Расчётный счёт — это счёт в банке, на котором лежат деньги бизнеса. Использовать для предпринимательской деятельности личные счета и карты владельцев нельзя — налоговой это не понравится.
ООО вообще не могут вести бизнес без счёта. ИП разрешают не открывать его, но работать так будет сложнее. Ниже говорим о том, на что обращать внимание при выборе банка и условий обслуживания.
Без расчётного счёта не получится принимать оплату картами от клиентов и работать с контрагентами, которые доверяют только безналичным платежам.
ИП могут тратить деньги со счёта на что угодно, даже на личные нужды вроде покупки костюма, а вот ООО — только на нужды бизнеса.
К примеру, компании нужно закупить партию товара. Чтобы оплатить покупку, руководитель должен направить в банк платёжное поручение (платёжку) — распоряжение перевести со своего расчётного счёта на счёт продавца конкретную сумму.
Процесс можно упростить, если заказать бизнес-карту, которая будет привязана к счёту, — одну или несколько для себя и сотрудников. Тогда текущие расходы получится оплачивать напрямую с расчётного счета по принципу обычной банковской карты физлица. Так не придётся направлять в банк платёжные поручения и составлять авансовые отчёты, что снизит нагрузку на бухгалтерию.
Для выбора банка надо описать свою бизнес-модель: как зарабатываете деньги, как клиенты эти деньги будут платить и какие есть основные расходы. Например, если много оплат сотрудникам, что у банка с зарплатным проектом? А потом смотреть на тарифы и, конечно, надёжность.
Изучите рейтинги российских банков в СМИ и профильных ресурсах. Если выбранного банка нет ни в одном из них, это нехороший сигнал. Почитайте отзывы на форумах и посоветуйтесь с теми, кто уже открывал там расчётный счёт.
Банк, в котором вы откроете счёт, будет оказывать вам услуги РКО — расчётно-кассового обслуживания. В этот комплекс обычно входит:
За обслуживание банк будет брать плату: фиксированные суммы в месяц при подключении пакета услуг и комиссии за конкретные операции сверх пакета. Базовый тариф обычно подходит только бизнесам, у которых мало операций, поэтому салону красоты лучше присмотреться к расширенным пакетам услуг.
Сравните подходящие пакеты услуг в разных банках по таким критериям:
При выборе расчётного счёта ориентировались на самый низкий процент комиссии при оплате онлайн.
На старте можете не разобраться, но в процессе работы поймёте, какой функционал важен. Сначала обратите внимание на интерфейс личного кабинета в интернет-банке и сложность интеграции с другими сервисами и продуктами. Узнайте, как обстоят дела со службой поддержки - насколько оперативно сотрудники реагируют.
Если принимаете оплату от клиентов онлайн и нанимаете сотрудников, вам понадобятся эквайринг и зарплатный проект. Удобно подключить эти услуги в том же банке, где открываете РКО, но это необязательно.
Интернет-эквайринг — это приём оплаты по картам онлайн. Комиссия за интернет-эквайринг — важная статья расходов любой розничной точки, поэтому условия должны быть выгодными. Узнайте, какой будет комиссия для интернет-магазина с вашим оборотом. Хорошо, если деньги зачисляются на следующий день даже в выходные, а техническая поддержка работает круглосуточно.
Зарплатный проект — это банковская услуга по автоматическому зачислению зарплаты и и других выплат сотрудникам. Вы формируете реестр сотрудников с указанием сумм, а банк выпускает карты и ежемесячно переводит на них деньги с вашего счёта.
К зарплатному проекту всегда стоит присмотреться, потому что часто за просто платежи физлицам комиссия у банков максимальная, а в рамках зарплатного проекта её нет.
Бизнес-карта — карта, которая привязана к расчётному счёту. Её выпуск и обслуживание иногда включают в пакет услуг. Можно выпустить бизнес-карты сотрудникам и установить лимиты, чтобы никто не потратил больше установленной суммы.
