Построение финансовой модели для магазина одежды: ключевые инструменты

Финансовая модель — это система показателей, по которой можно спланировать и оценить состояние бизнеса. Она помогает спрогнозировать доходы и расходы и просчитать, как изменения на рынке или внутри компании отразятся на её положении. А инвесторам — понять, как устроена компания и будет ли она прибыльной. 

Все хозяйственные операции можно оцифровать. Именно это делает финмодель. Она позволяет выявить наиболее значимые для бизнеса показатели: что больше всего влияет на выручку, чистую прибыль, денежный поток. Собственник получает часы с множеством колёсиков и, подкручивая каждое, смотрит, как оно будет влиять на результат. 

Елена Фурман
, финансовый директор компании «Нескучные финансы»

Финансовая модель говорит о доходах и расходах и отвечает на насущные вопросы о бизнесе:

Когда запускаешь бизнес, многие вещи являются гипотезами, и это нормально. Расчёт финмодели с предварительными цифрами помогает понять, стоит открывать бизнес или не стоит, к какому количеству трат готовиться. Хорошая история — построить два-три сценария: хороший, средний и плохой.

Этого будет достаточно, чтобы отказаться от каких-то бесполезных идей и не оказаться в ситуации, когда точно не хватит денег.

Никита Булгаков
Никита Булгаков, сооснователь венчурного фонда Cats.VC

Из чего состоит финмодель

Финмодель обычно составляют на год, максимум три вперёд, а потом постоянно корректируют прогноз с учётом реальной ситуации. 

Полная модель состоит из таких блоков:

Воронка продаж

Это помесячный прогноз выручки, который строится на конкретных показателях. В случае магазина одежды, обуви и аксессуаров ключевыми могут быть средний чек и количество продаж в месяц. 

Операционная деятельность

Это прогноз по нескольким показателям, который отражают в отчёте о прибылях и убытках (P&L). Там должны быть такие строки:

Финансовая деятельность

Здесь отражают: 

Инвестиционная деятельность

В этом блоке учитывают, как отражаются на состоянии бизнеса инвестиции: крупные покупки и другие денежные вложения. Если вы пока не планируете покупать недвижимость или дорогое оборудование, можно исключить этот блок. Но в идеале зашить его в финмодель на старте, чтобы через несколько лет, когда захотите масштабировать бизнес, легче было принять грамотное решение.

Допустим, вы захотите купить автомобиль в лизинг, чтобы доставлять заказы клиентам. Финмодель поможет определиться: может быть, лизинг убьёт ваш бизнес, и проще и дешевле будет обходиться сторонней доставкой.

Оборотный капитал

В этой таблице будет три строки: запасы, дебиторская и кредиторская задолженность. Дебиторская задолженность — это когда должны вам: вы уже отгрузили или отдали товар, а деньги пока не получили. Кредиторская — наоборот, должны вы: уже получили товар, а оплатить собираетесь позднее.

Запасы — это остатки товара в денежном выражении. Уровень запасов прогнозируют с учётом периода оборачиваемости — периода с момента покупки у поставщика до момента продажи покупателю. Один товар лежит 30 дней, другой 120, надо вывести средний и соотнести с прогнозной выручкой. 

Например, вы запланировали, что нужно продать товаров на 100 тысяч рублей. Рассчитайте, сколько нужно запасов, чтобы обеспечить этот объём продаж с учётом периода оборачиваемости: какое количество товара нужно держать на складе, чтобы обеспечить такую выручку?

В какой-то момент придётся взять « из кассы » деньги и заплатить поставщику, то есть заморозить средства. Это отразится в прогнозном ДДС. 

Прогнозный ДДС (отчёт о движении денежных средств)

Он помогает предусмотреть сезонность и кассовые разрывы — ситуации, когда у бизнеса нет денег на обязательные текущие расходы, например, оплату аренды в положенный срок.

В прогнозном ДДС три строки, соответствующие предыдущим блокам: операционная, финансовая и инвестиционная деятельность. Он покажет, будете ли вы в плюсе или минусе в конце каждого месяца: сколько будет денег оставаться на конец каждого месяца при такой выручке, объёме продаж и проч. Если в минусе — это и есть кассовый разрыв, и вы всё, что вы себе запланировали — командировку или премию сотрудникам, реализовать не получится.

Прогнозный баланс

Баланс поможет понять, за счёт чего бизнес будет жить при таких показателях финмодели: например, будет расти дебиторская или кредиторская задолженность? Некритичный блок на первом этапе, лучше составлять его вместе со специалистом.

Как пользоваться финмоделью

Финмодель ляжет в основу вашего управленческого учёта: можно заменять прогнозные значения на реальные и смотреть динамику развития бизнеса, увидеть первый выход в плюс или сдвиг срока окупаемости. 

