С 2024 года маркировка товаров станет обязательной для всех отраслей промышленности. Производители будут наносить на продукцию специальные штрихкоды, а владельцы розничных магазинов — принимать и продавать только маркированный товар, иначе получат штрафы. В статье — какие товары маркируют уже сейчас и как с этим работать.
Маркировка — это контрольно-идентификационный знак (КИЗ), который размещают на упаковке или этикетке товара. Он помогает отличить оригинал от подделки. Так государство борется с контрафактом и пытается уберечь покупателей от некачественных товаров.
Вся информация о маркированном товаре фиксируется в государственной информационной системе «Честный ЗНАК». Бизнес обязан вносить данные в систему, чтобы можно было отследить весь путь товара: от производства до реализации.
КИЗ расположен в левом верхнем углу
Цепочка выглядит так:
Процессом управляет единый оператор маркировки — Центр развития перспективных технологий.
Схема пути товара от производителя до покупателя. Скриншот из видеоурока на платформе «Честный ЗНАК»
КИЗ содержат информацию о товаре. Коды бывают разные, в зависимости от товаров, самый популярный тип — двумерный код Data Matrix. Каждый код заносится в Национальный каталог товаров — часть платформы «Честный ЗНАК». В каталоге есть карточки всех маркированных товаров. Конечный потребитель может ввести код и узнать информацию о конкретном флаконе духов: кто, когда и где его произвёл, импортировал и продал.
Информация о маркированном парфюмерном наборе. Скриншот с сайта Национальный каталог .
Если обнаружится, что на товарах нет маркировки или правила её нанесения нарушены, грозят штрафы : для ИП — от 5 до 10 тысяч рублей, для юридических лиц — от 50 до 300 тысяч рублей. Кроме того, весь немаркированный товар конфискуют.
За нарушение закона может грозить и уголовная ответственность . Она наступит, если стоимость проданных немаркированных товаров превысит 1,5 миллиона рублей. В этом случае ИП или юрлицу грозит лишение свободы до 3 лет и 80 тысяч рублей штрафа.
К 2021 году уже маркируют меховые шубы, духи, лекарства, шины, обувь, товары лёгкой промышленности, молочную продукцию и бутилированную воду. Список товарных категорий ежегодно пополняется, каждая проходит три стадии.
Разберем их на примере парфюмерной продукции, которую маркируют с октября 2020 года.
Эксперимент по маркировке парфюмерной продукции проходил с июля по ноябрь 2019 года. За этот период производители могли протестировать систему, купить оборудование и наладить процессы. На этом этапе можно было бесплатно получить КИЗ.
Производители и продавцы оформили электронную подпись и купили оборудование, если не сделали этого раньше, зарегистрировались на платформе «Честный ЗНАК» и начали маркировать одежду и белье. Код для каждой упаковки, например постельного белья, стоил 50 копеек. Бесплатные коды доступны только для маркировки остатков и товаров в стадии эксперимента.
С 1 января 2021 года продавать товары данной категории без КИЗ стало незаконно.
Периодически появляются новые виды товаров, которые подлежат маркировке. Стоит отслеживать свою товарную группу на сайте «Честного ЗНАКа»
1. На главной странице есть блок с товарами, которые нужно маркировать уже сейчас или в будущем.
Источник: сайт «Честный ЗНАК»
2. Кликните на товарную группу, например «велосипеды», и посмотрите, когда начнется период обязательной маркировки.
3. Если пилот уже запущен, посмотрите конкретные товары. Для этого откройте раздел «Товары, подлежащие маркировке» и найдите таблицы, в которых указаны товарные позиции и их коды: ОКПД 2 — для отечественных товаров и ТН ВЭД ЕАЭС для импортных.
Виды товаров легкой промышленности, подлежащих маркировке. Источник: сайт «Честный ЗНАК»
4. Если вы сомневаетесь, подпадает ли ваш товар под маркировку, сравните код с данными в таблице на «Честном ЗНАКе». Коды импортных товаров можно узнать в справочнике «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза» . В нем подробно описан каждый тип товара. Отечественные товары — в справочнике «ОКПД 2 с расшифровкой по видам деятельности».
Если кассу или ПО, которое с ней интегрировано, установили давно, интернет не был подключен и касса в течение года не обновлялась, проверьте актуальность прошивки и, если нужно, купите технику, которая поддерживает маркировку.
Вы пробиваете товар, но штрихкод не считывается или вместо туалетной воды система выдает одеколон. Это может произойти по таким причинам:
1. Код маркировки оказался некорректным.
Это сразу отразится в личном кабинете оператора фискальных данных и системе «Честный ЗНАК». Такое может произойти, если КИЗ не перешел в право собственности владельца магазина. Принимайте коды от поставщика только через систему электронного документооборота.
2. Тег, содержащий код маркировки, не соответствует ранее заявленному коду в системе.
Это может случиться из-за сбоя в кассе или сканере штрихкода. Чтобы не допускать таких ситуаций, регулярно проверяйте работу всех систем и отслеживайте статус передачи чека через личный кабинет ОФД.
Проверяйте маркировку при приемке и возврате товара. Штрафы грозят не только за отсутствие маркировки, но и за нарушения при нанесении:
Розница принимает товар уже с маркировкой, проверяет его и выводит из оборота. Маркировать товар придётся, если:
Перед продажей такого товара закажите новые КИЗы в личном кабинете платформы «Честный ЗНАК», оплатите их, скачайте, распечатайте и нанесите на упаковки. После этого отсканируйте этикетки, введите продукцию в оборот заново.