Собственный бизнес или франшиза: что лучше для открытия точки фастфуда

Чтобы не развивать бренд с нуля и использовать уже отлаженные процессы, можно открыть бизнес по франшизе. С помощью эксперта СберБизнеса по франчайзингу объясняем, как работает эта модель, какие минусы у неё есть и что важно при выборе бренда.

Как работает франшиза

Франшиза — разрешение вести бизнес от лица другого бренда и использовать его наработки: имя и дизайн, технологии производства, корпоративные стандарты, права на патенты и изобретения.

На практике это значит, что уже существующая компания берёт под крыло предпринимателя и разрешает ему вести бизнес от лица торговой марки. Продавца франшизы называют «франчайзер», покупателя — «франчайзи», а такую модель бизнеса в целом — «франчайзингом».

При покупке и запуске франшизы франчайзи платит бренду паушальный взнос. А начав работать, отчисляет роялти — ежемесячный фиксированный платёж или процент от оборота точки.

Плюсы и минусы франшиз

Представьте, что вы машинист поезда, вставшего на рельсы. Вы едете плавно и быстро, но с рельсов не свернуть, если захочется. Даже если вы знаете, что направо океан и Мальдивы. Можно, конечно, самому рвануть на Мальдивы, но кто тогда будет вести поезд?

Вот так и с франшизой: вы получаете ресурсы, но подчиняетесь общему курсу и большую часть работы делаете самостоятельно.

Плюсы

Меньше рисков

Владелец бренда уже совершил массу ошибок, которые поможет не совершить вам. Франшиза снимает много простых, но специфичных вопросов: какой режим налогообложения выбрать, где арендовать помещение, как вести учёт внутри компании, каким поставщикам можно доверять и проч.

Есть брендбук, прописаны все посылы компании, портрет целевой аудитории. Это прекрасно, так как, на мой взгляд, этой задачей всегда некогда заниматься.

 

Алексей Войтов,
совладелец франшизы суши-баров Kapibara, франчайзи сети парикмахерских «Воображуля», фрайчайзи сети Coffee Like в Смоленске

Экономия на первичных тратах

В среднем, вы сэкономите 20% на оборудовании и других обязательных расходах: купите только нужное и дешевле, сразу наймёте подходящий персонал и получите клиентов с меньшей для вас стоимостью привлечения.

Лояльные клиенты

В сфере общепита бренд очень важен: он привлекает посетителей, выступает гарантом определённого качества.

Минусы

Выплаты бренду

Паушальный взнос и роялти — это расходы, которые при открытии собственного бизнеса не возникают. Уже на этапе выбора франшизы желательно хорошо понимать, за что бренд получит эти деньги, какую поддержку он будет вам оказывать.

Зависимое положение

Например, вы не сможете самостоятельно разработать или значительно повлиять на маркетинговую стратегию, даже если лучше знаете специфику своего региона. Или противостоять общей ценовой политике.

Это не лёгкие деньги и не пассивный доход

Франшиза — полноценный бизнес, который нужно развивать, и бренд не будет делать это за вас. Основная причина закрытия франшизных точек — человеческий фактор. Кто-то не справляется с персоналом, кто-то через неделю после открытия бизнеса уезжает отдыхать, оставив всё на откуп администратору или родственнику. Кто-то не соблюдает требования франшизы, потому что думает, что знает лучше, что делать.

Что важно при выборе франшизы

Покупая готовую модель, убедитесь, что она рабочая, — проверьте франшизу до подписания договора. Вот на что обращать внимание.

Сколько лет франшизе и есть ли товарный знак

На набивание шишек уходит время, поэтому чем старше франшиза, тем большее количество проблем она успела решить. А значит, сможет уберечь от них франчайзи.

Например, в первые периоды использования CRM у управляющей компании могут возникать сложности: не пробивается промокод, номер телефона покупателя пропадает из базы, система «не грузится»‎. Со временем многие возникающие проблемы становится проще решать — у франчайзера уже есть отработанные схемы, знания о технической части CRM, отработано взаимодействие со службой поддержки. При налаженной работе системы у партнёра не будет проблем.

Хорошо, если бренд работает на рынке хотя бы 2-3 года. Отлично, если у него при этом есть зарегистрированный в Роспатенте товарный знак. Регистрация — длительный процесс, значит, опыт работы реальный, а бренд как таковой действительно существует.

Также хороший показатель — открытие новых точек, хотя бы по одной каждый квартал, и низкий процент закрывшихся. Но если владелец франшизы утверждает, что ни одна из точек сети не закрылась, это немного странно и стоит проверить информацию — в любом бизнесе есть неудачи.

Учитывайте, что чем старше и известнее компания, тем выше обычно порог входа. Потребуется больше вложений, и к самому франчайзи у бренда тоже будет больше требований: может быть важен опыт в отрасли, стартовый капитал, наличие связей и базы поставщиков и т. п.

На чём зарабатывает франчайзер

Есть два вида отчислений франчайзеру: паушальный взнос и роялти. Паушальный взнос выплачивается разово на старте — это порог входа и плата за ресурсы и экспертизу, которыми поделится бренд. Роялти — регулярные платежи, чаще всего ежемесячный процент от оборота точки.