Каждый шаг будет вносить корректировки: получили новые данные — отразите их в финмодели. Так же можно просчитывать наперёд разные сценарии.

Вот вы хотите закупить партию дизайнерской одежды, это стоит 1 млн рублей. Вы смотрите в финмодель и спрашиваете себя: «Есть у меня миллион рублей, могу я его вытащить или нет?». Добавляете поток плюсовых денег (предполагаемую выручку от продажи этой одежды), вносите 1 миллион рублей в строку «Инвестиционная деятельность/Капитальные затраты» в прогнозном ДДС. И соотносите это с тем, сколько денег сейчас приносит магазин: что в этом случае ждёт вас в следующем месяце? Будет ли кассовый разрыв? 

Никита Булгаков,
сооснователь венчурного фонда Cats.VC

Также финмодель поможет рассчитать точку безубыточности: какой объём выручки покроет постоянные расходы.

Точка безубыточности отвечает на вопрос, сколько нужно продаж, чтобы выйти в ноль. И в натуральном выражении рассчитывается по такой формуле:

Постоянные расходы / (Цена - Переменные расходы)

Посчитайте свои постоянные ежемесячные расходы: аренду и коммуналку, фонд оплаты труда. Допустим, это 250 тысяч рублей. Ваш средний чек по одежде — 1600 рублей, средняя себестоимость футболки — 550 рублей.

250 000 / (1600 - 550) = 238 

Получается, что магазину нужно 238 клиентов в месяц, чтобы выходить в ноль. В денежном выражении точка безубыточности будет такой:

Количество клиентов x Средний чек = 238 x 1600 = 380 800 рублей.

Соответственно, чтобы магазин не работал в убыток, выручка не должна падать ниже этого значения. Срок окупаемости можно предсказать, считая прибыль накопительным итогом, то есть каждый месяц прибавляя то, что заработали, к сумме за предыдущие периоды. 

Доход собственника закладывают и считают по-разному — в зависимости от того, как и когда он хочет начать выводить деньги из бизнеса и тратить их на себя. Отметим, что дивиденды есть только тогда, когда есть чистая прибыль.

  1. Начисляют зарплату и учитывают в постоянных ежемесячных расходах.
  2. В блоке «Финансовая деятельность» вводят строку «Дивиденды» , чтобы увидеть, бизнес прибыльный или убыточный. Если прибыльный — подгадать момент, когда можно вывести деньги без угрозы кассового разрыва.
  3. Сочетают два подхода.

Дополнительные метрики

Необязательно ограничиваться вышеперечисленными показателями, если они не дают вам полной картины. Можно и вовсе выбрать другие, главное, чтобы вы понимали, зачем их считаете.

Есть ворох метрик, и адекватный подход — не просто считать все метрики подряд, а отвечать на вопросы про свой бизнес. Как только встаёт какой-то вопрос, загуглите, какая метрика уже существует, чтобы на него отвечать. Или, если ни одна из существующих для вас не работает, придумайте свою. Именно поэтому метрик настолько много или они настолько разные — многие выбирают второй путь.

Никита Булгаков,
сооснователь венчурного фонда Cats.VC

Юнит-экономика в воронке продаж

Чем важнее для бизнеса продажи через интернет, тем больше смысла считать юнит-экономику в дополнение к финансовой модели. Юнит-экономика — это инструмент маркетингового анализа, который отвечает на два вопроса:

Юнит — это показатель, который вы хотите масштабировать, зарабатывая на нём. Можно выбрать в качестве юнита клиента или пользователя соцсетей. Вы сами решаете, какой показатель важнее. Например, для театра юнит — это зрительское кресло в зале. 

Само собой, юнитов может быть несколько, и для каждого нужно считать отдельно:

Оба этих показателя можно увидеть и посчитать с помощью первого раздела финмодели — воронки продаж. 

К примеру, вы запустили таргетированную рекламу магазина в Инстаграме и потратили на неё 10 000 рублей. По ссылке перешли 2000 человек, а добрались до магазина и купили что-то всего 5. Получается, каждый из пяти человек стоил вам 10 000 / 5 = 2000 рублей. В этом случае при среднем чеке в 1600 рублей затраты на привлечение клиента на 400 рублей превышают количество денег, которое он принёс.

Но ситуация может измениться с течением времени: если клиент будет приходить каждый месяц, уже на второй CAC окупится. Это и есть LTV — сумма денег, которую клиент потратит в магазине, пока будет к вам ходить. Срок, в течение которого клиент будет с вами оставаться, предугадать сложно, поэтому важно окупить его в первые 2-3 месяца. Для примерного прогноза можно узнать средний срок жизни клиента у конкурентов, которые давно на рынке.

В идеале заработок с одного покупателя должен быть в 3-4 раза больше CAC.