Открытие продуктового магазина: подготовка, нормы и требования

Площадь, склад, оборудование и расстояние от школ — рассказываем, что нужно учесть при открытии продуктового мини-маркета.

Помещение и планировка

Требования к помещению

Выбирая локацию для магазина, ориентируйтесь на удалённость от социально важных объектов. Если будете продавать алкоголь, расстояние от детских и образовательных организаций, библиотек, медицинских организаций, вокзалов, станций метрополитена, объектов спорта должно быть не меньше, чем это предусмотрено правилами в вашем регионе. Например, в Москве расстояние точки с продажей алкоголя до таких объектов должно быть не менее 100 м.

Если нашли подходящее помещение, проверьте, насколько его планировка соответствует вашим требованиям и закону. В СанПин 2.3.6.3668-20 есть подробный перечень условий, которые нужно соблюдать в продуктовом магазине:

  1. Помещения для хранения товаров не проходные, то есть путь покупателей не прерывается складскими помещениями.
  2. Места для хранения и предпродажной подготовки товаров не расположены под санузлами.
  3. Место для отгрузки товара не пересекается с подъездами в жилых домах.
  4. Организовано раздельное хранение продовольственных и непродовольственных товаров.
  5. В помещениях со скоропортящимися продуктами стены на высоту 1,8 метра от пола выложены керамической плиткой или обработаны водоустойчивыми синтетическими красками.
  6. Полы сделаны из водонепроницаемых и огнеустойчивых материалов.
  7. Оборудованы:

Обычно все здания подключены к системам очистки сточных вод — это можно уточнить у собственника. Если магазин не присоединён к системам очистки, нужно подписать договор на вывоз жидких бытовых отходов.

Согласно СанПин 2.3.6.3668-20 влажную уборку нужно проводить ежедневно. 

Перепланировка

Если вас не устраивает разграничение площадей в помещении, можно сделать перепланировку или реконструкцию. При перепланировке основные характеристики помещения не меняются — например, только добавляются внутренние перегородки. При реконструкции появляются дополнительные выходы, меняется форма или размер оконных проемов.

И перепланировку, и реконструкцию необходимо согласовывать с органами власти. Заявителем может быть только собственник помещения — если вы арендуете помещение, все возможные изменения, а также время подачи заявления согласовывайте с собственником.

Для получения разрешения на перепланировку нужно подготовить:

Если помещение находится на первом этаже многоквартирного жилого дома, дополнительно потребуются:

Обратитесь в управляющую компанию или в ТСЖ, чтобы они организовали собрание. Оно может быть проведено в очной форме (когда собственники собираются для принятия решения) или заочной (когда собственники указывают свой выбор на опросном листе). Для согласования перепланировки нужно, чтобы согласны были более 50% владельцев.

Собственнику нужно подать заявление с приложенными документами:

Пандусы

По СанПин 59.13330.2016 в зданиях должны быть установлены пандусы. Конструкции из стального каркаса наиболее удобные, но есть и более экономичные варианты.

Оборудование и инвентарь для магазина

Без чего не получится законно хранить и продавать продукты:

В магазине нужно принимать товарные накладные, ставить товар на учёт, передавать данные о продажах, проводить инвентаризацию на базе данных склада ЕГАИС. Для этого вам понадобятся:

Инженерные коммуникации

Вентиляция

При выборе вентиляционной системы учитывайте, насколько хорошо она:

Если магазин расположен на первом этаже жилого дома или другого общественного здания, в нём должны быть отдельные системы вентилирования воздуха, не присоединённые к вентиляции здания.

В складских и кладовых помещениях должна быть естественная вытяжка с раздельными выводящими каналами и воздуховодами.

Чаще всего магазины оборудуют приточно-вытяжной системой: свежий воздух поступает через наружные приточные решётки, проходит очистку и поступает в помещение по воздуховодам, а отработанный воздух удаляется через вытяжные системы. Перед монтажом оборудования специалист проведёт расчёты по необходимому объёму воздуха: 20 м³/ч на одного посетителя, 60 м³/ч на одного сотрудника.

Звукоизоляция и канализация

Если магазин расположен в жилом доме, дополнительно в магазине нужно обеспечить звукоизоляцию, а систему канализации нужно отделить от общей домовой: стояки бытовой канализации из верхних этажей жилого дома нельзя прокладывать в помещении магазина.

Если магазин расположен в отдельном здании, то следить за ливневой канализацией и очисткой ливневых стоков должен предприниматель: требования установлены СанПин 2.3.6.3668-20.

Освещение

Нормы освещения стоит проверить по СанПин 52.13330.2016: если в вашем магазине нет касс самообслуживания, освещённость должна составлять не менее 300 люксов (лк). Если кассы самообслуживания есть, то объём света должен быть не менее 400 лк. В магазинах стараются обеспечить освещение трёх видов:

Очень важно при планировании магазина закладывать в проект помещения все санитарные нормы. Лучше на этапе проектирования переплатить специалисту по системе безопасности, например, ХАССП, который заложит в планировку помещения все необходимые детали: отдельные раздевалку для сотрудников, помещение для инвентаря для уборки, обеспечит разнопоточность входа и выхода. Все эти нюансы сэкономят в будущем много денег. В других магазинах мы часто замечаем, что без кардинальной перестройки не обойтись — создать новое помещение оказывается проще, чем пытаться найти инженерные решения, чтобы привести его в нормативный вид.