Мы полностью обслуживаемся в Сбере и много продуктов там берём. Эквайринг, зарплатный проект — само собой. У нас есть даже рассрочка и оплата по QR-коду на сайте. QR-коды клиенты не очень любят, хотя через этот сервис есть продажи, а вот с интернет-эквайрингом сложностей не возникает. Наверно, это тоже зависит от нас: мы не очень анонсировали такую услугу.
В большинстве банков вас попросят прийти в отделение с пакетом документов и заполнить заявление. Открыть счёт в некоторых можно онлайн, оставив заявку. Вам позвонят, зарезервируют счёт и уточнят, когда передать документы.
Пакет документов для оформления может отличаться, но базовый такой:
Открытие счёта займёт 1-3 дня. При этом пользоваться реквизитами, как правило, можно сразу. Сообщать об открытии счёта в налоговую и другие инстанции не надо — банк сделает это за вас.
Могут, если вы ошиблись в документах или произвели впечатление фирмы-однодневки.
Открыть счёт в банке может только официальный представитель организации, например, генеральный директор компании, или его доверенное лицо с соответствующей доверенностью.
Генеральный директор может взять с собой сотрудника компании — например, бухгалтера или финансиста. Это не запрещено. Однако на все вопросы генеральный директор должен отвечать сам. Если директор молчит или не может внятно сформулировать, чем планирует заниматься компания, банк может отказать в открытии счёта.
По «антиотмывочному» закону 115-ФЗ банки обязаны отслеживать сомнительные операции. Вам могут приостановить дистанционное обслуживание и запросить документы по операциям, в обиходе это называют блокировкой счёта.
При платежах сомнительным контрагентам банк действительно может «заблокировать» счёт — это требование федерального закона. Это больно и неприятно, особенно для начинающего бизнеса, потому что на какое-то время парализует работу. Чтобы такого не случилось, нужно следовать рекомендациям банка и налоговой — проверять контрагентов.
Вот как лучше использовать расчётный счёт:
Например, сотрудник сам заплатил за срочный ремонт кондиционера в офисе и отдал бухгалтеру чек. Компания должна вернуть сотруднику деньги, и бухгалтер снимает с расчётного счёта нужную сумму наличными «на прочие цели». Если снимаемые со счёта суммы выходят, с точки зрения банка, за рамки разумного, у вас могут запросить подтверждающие документы.
Используйте безналичные расчёты. Лучше вернуть сотруднику сумму, потраченную на ремонт, безналичным переводом с указанием назначения платежа и обязательно сохранить первичные документы — чек, представленный сотрудником, отчёт сотрудника и т. д.
Например, назначение платежа «за консультации по бизнесу» не может считаться полным. Правильным будет указать: «Оплата по счёту № 345-0903 от 03.09.2021 за разработку дизайна сайта компании по договору № 24/11-14 от 15.11.2020 года. Сумма 345 00-00 без НДС».
Если из назначения платежа непонятно, кто, кому и за что платит, банк может счесть операцию лишённой экономического смысла. Транзитные потоки и не свойственные бизнесу платежи, не ведущие к реальным поставкам товаров и предоставлению услуг, свойственны фирмам-однодневкам. Банк, заметив такие операции среди прочих, типичных для отрасли, может заподозрить вас в отмывании доходов.
Часто у бизнеса несколько расчётных счетов в разных банках, а налоги выплачиваются с одного или наличными от имени физических лиц. Банки, с расчётных счетов которых вы ничего не платите, не знают, ведёте вы реальную деятельность или нет.
Перечисляйте налоги только безналично и с пониманием относитесь к запросам документов, подтверждающих уплату налогов. Следите за тем, чтобы объём платежей в бюджет соответствовал среднеотраслевому показателю. Например, такой, по мнению налоговой, была нагрузка за 2020-й год.