С 2024 года маркировка товаров станет обязательной для всех отраслей промышленности. Производители будут наносить на продукцию специальные штрихкоды, а владельцы розничных магазинов — принимать и продавать только маркированный товар, иначе получат штрафы. В статье — какие товары маркируют уже сейчас и как с этим работать.
Маркировка — это контрольно-идентификационный знак (КИЗ), который размещают на упаковке или этикетке товара. Он помогает отличить оригинал от подделки. Так государство борется с контрафактом и пытается уберечь покупателей от некачественных товаров.
Вся информация о маркированном товаре фиксируется в государственной информационной системе «Честный ЗНАК». Бизнес обязан вносить данные в систему, чтобы можно было отследить весь путь товара: от производства до реализации.
КИЗ расположен в левом верхнем углу
Цепочка выглядит так:
Процессом управляет единый оператор маркировки — Центр развития перспективных технологий.
Схема пути товара от производителя до покупателя. Источник: сайт «Честный ЗНАК»
КИЗы содержат информацию о товаре. Коды бывают разные, в зависимости от товаров, самый популярный тип — двумерный код Data Matrix. Каждый код заносится в Национальный каталог товаров — часть платформы «Честный ЗНАК». В каталоге есть карточки всех маркированных товаров. Конечный потребитель может ввести код и узнать информацию, например о конкретной куртке: кто, когда и где её произвёл, импортировал и продал.
Информация о маркированной мужской куртке. Источник: сайт Национальный каталог
Если обнаружится, что на товарах нет маркировки или правила её нанесения нарушены, грозят штрафы : для ИП — от 5 до 10 тысяч рублей, для юридических лиц — от 50 до 300 тысяч рублей. Кроме того, весь немаркированный товар конфискуют.
За нарушение закона может грозить и уголовная ответственность . Она наступит, если стоимость проданных немаркированных товаров превысит 1,5 миллиона рублей. В этом случае ИП или юрлицу грозит лишение свободы до 3 лет и 80 тысяч рублей штрафа.
Мы начали готовиться заранее. И все сделали вовремя, в отличие от конкурентов, процентов 90% из них никак не подготовились. Мы выделили человека, который три месяца этим занимался. Он полностью все изучил и подготовил 20 магазинов к маркировке. Сложнее всего было с остатками на складе, первые месяцы были проблемы у продавцов. Но сейчас всё как по маслу.
К 2021 году уже маркируют меховые шубы, духи, лекарства, шины, обувь, легкую промышленность, молочную продукцию и бутилированную воду. Список товарных категорий ежегодно пополняется, каждая проходит три стадии.
Разберём их на примере обуви, которую маркируют с июля 2020 года.
Этап 1. Эксперимент
Эксперимент по маркировке обуви проходил с июня 2018 года по март 2020 года. За этот период производители могли протестировать систему, купить оборудование и наладить процессы. КИЗы можно было получить бесплатно.
Этап 2. Маркировка новой продукции и продажа немаркированных остатков
С 1 июля 2020 года на всю обувь необходимо наносить маркировку. Производители и продавцы оформили электронную подпись и купили оборудование, если не сделали это раньше, зарегистрировались на платформе «Честный ЗНАК» и начали маркировать обувь. Код для каждой новой немаркированной пары стоил 50 копеек. Бесплатные коды были доступны только для маркировки остатков и товаров в стадии эксперимента.
Этап 3. Запрет продажи немаркированной продукции
На этом этапе продавать обувь без КИЗ — незаконно.
Если в законе обозначено, что вся резиновая обувь подлежит маркировке и в пояснениях нет уточнения, что «только для взрослых», значит должна маркироваться вся обувь. Задача по уточнению подобной информации ложится на саму компанию. Потому что информация может со временем измениться. Когда компания начинает работать с маркированным товаром, важно самостоятельно уточнять, какие требования существуют в настоящий момент.
1. Купите или арендуйте онлайн-кассу. Если у вас уже есть, обновите программное обеспечение.
Для работы с «Честным ЗНАКом» на кассе должно быть актуальное программное обеспечение. И если кассу установили давно, интернет не был подключен и касса в течение года не обновлялась, стоить проверить актуальность прошивки и приобрести, если нужно.
2. Заключите договор с оператором фискальных данных (ОФД). Важно прописать в документе, что оператор обязуется передавать сведения системе «Честный ЗНАК».
3. Оформите усиленную квалифицированную подпись (УКЭП). Она нужна для работы с системой.
4. Подключите электронный документооборот (ЭДО). Через систему вы будете принимать универсальные передаточные документы (УПД) на товар. УПД объединяют накладную и счёт-фактуру, в которых фиксируются коды маркировки.
5. Зарегистрируйтесь в «Честном ЗНАКе».
6. Настройте учётную систему для работы с кодами. При приёмке товара магазин проверяет электронный УПД от поставщика и ставит на баланс все товары. Через ЭДО данные о маркированной продукции интегрируются в систему «Честном ЗНАК».
7. При продаже товара кассир при помощи 2D-сканера считывает КиЗ, кассовая техника его определяет и после оплаты вносит в чек. Эти данные поступают ОФД, после чего оператор передает информацию в ФНС и систему «Честный ЗНАК».
Вы пробиваете товар, но штрихкод не считывается или вместо блузки система выдает джинсы. Это может произойти по таким причинам:
Розница принимает товар уже с маркировкой, проверяет его и выводит из оборота. Маркировать товар придётся, если:
Перед продажей такого товара закажите новые КИЗы в личном кабинете платформы «Честный ЗНАК», оплатите их, скачайте, распечатайте и нанесите на упаковки. После этого отсканируете этикетки, введите продукцию в оборот заново.