях, лендинг с акционным предложением или создать аккаунт в в соцсетях с записью на услуги, когда барбершопа ещё нет. Суть в том, чтобы увидеть отклик на ваше предложение. Но реальную картину вы получите только после запуска мужского салона.

Кастдев я не проводил. Когда я только начинал создавать бизнес, не было таких аналитических инструментов. Кроме того, я давно в этом бизнесе, у меня хорошая насмотренность. Я видел, у кого какие клиентские базы, кто как работает. Я выбрал стратегию: открою свои парикмахерские и буду их тестировать. Нашёл инвестора, открыл шесть парикмахерских за год и смотрел, кто к нам приходит, какие локации работают, а какие нет. В процессе закрыл две парикмахерские, а четыре продолжают работать.

Конечно, сейчас изучать свою аудиторию очень важно, и есть много разных инструментов для этого. Но в самом начале своего дела можно просто  изучить игроков на рынке и пойти в ту сферу, которая тебе больше нравится. В офлайн-бизнесе уже точно всё понятно, всё давно чётко выстроено.

 

Василий Михайлов,
основатель мужских лоукост-парикмахерских «Супермен»

Как тестировать гипотезы

Гипотеза — это предположение, основанное на имеющихся данных, которое можно подтвердить или опровергнуть. Рецепта идеального УТП нет, поэтому лучше вывести несколько гипотез и проверить их на практике. И чем быстрее, тем лучше.

В гипотезе должны быть «зашиты» проблема и решение. Например, вы сформулировали такую гипотезу:

Если мы введём УТП, что все процедуры в нашем барбершопе длятся не больше 40 минут, а если мастер не уложится в это время, мы снизим стоимость услуги на 50%, клиенты будут это покупать.

Пятьдесят ваших респондентов, скорее всего, поделятся на несколько сегментов. Например, вы разговаривали с мужчинами 25-35 лет. Оказалось, что среди них есть бизнесмены, которые живут одни, а есть женатые мужчины, которые приходят на стрижку вместе со своими сыновьями. Вы тестируете гипотезу на одном сегменте и на другом.

В случае с этой гипотезой может произойти следующее.

  1. Вы предложили каждому из сегментов воспользоваться услугой салона, где все процедуры занимают не больше 30 минут. Договорились с мастером — сделать стрижку можно было сразу после интервью.
  2. Выяснилось, что для бизнесменов УТП не работает. У них возникли сомнения, что с такими гарантиями качество услуг не пострадает. А на самом деле многим из них совсем не хочется сокращать время процедуры, так как это их время на себя.
  3. Вы заметили, что мужчины, которые приходят на стрижку с сыновьями, заинтересовались больше других, и вывели новое предложение: барбершоп с игровой зоной для детей.
  4. Снова провели интервью с тем же сегментом — выяснилось, что новая гипотеза работает лучше.
  5. Вы проверяете, работает ли предложение для более холодной аудитории. Ищете таких же мужчин, проводите интервью, а также запускаете опрос в соцсетях и тестовую рекламную кампанию.
  6. Результаты показали, что услуга интересна сегменту и он кажется большим. Вы финализируете УТП в виде слогана «Приведём вас в порядок, пока дети под присмотром» и открываете барбершоп.

В дальнейшем можно выделить и найти ещё несколько близких сегментов и сформулировать для них отдельные УТП.

2.  Используйте шаблон ценностного предложения Остервальдера

Второй подход к разработке УТП — метод специалиста в области бизнес-моделей Алекса Остервальдера. Полезно использовать оба подхода.

Из УТП должно быть ясно, какую проблему клиента вы решаете и как вы это делаете. Остервальдер выделяет такие типы потребительских проблем:

Нежелательные результаты и свойства

В обычном салоне красоты я ощущаю себя некомфортно

Моя текущая стрижка выглядит несовременно

Препятствия

Нет времени ухаживать за бородой самостоятельно

Не хочется учиться делать процедуру самому себе или покупать расходники

Риски

Если бриться самостоятельно, можно вызвать раздражение кожи

Если не буду ухаживать за собой, жена от меня уйдёт

Основные задачи клиентов, которые они хотят закрыть в вашем барбершопе (те самые JTBD), могут быть:

Заполним шаблон Остервальдера на примере барбершопа, ориентированного на семейный формат барбершопа «папа+сын».

Услуги
  • экспресс-стрижка за 30 минут
  • стандартная стрижка, которая занимает больше времени
Задачи
  • привести себя в порядок
  • отдохнуть
  • провести время с ребёнком
Факторы помощи
  • игровая зона для детей, где они будут под присмотром
  • высокая скорость оказания услуг
Проблемы/боли
  • тяжело найти время на поход в салон
  • не с кем оставить детей
Факторы выгоды
  • приятная атмосфера
  • профессиональные барберы, которые подберут стрижку индивидуально для каждого клиента
Выгоды
  • ухоженный вид
  • общение
  • время на себя

Регулярно пересматривайте и дополняйте шаблон, чтобы:

Формулы-подсказки для составления УТП

Уникальное предложение можно составить по одному из этих шаблонов.

«Услуга без того, что вызывает страх у покупателя»

Бритьё шаветтом вместо опасной бритвы. [Шаветт — бритва со сменными лезвиями, аналогичная по форме опасной бритве]. Сработает, если для аудитории важна смена лезвий.

«Если…, то…»

Такая структура используется для обещания гарантий: «Если вам не понравится стрижка, мы вернём деньги».

«Привычная услуга + дополнительная польза»

Важно, чтобы польза была не надуманной, а исходила из потребностей ЦА. Например, бритьё в подарок к стрижке.

«Услуга + особенность»

Уникальное заключено в самом товаре, некое исключительное свойство. Например, «Стрижка, которая не требует дополнительной укладки».

Главное

  1. Изучите целевую аудиторию. Сегментируйте её и подберите для каждой группы аргументы, почему клиенту лучше выбрать вас, а не конкурентов.
  2. Выстраивайте позиционирование, отталкиваясь от портрета целевой аудитории и/или от задач, которые вы помогаете решить клиенту.
  3. Уникальное торговое предложение (УТП) можно вывести из стоимости услуг, их качества в соотношении с ценой, уровня сервиса, расположения барбершопа или режима работы.
  4. Сформулируйте несколько гипотез своего УТП и проверьте их на практике с помощью проблемно-решенческих интервью. В гипотезе должны быть «зашиты» проблема и решение.
  5. Также для составления УТП можно использовать шаблон ценностного предложения Остервальдера и формулы-подсказки.