Также бренд может обязать вас закупать определённый объём товара, программное обеспечение или оборудование только у него, если это предусмотрено договором. Или брать дополнительные взносы на рекламу федерального уровня.

Основной принцип такой: честному франчайзеру выгодно, чтобы точки окупались и хорошо работали, ведь чем выше оборот, тем больше роялти. Грабить франчайзи на старте он не будет — некоторые бренды вообще не берут паушальный взнос или легко соглашаются на рассрочку.

Если бренд требует крупный паушальный взнос просто за логотип, а о роялти не идёт и речи, вероятно, на вас хотят заработать здесь и сейчас, а дальше пустить в свободное плавание.

Что обещает финмодель

Финансовые модели франшиз всегда построены на лучших точках и позитивных ощущениях франчайзера. Советуем сверять обещанную прибыль, сроки окупаемости и другие параметры с реальной картиной.

Как это можно сделать:

а) На этапе подписания соглашения о намерениях попросите у франчайзера доступ к CRM-системе и отчётам о продажах. Если всё честно, такая просьба не вызовет вопросов и вам предоставят данные.

б) Возьмите у франчайзера контакты уже открытых франшиз и собственных точек бренда. Придите в эти торговые точки, пообщайтесь с владельцами, узнайте реальные окупаемость, посещаемость и средний чек. Познакомьтесь с процессами изнутри.

в) Самостоятельно оцените потенциал будущей точки. Посчитайте примерное количество человек в районе, где хотите открыть точку фастфуда, и сколько процентов из них могут стать вашими клиентами за месяц. Умножьте полученное число на средний чек по сети — это и будет ваш предполагаемый доход в месяц.

Например, в квартале 2 тысячи человек, из них доступная целевая аудитория с учётом конкурентов — 50%, то есть 1000. Ходить в кафе ежедневно будут не все. Предположим, каждый из них придёт один раз в течение двух недель, это 2 000 человек в месяц. Средний чек — 500 рублей. Предполагаемый оборот в месяц: 1 миллион рублей.

Только не забывайте, что все эти 1000 человек не придут разом в первую неделю. Какое-то время уйдёт на то, чтобы клиенты узнали о том, что вы открылись. А ещё в сфере общепита есть фактор сезонности — с осени по весну наибольший поток гостей, летом посещаемость кафе снижается. 

Какую помощь оказывает франчайзер

Опытный и ответственный франчайзер поддерживает на старте — именно за это вы платите паушальный взнос — и всячески помогает развиваться после запуска.

С чем может помочь франчайзер:

Уточните, что из этого перечня вам обещают, и узнайте у уже работающих франчайзи, так ли было у них.

Что написано в договоре

В российском законодательстве нет понятия «франшиза»‎, есть «договор коммерческой концессии»‎. В 30% случаев стороны заключают именно такой договор. Иногда стороны заключают комплексный лицензионный договор, по которому франчайзер передает права использования результатов интеллектуальной деятельности. В остальных случаях — или договор поставки, или договор об оказании услуг, но такие варианты должны вызвать подозрения — это ненадёжные модели сотрудничества по франшизе, к тому же это значит, что, скорее всего, у франчайзера просто не зарегистрирован товарный знак.

Вне зависимости от типа договора там должны быть прописаны:

Плохая формулировка — бренд «оказывает консультационные услуги»‎. Важна конкретика, вы должны понимать, где начинается и заканчивается ваша зона ответственности. Например, имеете ли вы право нанять промоутеров и раздавать флаеры, или это будет противоречить бренд-стратегии.  Или можете ли после согласования с управляющей компанией расширить ассортимент, продлить действие акций и запустить в продажу летнее меню раньше положенного срока.

Бренд-стратегия на 90% в руках у франчайзера. Если я изменю что-то без согласования с управляющей компанией, придёт тайный покупатель, сфотографирует точку, и всё равно придётся менять.

 

Алексей Войтов,
совладелец франшизы суши-баров Kapibara, франчайзи сети парикмахерских «Воображуля», фрайчайзи сети Coffee Like в Смоленске

В случае досрочного прекращения сотрудничества важно расторгнуть договор максимально быстро.

Главное

  1. Бизнес по франшизе  — это минимизация рисков и первичных трат, но не способ пассивного заработка.
  2. Работая по франшизе, вы должны подчиняться правилам управляющей компании. Если у вас есть экспертиза, вы хотите создать свой бренд и самостоятельно отвечать за его продвижение, лучше открывать что-то своё.
  3. При выборе франшизы проверьте компанию: сколько ей лет, есть ли зарегистрированный товарный знак, какая репутация на рынке. Задавайте вопросы, читайте отзывы, пообщайтесь с другими франчайзи.
  4. Внимательно ознакомьтесь с договором концессии или лицензионным: какую поддержку будет оказывать франчайзер, как он контролирует соблюдение стандартов, сколько вы будете ему платить, какие у вас права и обязанности и с чем вы останетесь, если работа не сложится.