Илья Елпанов,
основатель агрегатора малых производителей и хозяйств «Ешь деревенское»

Охранная и пожарная системы       

Охранная система безопасности в магазине не обязательна, но она важна для защиты имущества и безопасности сотрудников. Часто владельцы бизнеса используют такую комбинацию функций охранной системы:

Основные требования пожарной безопасности:

За нарушение правил пожарной безопасности бизнес может получить штраф: для ИП — до 30 тысяч рублей, для юрлиц — до 200 тысяч рублей.

Хранение пищевых продуктов

Учитывая условия хранения продовольственных товаров, помещения магазина можно разделить на две группы:

Как хранить продукты:

Твёрдые сыры

При температуре от +2°С до +6°С хранятся до 15 суток.

При температуре от 0°С до +4°С — до 3 месяцев. Перепада температур допускать нельзя — появится плесень.

Гироскопичные товары (сахар, кондитерские изделия, мука) Влажность 60%-75%.
Свежие фрукты, овощи, сыр и мясные продукты Влажность 85%-95%.
Макаронные изделия

Влажность до 70%, температура воздуха – до 30°С.

Картонные ящики на подтоварниках должны находиться на расстоянии минимум 70 см от стен и от других товаров.

Пряности Влажность 65%-70%, температура воздуха — 5°С-15°С с соблюдением правил товарного соседства: пряности легко впитывают посторонние запахи и передают их.
Подсолнечное масло Температура до 18°С.
Охлаждённая рыба Засыпают колотым льдом и хранят на открытых прилавках или в холодильных витринах не более 48 часов при температуре -2°С.

Требования к персоналу

С июня 2021 года в большей части регионов России введена обязательная вакцинация работников торговли (требования уточняйте в вашем регионе). Если кто-то из ваших сотрудников не вакцинирован, вы можете получить штраф: до 50 000 рублей для ИП и до 300 000 рублей для юрлиц. Если такое нарушение будет обнаружено повторно либо повлечёт причинение здоровью окружающим, суд сможет приостановить работу магазина до 90 суток.

Обычно команда продуктового мини-маркета состоит из:

Что сделать при найме персонала:

  1. Оформить санитарную книжку.
    Санитарная книжка должна быть у каждого сотрудника продуктового магазина. Раз в год надо проводить медосмотр. В магазине сотрудники должны находиться в рабочей одежде и регулярно поддерживать гигиену рук.
  2. Провести инструктаж по технике пожарной безопасности. Подготовьте лист ознакомления, чтобы каждый сотрудник в нём расписался.
  3. Сформулируйте функционал каждого работника. Он должен быть подробно описан в трудовом договоре или в должностной инструкции.
  4. Заключите договор о полной материальной ответственности дополнительно к трудовому. Его нужно заключить с кассиром и кладовщиком. Не с каждым работником можно заключить договор о полной материальной ответственности — сверьтесь с постановлением Минтруда России. Например, с бухгалтером или с работником младше 18 лет вы не можете заключить такой договор.

Вывеска

Мы привыкли, что торговая вывеска выглядит как красочный баннер с названием магазина. Но с юридической точки зрения это в первую очередь табличка, на которой продавец обязан разместить основную информацию о магазине:

Информация на табличке не должна вводить покупателей в заблуждение. В частности, не пишите фактический адрес вместо юридического. Если хотите рассказать, что принимаете оплату по картам, можете, например, наклеить стикер от банка на дверь.

Кроме обязательной таблички в магазине должна быть наружная вывеска.

Прежде чем заказывать вывеску для магазина изучите дизайн-код вашего города. Если он существует, найти дизайн-код можно на сайте администрации города или на специальной странице: обычно он состоит из порядков и правил размещения и эксплуатации информационных конструкций. 

Например, в Ижевске дизайн-код города описывает типы объектов, конструкций и правил, регулирующих внешний вид города. В Москве действует руководство по размещению вывесок в центральной части города.

Наружные вывески бывают:

Информационные вывески нужно согласовывать с органами власти. Например, в Москве это Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы (Москомархитектура), в Санкт-Петербурге — Комитет по градостроительству и архитектуре. В ведомстве нужно предоставить:

После получения согласия подайте пакет документов в дальнейшие органы: в Санкт-Петербурге, например, это ГКУ «Городская реклама и информация». К заявлению нужно приложить:

На рассмотрение заявления уходит до 60 дней, поэтому документы важно подготовить в точном соответствии с правилами: если в рассмотрении откажут, вы потеряете время на исправления.

За работу без обязательной вывески предусмотрены штрафы: для ИП — до 2,5 тысяч рублей, для юрлиц — до 40 тысяч рублей.

Работа в условиях пандемии COVID-19

Что делать для профилактики заболевания:

Какие документы нужны:

Социальная дистанция:

Какие документы должны быть:

приказ и инструкции для персонала.

Организация питания:

Какие документы должны быть:

приказ и инструкции для персонала.

Главное

Перед началом работы убедитесь в том, что:

  1. Помещения магазина соответствуют санитарным нормам и правилам пожарной безопасности.
  2. Товары хранятся правильно.
  3. Сотрудники подготовлены, необходимые документы с ними подписаны.
  4. Наружная вывеска согласована.