Чтобы установить цены на товары, важно знать их себестоимость, к которой потом прибавляется наценка. Рассказываем, как рассчитать затраты и сформировать оптимальную ценовую политику.
Себестоимость — это затраты, связанные со всем необходимым для продажи товара.
Главные категории расходов:
Постоянные — обязательные расходы, которые вы будете нести, даже если продаж нет.
Переменные — издержки, которые возникают только если есть продажи.
Категория издержек | Прямые | Косвенные |
Переменные | Закупка и доставка товаров от поставщика; эквайринг; доставка до клиента (если есть); премиальная часть зарплаты продавцов | Вода; электричество; амортизация оборудования; реклама |
Постоянные | Фиксированная часть зарплаты продавцов и всех, кто обслуживает работу торгового зала | Аренда помещения; интернет; зарплата бухгалтера и гендиректора; проч. |
Себестоимость зависит от способа расчёта. Самый примитивный — котловой, он часто подводит.
Есть производственные расходы, а есть управленческие и коммерческие: маркетинг, реклама, зарплата менеджеров. Часто считают скопом все расходы на производство и все расходы на управление — складывают их и делят на объём продаж. И получают несуразную себестоимость, потому что управленческие расходы от объёма продаж никак не зависят.
Другой подход — маржинальный, когда считают только прямые переменные расходы. В этом случае можно планировать, сколько единиц товара и по какой цене надо продать, чтобы покрыть аренду, зарплату управляющего персонала, расходы на продвижение, налоги и т. д., чтобы ещё остались дивиденды.
В себестоимость включаются расходы на транспортировку, упаковку товара. А при продажах через интернет — ещё и доставку до клиента, если, например, у вас своя курьерская служба.
Наименование | Тренч | Серьги | Туфли |
Закупочная цена | 3000 рублей | 500 рублей | 2500 рублей |
Доставка от поставщика | 30 рублей | 10 рублей | 50 рублей |
Упаковка | 40 рублей | 100 рублей | 10 рублей |
Себестоимость | 3070 рублей | 610 рублей | 2560 рублей |
Пример расчёта себестоимости товарных позиций без учёта доставки клиенту
Цена = себестоимость + наценка
Цена в сознании покупателя должна быть справедливой. Если он платит вам больше, чем конкурентам, он должен понимать почему. Чем сильнее ваше УТП и платёжеспособнее аудитория, тем выше может быть наценка.
Наценка, в среднем, составляет 2,5-2,8 от себестоимости. Если себестоимость 1500 рублей, розничная цена будет 1500 x 2,5 = 3750. Но это примерно: всё зависит от конкретных позиций. В себестоимость включаю также транспортные расходы.
Рассчитывая наценку, учитывайте, что у разных категорий товаров разная эластичность спроса, то есть реакция потребителей на изменение цены. На эластичность влияют, например, такие факторы:
Методы отличаются по ключевому критерию, можно выбрать наиболее подходящий или сочетать.
Самый простой способ ценообразования: к издержкам прибавляется необходимая компании прибыль. Но даже если вы настроились на минимальную прибыль, нет гарантии, что товар купят. Цена всё равно может быть выше рынка.
Мы мультибренд — цены нам говорят дизайнеры. У нас есть матрица товарного предложения с разбивкой на диапазоны цен. Дальше мы скаутим и договариваемся с теми ценовыми диапазонами, которые необходимы компании для достижения целей. В договоре прописываем, что цены у нас такие же, как у дизайнеров в Инстаграме или где бы то ни было. Самая средняя наценка на украшения — 2, то есть маржа 50%.
Вы стараетесь установить цену ниже, чем у конкурентов, то есть демпингуете. Метод подходит, когда вы предлагаете привычные и широко распространённые товары.
Ваш конкурент решил снизить цены на ботинки челси. Предлагать аналогичные ещё дешевле — прямые убытки. Чтобы удержать покупателей, вы можете подготовить специальное предложение. Например, запустить акцию «Средство по уходу за обувью в подарок». Это увеличит себестоимость, но позволит конкурировать с другим магазином.
Без акций цены выше или значительно ниже рынка, если ассортимент стандартный, отпугивают покупателей. В первом случае потребитель не понимает выгоды, а во втором — сомневается в качестве продукции.
Как правило, при таком подходе цена существенно выше себестоимости. Но благодаря маркетинговой стратегии компании удаётся придать товарам дополнительную ценность.
Это самый субъективный метод ценообразования: вы продаёте товар или услугу по цене, которую готов заплатить ваш клиент, исходя из собственных представлений о целевой аудитории. Чтобы узнать мнение покупателей, проведите несколько опросов или почитайте отзывы о продукции конкурентов.
Хорошей наценкой от себестоимости в нашей сфере считается умножение где-то в 3-4 раза. Если себестоимость изделия — 500 рублей, придётся продавать его хотя бы за полторы-две тысячи рублей, чтобы быть рентабельным.
Если придёте в магазин любой крупной торговой сети, которая продает одежду, вы удивитесь, как они умудряются с такими ценами зарабатывать. У этих компаний за счёт каких-то инструментов, производственных и маркетинговых, за счёт налаженных бизнес-процессов получается добиться себестоимости в 2-3 раза ниже, чем будет у вас. Если вы начинаете свой бизнес, не пытайтесь конкурировать с какими-то глобальными игроками. Это просто невозможно.
Соотнесите цены с точкой безубыточности в денежном выражении. Например, если точка безубыточности — 300 000 рублей в месяц, а средний чек — 2000, понадобится 150 клиентов, чтобы достичь такой выручки. Оцените, реально ли это. Если нет — подумайте, как поднять средний чек.