Знание аудитории и уникальное торговое предложение позволяют привлекать только тех, кому нужны ваши товары и кто готов за них платить. Как прийти к обоюдной пользе — разбираемся в этой статье.
Целевая аудитория (ЦА) — группа людей с общими признаками и потребностями, на которую направлены рекламные активности. У неё выделены:
Нашу одежду выбирают путешественники и люди, которые мечтают о путешествиях, но по каким-то причинам не могут себе это позволить. Это очень актуальная тема в период коронавирусных ограничений. Все наши модели либо вдохновлены путешествиями, либо вдохновляют на путешествия. Основные наши мотивы — это маяки, самолеты, небо, море, киты, белые медведи, северные города и южные пляжи — дальние, укромные местечки, в которые многие мечтают попасть. Мы практически не делаем бланковых вещей, то есть на каждой нашей вещи, будь то футболка, толстовка, платье или брюки, всегда есть какой-то символ, элемент или принт. Наша одежда служит визуализатором мечты. То есть основная наша целевая аудитория — это мечтатели.
Продавая всем вместо своей аудитории, вы не сможете:
ЦА неоднородна. Нужно сегментировать клиентов на более узкие группы и грамотно выстраивать позиционирование — подбирать для каждого сегмента аргументы, почему клиенту лучше выбрать вас, а не конкурентов. Помимо или вместо сегментов аудиторию можно разделить на когорты — группы людей, которые совершили или могут совершить одно и то же действие в заданный промежуток времени.
В любом бизнесе необходимо отстраиваться от конкурентов. Чтобы получить свою долю клиентов, нужно чем-то отличаться. Кто-то пытается каким-то цветом, либо фасоном, либо пошивом отличиться, может быть, какими-то методами обработки ткани или навороченным способом нанесения изображений, которые будут светиться в темноте.
Свитшоты, толстовки, худи долгое время были больше элементом спортивного гардероба, но в какой-то момент они стали повседневными предметами одежды. Когда этот этап начался, мы увидели, что на рынке превалируют тёмные, приглушённые тона. Мы почувствовали, что можем о себе заявить и выделиться среди конкурентов колористикой нашего продукта и настроением путешествий, которое мы транслируем.
Можно выстраивать позиционирование, больше отталкиваясь от общего портрета целевой аудитории, а можно — от задач, которые вы помогаете решить клиенту. Так называемых jobs to be done — «работ, которые должны быть сделаны» и на которые вы «нанимаете» продукт.
Например, приходя в магазин одежды, клиент может хотеть:
Для разных сегментов аудитории могут быть актуальны разные задачи — вы должны хорошо понимать, что именно и кому вы продаёте.
Чтобы изучить нашу целевую аудиторию, мы составляем аватары клиентов. Выбираем типовых клиентов, просматриваем, чем они увлекаются, какие покупки совершают, и выделяем 3-4 разные группы. Если раньше ЦА разделяли по возрасту (школьники, студенты), то сейчас я больше придерживаюсь поведенческого формата. Мы смотрим в соцсетях, чем представители этих аудиторий занимаются, чем увлекаются, за какими брендами, блогерами и стилистами они следят. Это всё прописано для каждой из четырёх аудиторий. Это помогает выстраивать маркетинговую коммуникацию не с какими-то абстрактными людьми, а с конкретными группами.
На предыдущем этапе вы погрузились в контекст и получили набор проблем. Далее с учётом этого подумайте об отстройке: что такого уникального вы можете предложить клиенту.
Уникальное торговое предложение (УТП) — это ёмко сформулированная причина, по которой клиент должен выбрать именно вас, а не конкурентов.
Наше УТП меняется от года к году, компания растёт, продукт меняется очень сильно. Сейчас у нас нет прописанного УТП. В целом я бы сформулировала его так: мы — бренд из Сибири, который производит одежду в России и для которого важен искренний сервис в магазинах.
Изначально наше УТП было таким: одежда российских брендов. В 2014 году для людей понятие «Сделано в России» было чем-то диковинным. Многим казалось, что всё шьют в Китае, а если одежда из России, то это какой-то «ивановский трикотаж».
Я дополнил УТП ещё и тем, что это небольшие локальные марки, то есть одежда, которую не встретишь в массмаркете. Я позиционировал эти вещи как уникальные. Покупая футболку, человек может быть уверен, что во всём городе такая же может быть максимум у 2-3 человек.
Анализ рынка щедр на подсказки: даже если кажется, что сейчас выделиться просто нечем, УТП можно вывести из нейтральных характеристик бизнеса — пока этого не сделали соперники.
