Разрешения и документы

К розничному бизнесу много требований: стандарты пожарной безопасности, договоры, обязательные журналы. Какие правила нужно знать, чтобы не нарушить закон, рассказываем в статье. 

Разрешение на работу от МЧС 

Работать без разрешения МЧС запрещено. Это требование относится и к юридическим лицам, и к ИП. Заявление подаётся в территориальное подразделение вместе с обязательными документами в свободной форме. Образец можно найти на сайте региональных управлений МЧС

Документы для подачи заявления согласно перечню МЧС

Эти документы вы можете получить от компании, которая установит вам систему пожарной безопасности. Для проверки систем  водоснабжения и электроснабжения нужно привлекать других специалистов, поскольку эти системы уже включены в состав помещения, и для получения нужных документов потребуется только проведение работ по проверке их качества. 

Пример эвакуационного плана 

МЧС в лице Госпожнадзора принимает решение в течение 30 дней с момента подачи заявления и, если пакет документов собран верно, выдаёт заключение о соответствии требованиям пожарной безопасности. 

Фитосанитарный и карантинный сертификаты

Фитосанитарный сертификат оформляется на всю растительную продукцию , которая ввозится из-за рубежа. Вы должны его получать, если напрямую работаете с поставщиками из других стран. Для сертификата цветы должны пройти фитосанитарный контроль, а вы — получить акт контроля Госслужбы карантина растений России. 

Товары, для которых необходим сертификат: 

Карантинный сертификат оформляется на каждую партию цветов при перевозке внутри России. Его выдают пограничные пункты фитосанитарного контроля на основании закона «О карантине растений»‎ . Карантинный сертификат на цветы оформляется в Россельхознадзоре в месте отправки цветов — поставщик должен приложить его к каждой партии.

ФГИС «Аргус-Фито»

Цветочным магазинам придётся работать в системе ФГИС «Аргус-Фито» — это государственная система для оформления и учёта фитосанитарных документов. В системе можно создавать, хранить и обрабатывать:

Для цветочных магазинов работа в системе «Аргус-Фито» необходима, чтобы передавать сведения о поставках новых партий в Россельхознадзор. У системы нет отдельного приложения, работают в ней через браузер в личном кабинете. 

Уголок потребителя

По закону «О защите прав потребителей»‎ в торговом помещении магазина нужно разместить документы:

Чаще всего их размещают на стенде, который называют уголком потребителя. Такого понятия в законе нет, поэтому, если площадь магазина не позволяет выделить место под стенд, можно хранить необходимые документы на кассе и показывать по просьбе покупателей. 

Об отсутствии документов в уголке потребителя Роспотребнадзор может узнать из жалобы покупателя или в ходе проверки. Штраф по статье 14.5 КоАП РФ   для ИП составит до 2 000 рублей, для юридических лиц — до 40 000 рублей.

Если вы используете камеры видеонаблюдения, в магазине должна быть предупреждающая табличка. Разместите её на видном месте, чтобы у проверяющих не возникло вопросов. Выбрать можно табличку с изображением видеокамеры и указанием «В магазине ведётся видеонаблюдение».  

Документы на помещение

Если вы увидели, что в помещении была сделана перепланировка, запросите у собственника выписку из ЕГРН, план помещения и заключение соответствующего органа о согласовании перепланировки.

Если помещение вас устраивает не полностью, и вы хотите сделать перепланировку, получите разрешение госоргана. Заявителем может быть только собственник помещения — поэтому если вы арендуете помещение, все возможные изменения, а также время подачи заявления нужно согласовывать с собственником. 

Для того, чтобы получить согласование перепланировки, соберите пакет документов: 

Проверить, состоит ли компания в реестре СРО, можно на сайте Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ). В графе поиска достаточно ввести ИНН фирмы, чтобы узнать, есть ли у нее свидетельство СРО.

Скриншот страницы сайта НОПРИЗ с формой для поиска организации по ИНН

Если помещение находится на первом этаже многоквартирного жилого дома, дополнительно потребуются:

Собрание может быть проведено в очной (когда собственники собираются для принятия решения) или заочной форме (когда собственники указывают свой выбор на опросном листе). Для согласования перепланировки нужно, чтобы согласны были более 50% владельцев.  

Если вы планируете изменить фасад входной группы, потребуется заключение комитета архитектуры вашего города. 

Готовый комплект документов нужно подать:

Журналы в магазине

По закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»‎ вам нужно разработать программу производственного контроля. За её отсутствие суд может приостановить деятельность магазина на срок до 90 суток. 

Образцы программы для каждого вида бизнеса есть в письме Роспотребнадзора № 01/4801-9-32. Обязательно укажите в программе:

Программу производственного контроля можете подготовить самостоятельно, использовав образцы из письма Роспотребнадзора, а можете обратиться в компанию, которая составит её для вас. 

Помимо программы в цветочном магазине должны храниться специальные журналы — они предусмотрены правилами № 2.3.6.3668-20 . Готовые наборы журналов можно купить в магазине. В них предусмотрены все нужные поля: дата, название проводимой работы, подпись сотрудника. Вы и ваши ответственные работники должны регулярно их вести:

Если контролирующие органы (Роспотребнадзор, Госпожнадзор, трудовая инспекция) обнаружат, что в магазине есть не все необходимые документы, ИП и ООО могут получить штраф по ст. 6.3 КоАП РФ  до 1 млн рублей или приостановление деятельности до 90 суток. 

Хранение товаров

Помимо фитосанитарных и карантинных сертификатов на каждую партию товара у вас должны быть товарные или товарно-транспортные накладные. В них должны быть указаны полное наименование продукции, сорт, вес, количество, стоимость товара. Накладные прикладывает поставщик при каждой отгрузке товара. 

Накладные нужно хранить, чтобы предоставить контролирующему органу в случае проверки. В соответствии с Перечнем архивных документов хранить товарные накладные нужно 5 лет, срок начинает течь с 1 января года, следующего за тем, в котором документ использовался последний раз: например, отразили в налоговой отчётности. 

В законе требований к условиям хранения нет, поэтому вы можете выбирать любое оборудование — холодильные шкафы или холодильные камеры подходящих вам размеров и мощности.

Договоры на обслуживание

У вас должны быть подписаны и находиться в торговой точке договоры: 

1. Вывоза твёрдых бытовых отходов.

Он заключается с региональным оператором по вывозу мусора. Акты об оказанных услугах тоже нужно хранить как подтверждение вывоза мусора.

2. Утилизации ртутьсодержащих приборов.

Его необходимо заключать, если в вашем магазине используются люминесцетные, энергосберегающие и другие ртутные лампы.  

3. Поставки воды, электроэнергии в помещение магазина.

4. Слива сточных вод.

5. Дератизации, дезинсекции и дезинфекции в помещении магазина.

Даже если вы не замечали в вашем магазине насекомых и грызунов, вы обязаны заключить такие договоры. Проводить работы по дератизации и дезинсекции вправе только компания с  лицензией.  Ро­спо­треб­над­зо­р рекомендует проводить такие работы магазины раз в месяц.

6. Обслуживания системы вентиляции и кондиционирования.

У нас техническим обслуживанием всего оборудования занимается та же компания, которая нам его устанавливала.

Елена Чернина
основательница «зелёной» студии Krapiva

7. Установки и обслуживания системы сигнализации о пожаре.

8. Проведения медицинских осмотров.

Периодичность осмотров работников магазина — один раз в год. 

9. Стирки формы и белья работников магазина.

За отсутствие необходимых договоров ИП и юрлица могут наказать приостановлением деятельности до 90 суток.

После подготовки всех необходимых документов подайте уведомление о начале деятельности в управление Роспотребнадзора в вашем регионе. Сделать это можно четырьмя способами:

Чек-лист для открытия цветочного магазина 

  1. Получили заключение МЧС в лице Госпожнадзора.
  2. Подготовили документы из уголка потребителя и необходимые журналы в магазине.
  3. Собрали документы, подтверждающие законность перепланировки.
  4. Подписали все обязательные договоры со снабжающими компаниями.
  5. Подали уведомление о начале деятельности в Роспотребнадзор.