К розничному бизнесу много требований: стандарты пожарной безопасности, договоры, обязательные журналы. Какие правила нужно знать, чтобы не нарушить закон, рассказываем в статье.
Работать без разрешения МЧС запрещено. Это требование относится и к юридическим лицам, и к ИП. Заявление подаётся в территориальное подразделение вместе с обязательными документами в свободной форме. Образец можно найти на сайте региональных управлений МЧС .
Эти документы вы можете получить от компании, которая установит вам систему пожарной безопасности. Для проверки систем водоснабжения и электроснабжения нужно привлекать других специалистов, поскольку эти системы уже включены в состав помещения, и для получения нужных документов потребуется только проведение работ по проверке их качества.
Пример эвакуационного плана
МЧС в лице Госпожнадзора принимает решение в течение 30 дней с момента подачи заявления и, если пакет документов собран верно, выдаёт заключение о соответствии требованиям пожарной безопасности.
Фитосанитарный сертификат оформляется на всю растительную продукцию , которая ввозится из-за рубежа. Вы должны его получать, если напрямую работаете с поставщиками из других стран. Для сертификата цветы должны пройти фитосанитарный контроль, а вы — получить акт контроля Госслужбы карантина растений России.
Товары, для которых необходим сертификат:
Карантинный сертификат оформляется на каждую партию цветов при перевозке внутри России. Его выдают пограничные пункты фитосанитарного контроля на основании закона «О карантине растений» . Карантинный сертификат на цветы оформляется в Россельхознадзоре в месте отправки цветов — поставщик должен приложить его к каждой партии.
Цветочным магазинам придётся работать в системе ФГИС «Аргус-Фито» — это государственная система для оформления и учёта фитосанитарных документов. В системе можно создавать, хранить и обрабатывать:
Для цветочных магазинов работа в системе «Аргус-Фито» необходима, чтобы передавать сведения о поставках новых партий в Россельхознадзор. У системы нет отдельного приложения, работают в ней через браузер в личном кабинете.
По закону «О защите прав потребителей» в торговом помещении магазина нужно разместить документы:
Чаще всего их размещают на стенде, который называют уголком потребителя. Такого понятия в законе нет, поэтому, если площадь магазина не позволяет выделить место под стенд, можно хранить необходимые документы на кассе и показывать по просьбе покупателей.
Об отсутствии документов в уголке потребителя Роспотребнадзор может узнать из жалобы покупателя или в ходе проверки. Штраф по статье 14.5 КоАП РФ для ИП составит до 2 000 рублей, для юридических лиц — до 40 000 рублей.
Если вы используете камеры видеонаблюдения, в магазине должна быть предупреждающая табличка. Разместите её на видном месте, чтобы у проверяющих не возникло вопросов. Выбрать можно табличку с изображением видеокамеры и указанием «В магазине ведётся видеонаблюдение».
Если вы увидели, что в помещении была сделана перепланировка, запросите у собственника выписку из ЕГРН, план помещения и заключение соответствующего органа о согласовании перепланировки.
Если помещение вас устраивает не полностью, и вы хотите сделать перепланировку, получите разрешение госоргана. Заявителем может быть только собственник помещения — поэтому если вы арендуете помещение, все возможные изменения, а также время подачи заявления нужно согласовывать с собственником.
Для того, чтобы получить согласование перепланировки, соберите пакет документов:
Проверить, состоит ли компания в реестре СРО, можно на сайте Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ). В графе поиска достаточно ввести ИНН фирмы, чтобы узнать, есть ли у нее свидетельство СРО.
Скриншот страницы сайта НОПРИЗ с формой для поиска организации по ИНН
Если помещение находится на первом этаже многоквартирного жилого дома, дополнительно потребуются:
Собрание может быть проведено в очной (когда собственники собираются для принятия решения) или заочной форме (когда собственники указывают свой выбор на опросном листе). Для согласования перепланировки нужно, чтобы согласны были более 50% владельцев.
Если вы планируете изменить фасад входной группы, потребуется заключение комитета архитектуры вашего города.
Готовый комплект документов нужно подать:
По закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вам нужно разработать программу производственного контроля. За её отсутствие суд может приостановить деятельность магазина на срок до 90 суток.
Образцы программы для каждого вида бизнеса есть в письме Роспотребнадзора № 01/4801-9-32. Обязательно укажите в программе:
Программу производственного контроля можете подготовить самостоятельно, использовав образцы из письма Роспотребнадзора, а можете обратиться в компанию, которая составит её для вас.
Помимо программы в цветочном магазине должны храниться специальные журналы — они предусмотрены правилами № 2.3.6.3668-20 . Готовые наборы журналов можно купить в магазине. В них предусмотрены все нужные поля: дата, название проводимой работы, подпись сотрудника. Вы и ваши ответственные работники должны регулярно их вести:
Если контролирующие органы (Роспотребнадзор, Госпожнадзор, трудовая инспекция) обнаружат, что в магазине есть не все необходимые документы, ИП и ООО могут получить штраф по ст. 6.3 КоАП РФ до 1 млн рублей или приостановление деятельности до 90 суток.
Помимо фитосанитарных и карантинных сертификатов на каждую партию товара у вас должны быть товарные или товарно-транспортные накладные. В них должны быть указаны полное наименование продукции, сорт, вес, количество, стоимость товара. Накладные прикладывает поставщик при каждой отгрузке товара.
Накладные нужно хранить, чтобы предоставить контролирующему органу в случае проверки. В соответствии с Перечнем архивных документов хранить товарные накладные нужно 5 лет, срок начинает течь с 1 января года, следующего за тем, в котором документ использовался последний раз: например, отразили в налоговой отчётности.
В законе требований к условиям хранения нет, поэтому вы можете выбирать любое оборудование — холодильные шкафы или холодильные камеры подходящих вам размеров и мощности.
У вас должны быть подписаны и находиться в торговой точке договоры:
Он заключается с региональным оператором по вывозу мусора. Акты об оказанных услугах тоже нужно хранить как подтверждение вывоза мусора.
Его необходимо заключать, если в вашем магазине используются люминесцетные, энергосберегающие и другие ртутные лампы.
Даже если вы не замечали в вашем магазине насекомых и грызунов, вы обязаны заключить такие договоры. Проводить работы по дератизации и дезинсекции вправе только компания с лицензией. Роспотребнадзор рекомендует проводить такие работы магазины раз в месяц.
У нас техническим обслуживанием всего оборудования занимается та же компания, которая нам его устанавливала.
Периодичность осмотров работников магазина — один раз в год.
За отсутствие необходимых договоров ИП и юрлица могут наказать приостановлением деятельности до 90 суток.
После подготовки всех необходимых документов подайте уведомление о начале деятельности в управление Роспотребнадзора в вашем регионе. Сделать это можно четырьмя способами: