Работа с маркировкой

С 2024 года маркировка товаров станет обязательной для всех отраслей промышленности. Производители будут наносить на продукцию специальные штрихкоды, а владельцы розничных магазинов — принимать и продавать только маркированный товар, иначе получат штрафы. В статье — какие товары маркируют уже сейчас и как с этим работать.

Что такое маркировка

Маркировка — это контрольно-идентификационный знак (КИЗ), который размещают на упаковке или этикетке товара. Он помогает отличить оригинал от подделки. Так государство борется с контрафактом и пытается уберечь покупателей от некачественных товаров. 

Вся информация о маркированном товаре фиксируется в государственной информационной системе «Честный ЗНАК». Бизнес обязан вносить данные в систему, чтобы можно было отследить весь путь товара: от производства до реализации. 

КИЗ расположен в левом верхнем углу

Цепочка выглядит так: 

  1. Производители маркируют продукцию и вводят её в оборот. 
  2. Оптовые покупатели (поставщики и импортёры) сверяют данные в документах с фактическими кодами на товарах, утверждают УПД и передают в систему «Честный ЗНАК». При продаже товаров также формируется электронный УПД с кодами маркировки. 
  3. Владельцы розничных магазинов при поступлении товара сверяют фактические коды марки с данными в документах поставщиков. При совпадении — подтверждают приём товаров и передают информацию в «Честный ЗНАК». 
  4. Магазин принимает товар, продаёт его покупателю, пробивает чек. Оператор фискальных данных добавляет в чек код маркировки, передает информацию в «Честный ЗНАК» и тем самым выводит из оборота.

Процессом управляет единый оператор маркировки — Центр развития перспективных технологий.

Схема пути товара от производителя до покупателя. Скриншот из видеоурока на платформе «Честный ЗНАК»

КИЗ содержат информацию о товаре. Коды бывают разные, в зависимости от товаров, самый популярный тип — двумерный код Data Matrix. Каждый код заносится в Национальный каталог товаров — часть платформы «Честный ЗНАК». В каталоге есть карточки всех маркированных товаров. Конечный потребитель может ввести код и узнать информацию о конкретном флаконе духов: кто, когда и где его произвёл, импортировал и продал. 

Информация  о маркированном парфюмерном наборе. Скриншот с сайта Национальный каталог

Что будет при работе без маркировки

Если обнаружится, что на товарах нет маркировки или правила её нанесения нарушены, грозят штрафы : для ИП — от 5 до 10 тысяч  рублей, для юридических лиц — от 50 до 300 тысяч рублей. Кроме того, весь немаркированный товар конфискуют.

За нарушение закона может грозить и уголовная ответственность . Она наступит, если стоимость проданных немаркированных товаров превысит 1,5 миллиона рублей. В этом случае ИП или юрлицу грозит лишение свободы до 3 лет и 80 тысяч рублей штрафа.

Дорожная карта маркировки

К 2021 году уже маркируют меховые шубы, духи, лекарства, шины, обувь, товары лёгкой промышленности, молочную продукцию и бутилированную воду. Список товарных категорий ежегодно пополняется, каждая проходит три стадии. 

Разберем их на примере парфюмерной продукции, которую маркируют с октября 2020 года.  

Этап 1. Эксперимент

Эксперимент по маркировке парфюмерной продукции проходил с июля по ноябрь 2019 года. За этот период производители могли протестировать систему, купить оборудование и наладить процессы. На этом этапе можно было бесплатно получить КИЗ. 

Этап 2. Маркировка новой продукции и продажа немаркированных остатков

Производители и продавцы оформили электронную подпись и купили оборудование, если не сделали этого раньше, зарегистрировались на платформе «Честный ЗНАК» и начали маркировать одежду и белье. Код для каждой упаковки, например постельного белья, стоил 50 копеек. Бесплатные коды доступны только для маркировки остатков и товаров в стадии эксперимента.

Этап 3. Запрет на немаркированную продукцию

С 1 января 2021 года продавать товары данной категории без КИЗ стало незаконно.

Как следить за обновлением сроков о маркировке

Периодически появляются новые виды товаров, которые подлежат маркировке. Стоит отслеживать свою товарную группу на сайте «Честного ЗНАКа»

1. На главной странице есть блок с товарами, которые нужно маркировать уже сейчас или в будущем.

Источник: сайт «Честный ЗНАК»

2. Кликните на товарную группу, например «велосипеды», и посмотрите, когда начнется период обязательной маркировки. 

3. Если пилот уже запущен, посмотрите конкретные товары. Для этого откройте раздел «Товары, подлежащие маркировке» и найдите таблицы, в которых указаны товарные позиции и их коды: ОКПД 2 — для отечественных товаров и ТН ВЭД ЕАЭС для импортных.

Виды товаров легкой промышленности, подлежащих маркировке. Источник: сайт «Честный ЗНАК»

4. Если вы сомневаетесь, подпадает ли ваш товар под маркировку, сравните код с данными в таблице на «Честном ЗНАКе». Коды импортных товаров можно узнать в справочнике «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза» . В нем подробно описан каждый тип товара. Отечественные товары — в справочнике «ОКПД 2 с расшифровкой по видам деятельности».

Как продавать маркированные товары в магазине

  1.  Купите или арендуйте онлайн-кассу. Если у вас уже есть, обновите программное обеспечение.
    Если кассу или ПО, которое с ней интегрировано, установили давно, интернет не был подключен и касса в течение года не обновлялась, проверьте актуальность прошивки и, если нужно, купите технику, которая поддерживает маркировку. 

  2.  Заключите договор с оператором фискальных данных (ОФД). Важно прописать в документе, что оператор обязуется передавать сведения системе «Честный ЗНАК». 
  3.  Оформите усиленную квалифицированную подпись (УКЭП). Она нужна для работы с системой. 
  4. Подключите электронный документооборот (ЭДО). Через систему вы будете принимать универсальные передаточные документы (УПД) на товар. УПД объединяют накладную и счёт-фактуру, в которых фиксируются коды маркировки. 
  5.  Зарегистрируйтесь в «Честном ЗНАКе». 
  6.  Настройте учётную систему для работы с кодами. При приёмке товара магазин проверяет электронный УПД от поставщика и ставит на баланс все товары. Через ЭДО данные о маркированной продукции интегрируются в систему «Честном ЗНАК».
  7. При продаже товара кассир при помощи 2D-сканера считывает КИЗ, кассовая техника его определяет и после оплаты вносит в чек. Эти данные поступают ОФД, после чего оператор передает информацию в ФНС и систему «Честный ЗНАК».

Какое оборудование понадобится рознице

  1. УКЭП — можно бесплатно получить в ФНС с 1 июля 2021 года, понадобится только купить токен.
  2. ПО для работы с маркированным товаром.
  3. 2D-сканер штрихкодов. Выбирайте модель с актуальной прошивкой и включённым режимом чтения кодов Data Matrix. 
  4. Онлайн-касса, соответствующая 54-ФЗ. 
  5. Подключение к электронному документообороту.  
  6. Лазерный принтер. Принтер нужен для маркировки остатков и перемаркировки продукции. Это дополнительные затраты — оцените их целесообразность. Сложите цену принтера, трудозатраты на установку ПО, расходные материалы и разделите на количество коробок, которые нужно промаркировать. Так вы получите стоимость одной этикетки. В некоторых случаях дешевле отдать это на аутсорс в типографию.

Что может пойти не так

Вы пробиваете товар, но штрихкод не считывается или вместо туалетной воды система выдает одеколон. Это может произойти по таким причинам: 

1.  Код маркировки оказался некорректным. 

Это сразу отразится в личном кабинете оператора фискальных данных и системе «Честный ЗНАК».  Такое может произойти, если КИЗ не перешел в право собственности владельца магазина. Принимайте коды от поставщика только через систему электронного документооборота. 

2. Тег, содержащий код маркировки, не соответствует ранее заявленному коду в системе. 

Это может случиться из-за сбоя в кассе или сканере штрихкода. Чтобы не допускать таких ситуаций, регулярно проверяйте работу всех систем и отслеживайте статус передачи чека через личный кабинет ОФД. 

Проверяйте маркировку при приемке и возврате товара. Штрафы грозят не только за отсутствие маркировки, но и за нарушения при нанесении: 

В каких случаях придётся самостоятельно маркировать товар

Розница принимает товар уже с маркировкой, проверяет его и выводит из оборота. Маркировать товар придётся, если:

Перед продажей такого товара закажите новые КИЗы в личном кабинете платформы «Честный ЗНАК», оплатите их, скачайте, распечатайте и нанесите на упаковки. После этого отсканируйте этикетки, введите продукцию в оборот заново.

Главное