К примеру, вы заказываете вещи, которые сочетаются между собой, чтобы покупатель смог подобрать комплект. Так делают многие магазины. Превратите факт в позитивное откровение: пусть консультанты подсказывают, как составлять образы, на манекенах висят сочетающиеся между собой вещи, а в соцсетях магазина — фотографии готовых образов на моделях.
Сформулировать и проверить УТП на практике помогут уже не проблемно-контекстные, а проблемно-решенческие интервью. С их помощью можно проверять гипотезы решений.
Отталкиваясь от набора проблем клиентов, вы разрабатываете гипотезу решения — что и по какой цене вы хотите предложить. Приходите с этим к тем же 50 клиентам и пробуете продать товар прямо на интервью. Если не продаётся, корректируете гипотезу или формулируете новую и снова идёте получать обратную связь от рынка. И так до тех пор, пока не найдёте рабочее предложение.
Важно пытаться продать товар или услугу, потому что на ни к чему не обязывающий вопрос «Ну, как вам такое предложение?» клиенты могут отвечать положительно из вежливости. А в процессе продажи всплывут реальные возражения. Например, высокая стоимость, что скажет или о на самом деле завышенных ценах, или о том, что респонденты — не ваша целевая аудитория.
В случае магазина одежды некоторые гипотезы можно проверить только практикой. Но можно прибегнуть к непрямым продажам: запустить лид-формы в соцсетях, лендинг с акционным предложением или создать аккаунт в Инстаграме с фотографиями моделей в одежде вашего магазина. Суть в том, чтобы увидеть отклик на предложение. Но реальную картину вы получите только после открытия магазина.
Мы поняли, что наш продукт будет интересен людям, благодаря Инстаграму. В 2014 году, когда был самый расцвет этой соцсети, мы опубликовали первые фотографии вещей, и нам сразу же стали поступать первые заказы. Их было не так много, они были единичные, но мы увидели, что отклик есть.
Мария Тепляшова,
соосновательница бренда одежды Captains Mate
Гипотеза — это предположение, основанное на имеющихся данных, которое можно подтвердить или опровергнуть. Рецепта идеального УТП нет, поэтому лучше вывести несколько гипотез и проверить их на практике. И чем быстрее, тем лучше.
В гипотезе должны быть «зашиты» проблема и решение. Например, вы сформулировали такую гипотезу:
Примерка с личной консультацией стилиста будет приносить на 100% больше дохода, чем обычная примерка.
Пятьдесят ваших респондентов, скорее всего, поделятся на несколько сегментов. Например, вы разговаривали с женщинами 25-35 лет. Оказалось, что среди них есть мамы в декрете, а есть бизнесвумен. Вы тестируете гипотезу на одном сегменте и на другом.
В случае с этой гипотезой может произойти следующее.
В дальнейшем можно выделить и найти ещё несколько близких сегментов и сформулировать для них отдельные УТП.
Второй подход к разработке УТП — метод специалиста в области бизнес-моделей Алекса Остервальдера. Полезно использовать оба подхода.
Из УТП должно быть ясно, какую проблему клиента вы решаете и как именно это делаете. Остервальдер выделяет такие типы потребительских проблем:
Основные задачи клиентов, которые они хотят закрыть в вашем магазине (те самые JTBD), могут быть:
Заполним шаблон Остервальдера на примере магазина одежды.
![]() | |
Услуги
|
Задачи
|
Факторы помощи
|
Проблемы/боли
|
Факторы выгоды
|
Выгоды
|
Регулярно пересматривайте и дополняйте шаблон, чтобы:
Уникальное предложение можно составить по одному из этих шаблонов.
«Товар без того, что вызывает страх у покупателя»
Одежда и обувь только из натуральных материалов. Сработает, если аудитория готова платить больше за состав вещей.
«Если…, то…»
Такая структура используется для обещания гарантий: «Если вещи поменяют свою форму/цвет в первые три месяца, мы вернём деньги».
«Привычный товар + дополнительная польза»
Важно, чтобы польза была не надуманной, а исходила из потребностей ЦА. Например, средство для ухода за вещью в подарок к покупке.
«Товар + особенность»
Уникальное заключено в самом товаре, некое исключительное свойство. Например, «Платья, которые не требуют глажки».
«Для»
Укажите конкретный сегмент аудитории ― бюджетная одежда для всей семьи.
«Исключительность»
Предполагает, что товар есть только у вас, ― единственный в городе дистрибьютор премиальных брендов обуви.